Забытые звёзды. Розанна Картери

Евгений Цодоков
Главный редактор

Эта женщина совершила удивительный поступок. В самом расцвете карьеры она оставила сцену ради семьи и детей. И не то, чтобы обеспеченный муж-коммерсант требовал от супруги уйти со сцены, нет! В доме была атмосфера мира и согласия. Решение приняла она сама, во что никак не хотели поверить ни публика, ни журналисты, ни импресарио.

Так, оперный мир потерял примадонну, соперничавшую с такими дивами, как Мария Каллас и Рената Тебальди, певшую с такими корифеями, как Марио дель Монако, Джузеппе ди Стефано. Теперь о ней мало кто помнит, разве что специалисты и оперные фанатики.

Не во всякой музыкальной энциклопедии или книге по истории вокала упоминается ее имя. А помнить и знать следовало бы!

Розанна Картери появилась на свет в 1930 году в счастливой семье, среди «моря» любви и достатка. Ее отец руководил обувной фабрикой, а мать была домашней хозяйкой, так и не осуществившей мечту юности - стать певицей. Свое увлечение она передала дочери, которую с детских лет стала приобщать к пению. Кумиром в семье была Мария Канилья.

Ожидания матери оправдались. У девочки оказался большой талант. После нескольких лет занятий у маститых частных педагогов она впервые в 15-летнем возрасте выходит на сцену в городке Скио для участия в концерте с Аурелиано Пертиле, карьера которого уже шла к завершению (он покинул сцену в 1946 году). Дебют оказался весьма успешным. Затем следует победа в конкурсе на радио, после чего выступления в эфире становятся регулярными.

Настоящий профессиональный дебют состоялся в 1949 году в римских Термах Каракаллы. Как это часто бывает, помог случай. Рената Тебальди, выступавшая здесь в «Лоэнгрине», попросила администрацию освободить ее от последнего спектакля. И тогда на замену великой примадонне в партии Эльзы вышла никому неизвестная восемнадцатилетняя Картери. Успех был громадным. Он открыл молодой певице дорогу на крупнейшие сцены мира.

В 1951 она дебютирует в «Ла Скала» в опере Н.Пиччини «Чеккина, или Добрая дочка», в дальнейшем неоднократно выступает на ведущей итальянской сцене (1952, Мими; 1953, Джильда; 1954, Адина в «Любовном напитке»; 1955, Микаэла; 1958, Лиу и др.).

В 1952 Картери поет партию Дездемоны в «Отелло» под управлением В.Фуртвенглера на Зальцбургском фестивале. Позднее эта роль певицы была запечатлена в фильме-опере «Отелло» (1958), где ее партнером был лучший «мавр» 20 века великий Марио дель Монако. В 1953 году на фестивале «Флорентийский музыкальный май» впервые на европейской сцене была осуществлена постановка оперы Прокофьева «Война и мир». Картери пела в этой постановке партию Наташи. В активе певцы была еще одна русская партия - Парася в «Сорочинской ярмарке» Мусоргского.

Дальнейшая карьера Картери являет собой стремительное вхождение в элиту мирового оперного вокала. Ей рукоплещут Чикаго и Лондон, Буэнос-Айрес и Париж, не говоря уже об итальянских городах. Среди множества ролей также Виолетта, Мими, Маргарита, Церлина, партии в операх итальянских композиторов 20 века (Вольфа-Феррари, Пиццетти, Росселини, Кастельнуово-Тедеско, Маннино).

Плодотворна деятельность Картери и в области звукозаписи. В 1952 году она участвовала в первой студийной записи «Вильгельма Телля» (партия Матильды, дирижер М.Росси). В том же году записала «Богему» с Г.Сантини. Среди живых записей «Фальстаф» (Алиса), «Турандот» (Лиу), «Кармен» (Микаэла), «Травиата» (Виолетта) и др. В этих записях голос Картери звучит ярко, с интонационным богатством и подлинной итальянской теплотой.

И вдруг все обрывается. Перед рождением второго ребенка в 1964 году Розанна Картери принимает решение оставить сцену...

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ