«Русские» оперы зарубежных композиторов

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Россия всегда привлекала европейцев своей загадочностью и мощью. А после появления таких титанов литературы, как Толстой и Достоевский, ее дух, культура еще сильнее стали манить всех тех на Западе, для кого эти понятия не пустой звук, а смысл существования. И музыка не осталась в стороне от этих процессов. Если же обратиться к истории оперы, то оказывается, что существует довольно много произведений, в основе которых русская литература, история и еще шире - русская жизнь. В целом, все оперы "из русской жизни" можно разделить на два основных вида. Те, в основу либретто которых положены произведения русской литературы, - их большинство; и оригинальные произведения, написанные зарубежными писателями и либреттистами на русскую тему.

Начнем с первых. Мало кому у нас известно, что "Пиковая дама" привлекала внимание композиторов еще до Чайковского. На этот сюжет созданы одноименная опера Ф. Галеви (1850, Париж, "Опера комик", либретто Э. Скриба по французскому переводу Пушкина, сделанному П. Мериме) и оперетта Ф. Зуппе (1864, Грац, по знаменитому карточному эпизоду из повести Пушкина). Весьма интересен был для зарубежных композиторов Гоголь (особенно под влиянием творчества Мусоргского). Гоголевскую "Женитьбу" положил на музыку известный чешский композитор Богуслав Мартину (1953, одноактная телеопера). Немецкий композитор Вернер Эгк создал оперу "Женитьба" (1957, Шветцинген, либретто автора). Среди наиболее известных произведений по романам Достоевского - опера выдающегося чешского композитора Леоша Яначека "Из мертвого дома" (1930, Брно, либретто автора), опера швейцарца Г. Зутермейстера "Раскольников" по "Преступлению и наказанию" (1948, Стокгольм, либретто П. Зутермейстера). Неоднократно обращавшийся к творчеству русских писателей (в частности к Чехову) итальянский композитор Лучано Шайи (отец известного дирижера Риккардо Шайи, артистический директор "Ла Скала в 1968-71 годах) написал оперу "Идиот" (1970, Рим, либретто Г. Ловерзо), Ренцо Росселини, брат знаменитого кинорежиссера Роберто Росселини, создал оперу "Легенда о возвращении" по "Братьям Карамазовым" (1966, Милан). Ряд композиторов обращался к творчеству Льва Толстого (среди них Б. Мартину, З. Фибих и др.), но большинство сочинений не оставило заметного следа в истории оперы. Пожалуй, наибольшую популярность приобрела опера Франко Альфано (известного тем, что именно ему завещал Джакомо Пуччини завершить свою оперу "Турандот") "Воскресение" (1904, Турин, либретто Ч. Ханау). На премьере оперой дирижировал всемирно известный дирижер Туллио Серафин. В этом веристском сочинении в партии Катюши блистали Мэри Гарден и Магда Оливеро. Не остались незамеченными западными музыкантами также пьесы Островского. "Катя Кабанова" Яначека по "Грозе" (1921, Брно, либретто В. Червинки) - одно из лучших зарубежных произведений на русскую тему в истории оперы, пользующееся неослабевающей популярностью (среди лучших постановок спектакли в Кельне (1985, режиссер Г. Купфер), Гамбурге (1986, режиссер П. Устинов). Известный швейцарский композитор и театральный деятель Рольф Либерман написал оперу "Лес" (1987, Женева). Из многочисленных попыток "омузыкалить" творчество Чехова хотелось бы отметить прекрасную, яркую комическую оперу "Медведь" Уильяма Уолтона (1967, Олдборо, либретто П. Дена). Эта опера шла в Москве в начале 90-х гг. в театре "Модерн-опера" (режиссер М. Кисляров).

История сочинений западных авторов, легших в основу оперных либретто, восходит к Вольтеру и его "Истории Русской империи при Петре Великом" (1759-63). Сюжет из этого сочинения, связанный с пребыванием инкогнито и работой плотником Петра I на судоверфи в голландском городе Саардаме (1697), увлек многих писателей и композиторов, а затем оброс легендами. Упомянем оперу А. Гретри "Петр Великий" (1790), приводившую в восторг Карамзина, оперу Г. Доницетти "Саардамский бургомистр или Два Петра" (1827, Неаполь, либретто Г. Джилардони) и, наконец "Царь и плотник" Альберта Лорцинга (1837, Лейпциг, либретто автора) - пожалуй, лучшую версию знаменитой легенды. Сочинение было весьма популярно в России, хотя и пришло к нам по цензурным соображениям (царя показывать на сцене было нельзя) довольно поздно (1907, Петербург, Народный дом).

Две оперы на русский сюжет на счету у итальянского композитора Умберто Джордано. Одна из них - "Федора" (1898, Милан, либретто А. Колаутти по драме В. Сарду) - популярна и сейчас. На мировой премьере, прошедшей под управлением автора, главные партии пели Джемма Беллинчони и Энрико Карузо. Менее известна опера "Сибирь" (1903, Милан, либретто Л. Иллика), которая недавно была поставлена в Красноярском театре оперы и балета (режиссер М.-Ф. Сичилиани). Надо откровенно признаться, что понимания русской жизни в сюжетах этих сочинений мало. В той же "Федоре" несуразно многое. Чего стоит только "нигилист" Лорис Ипанов (?), да и "шпионка" Федора не лучше.

Русская история, особенно древняя, привлекала многих других композиторов. У Ж. Бизе есть опера "Иван IV" (1865, либретто Ф. Леру, 1-я постановка состоялась в 1946 в Вюртемберге). Весьма своеобразна опера А. Дворжака "Димитрий" (1882, Прага, либретто М. Червинковой-Ригровой, по мотивам одноименной пьесы Ф. Шиллера). И, хотя либретто грешит против исторической правды (Лжедимитрий не авантюрист, а искренно заблуждающийся фанатик; основной конфликт - фантастический любовный треугольник Димитрий - Марина - Ксения, дочь Бориса Годунова; искажена роль Шуйского, который почему-то является опекуном Ксении, и многое другое), талант Дворжака ярко проявился в этой музыке. Сочинение до сих пор входит в репертуар оперных театров.

Некоторые произведения носят откровенно слабый характер и представляют лишь исторический интерес. Так, например, в операх "Иван" Грозный" и "Старый орел" (по легенде М. Горького "Хан и его сын") известного антрепренера Рауля Гюнсбурга, прославившегося тем, что он руководил с 1892 по 1951 театром в Монте-Карло (где состоялись мировые премьеры ряда опер Массне, Пуччини, Масканьи, Форе, Онеггера; где пели А. Патти, Н. Мельба, Э. Карузо) выступал сам Ф. Шаляпин (для которого они и были написаны). Для известного тенора Г. Поземковского была написана опера француза М.-С. Руссо "Тарас Бульба" по повести Гоголя (1922, Париж, "Гранд опера").
В данной статье лишь коротко освещена "русская тема" в творчестве зарубежных авторов. Думается, она еще ждет своего вдумчивого исследователя.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ