Слово — музыке! Великое рядом — в кругу Марии Тессейр

Слово — музыке! Великое рядом — в кругу Марии Тессейр
Оперный обозреватель

Недавно наша редакция получила письмо, автор которого Ирма Отто предложила нам свою статью о замечательной украинской певице и вокальном педагоге Марии Тессейр. Материал оказался интересным, и мы сегодня публикуем его, снабдив краткими редакционными примечаниями и лишь слегка изменив название — добавив слова «в кругу», ибо тема статьи шире, нежели только информация о педагогической деятельности певицы.

Творенье может пережить творца;
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый
Веками будет согревать сердца!
Микеланджело

1/4

На рубеже 19-20 веков в консерваториях Санкт-Петербурга, Москвы и Киева практиковали вокальные педагоги-итальянцы, яркими фигурами среди которых были Камилло Эверарди (1825-1899), Умберто Мазетти (1869-1919), Джакомо Гальвани (1825-1889) и др. Но многие одарённые певцы выезжали в Италию, чтобы продолжить там обучение вокалу. Среди таких студентов была молодая певица, лирико-колоратурное сопрано Мария Эдуардовна Тессейр, известная в дальнейшем яркая звезда оперной сцены, выдающийся вокальный педагог, профессор Киевской консерватории, воспитавшая целую плеяду знаменитых оперных певцов и педагогов. В годы её артистического взлёта благодарная публика называла её «украинским соловейко».

Мария Эдуардовна родилась 5 мая 1889 года в семье скрипача Киевского симфонического оркестра Эдуарда де Тессейра.* Француз по происхождению, он был разносторонне одарённым человеком. У матери Марии Эдуардовны было превосходное сопрано, и дома она постоянно пела. Уже с пятилетнего возраста маленькую Марию стали учить игре на скрипке. Когда девочке исполнилось девять лет, её отдали в институт благородных девиц, а затем перевели в пансион при Фундуклеевской гимназии, где она пела в церковном хоре. По окончании гимназии девушка задумалась о том, чтобы продолжать серьёзно заниматься вокалом. Первым педагогом Марии стал И.Массани, который ошибочно предположил, что у девушки меццо-сопрано. Прозанимавшись у Массани несколько месяцев, в 1907 году Мария Эдуардовна поступила в Киевскую музыкально-драматическую школу под руководством Н.В.Лысенко. Вот тут-то судьба молодой начинающей певицы и определилась. Ей несказанно повезло — ведь она оказалась в классе известного украинского тенора, певца с мировым именем — Александра Филипповича Мишуги**. Прослушав молодую певицу, профессор засмеялся и сказал: «Вы поёте, как мальчишка в хоре, у вас нет никакого меццо-сопрано! Ваш истинный голос — лирическое сопрано».

Александр Филиппович был воспитанником итальянской вокальной школы bel canto, и признавал только итальянское звучание! Обучаться пению он начал во Львовской консерватории у знаменитого баса Валерия Высоцкого, который учился в Италии у Ф.Ламперти. После окончания Львовской консерватории***, Мишуга был отправлен в Милан совершенствоваться у профессора М.Джованни. В 1883 году он дебютирует в городе Форли,**** затем с успехом поёт в Милане, в Вене, Берлине, Варшаве, Лондоне, Париже. Слава Мишуги распространяется по всей Европе. Поэты посвящали артисту стихи, народ слагал о нём легенды. У певца Мишуги было то, о чём говорил великий Эверарди: «Не звук поёт — душа поёт!». Великолепная певческая карьера его длилась свыше двадцати лет. С 1900 года начинается его педагогическая деятельность. Он преподаёт в Киеве, Варшаве, Риме, Милане. Мишуга воспитал большую плеяду известных певцов и педагогов. Хотелось бы отметить некоторые методические принципы Мишуги: он придерживался грудодиафрагматического дыхания с чёткой и мягкой атакой, не разрешал форсировать звук, занимался на mezza-voce, сравнивал голос со скрипичным звучанием, где дыхание играет роль смычка. Он считал, что умелое раскрытие глотки и рта больше способствует правильной постановке голоса. Для этого он просил ученика открыть рот на высоту второго указательного пальца, вставленного между зубами. Этим способом без зеркала можно было контролировать, достаточно ли хорошо открыт рот. Мишуга был требовательным к ученикам. Если ученик являлся на урок неподготовленным, то дверь класса открывалась, и в коридор летели сначала ноты, а потом выпихивался и ученик, который затем не имел права войти в класс несколько дней, пока гнев педагога не утихнет. Профессор не оставлял ученика в покое, пока не добивался от него требуемого звучания. И он умел добиваться! Это важное качество педагога приняла в своей практике и Тессейр.

Мария Эдуардовна обладала ценными качествами для начинающего певца — огромная требовательность к себе и целеустремлённость. По окончании школы Тессейр принимают в оперный театр, но от дебюта молодая певица отказалась, так как считала себя недостаточно подготовленной для оперной сцены. И в 1911 году Мария Эдуардовна отправляется учиться дальше в Музыкальную академию в Вену. Она поступает на четвёртый курс в класс профессора Ф.Форстена. Форстен был представителем немецкой вокальной школы, несколько «тяжёлой» по звучанию. А итальянский звук позиционно значительно выше и легче. И певица стала замечать, что петь ей стало труднее, начали пропадать звонкие верхние ноты. Сам Форстен пел слишком «перекрытым» и «гудкообразным» звуком.

В это время в Вене гастролировал знаменитый русский баритон Георгий Бакланов. Услышав Тессейр в классе, Бакланов сказал: «Немецкая школа не для вас! Вам надо ехать в Милан к педагогу Витторио Ванцо!»

Витторио Ванцо***** не был певцом, но в течение многих лет работал дирижёром театра «Ла Скала». Прослушав молодую певицу, он сказал: «Начнём всё с начала!» И снова надо было учиться брать дыхание, атаковать звук. Работала Мария Эдуардовна целеустремлённо и настойчиво. Постоянно посещала спектакли прославленного миланского театра. Благодаря своей превосходной музыкальной памяти, Тессейр легко схватывала и фиксировала особенности итальянского звуковедения, исполнительский стиль, приёмы bel canto.

В 1914 году в театре города Пьомбино, Тессейр дебютировала в роли Норины в опере Доницетти «Дон Паскуале». Эту партию с возрастающим успехом она исполнила двенадцать раз. Второй партией была Адина в опере Доницетти «Любовный напиток». За исполнение этих ролей певица получила золотую медаль от городского муниципалитета. Мария Эдуардовна уже имела ангажемент в оперу Ниццы, когда начало мировой войны 1914 года вынудило её вернуться в Киев. И с 1915 по 1939 годы****** сценическая деятельность Тессейр протекала на родине. Дебют Марии Эдуардовны в Киевском театре состоялся в маленькой партии Прилепы из «Пиковой дамы» Чайковского. Всего за время своей сценической деятельности певица выступила в тридцати шести партиях.

Тессейр вышла замуж за известного украинского оперного певца, обладателя роскошного баса, Михаила Ивановича Донца (1883-1941), и стала известна в дальнейшем как Донец-Тессейр. С 1935 года Мария Эдуардовна начинает вести класс сольного пения в Киевской консерватории, где работает с высокими женскими голосами. Основной вокальный репертуар консерватории составляли произведения итальянских композиторов и старых мастеров, которые всегда исполнялись на итальянском языке. На уроках Донец-Тессейр всегда царила живая, творческая обстановка, занятия проходили с большим эмоциональным подъёмом. На первом же уроке она рассказывала ученику о типах дыхания при пении и его особенностях, показывала рисунок разреза головы, говорила о резонаторах, объясняла, как устроен голосовой аппарат. Первый год обучения проходил неторопливо, тщательно, с осторожностью, дабы не навредить молодому голосу. Высокие ноты она позволяла брать только на старших курсах, когда у студента были выработаны основные певческие навыки, и идеально звучала середина голосового диапазона. Она следила не только за голосоведением ученицы, но и за её манерой держаться, правильной осанкой, положением рук, выражением глаз, лица. Если она замечала у студентки малейшие отклонения от обычного звучания голоса, то немедленно отправляла учащуюся к врачу со словами: «Лучше ты на три дня позже станешь знаменитой певицей, чем получишь кровоизлияние в связку или несмыкание и выйдешь из строя на три месяца!» В классе Донец-Тессейр во время уроков всегда находилось ещё несколько учениц. Такой учебный приём позволял развивать вокальный слух учащегося и приучал студентов внимательно слушать друг друга, анализируя пение. «Я люблю изречение К.Эверарди, что секрет правильного преподавания заключается в ухе учителя», — говорила Мария Эдуардовна.

У Донец-Тессейр не было своих детей, но все силы и любовь её были отданы педагогическому делу и дорогим ученицам. Внимание её к своим студенткам не ограничивалось занятиями в классе. Она продолжала общаться с ними и после окончания консерватории. За судьбой каждой из них Тессейр следила, вела переписку с теми, кто находился от неё далеко, давала жизненные и профессиональные советы, всячески помогала молодым певицам.

Одной из её первых учениц была выдающаяся певица двадцатого столетия, народная артистка РСФСР, профессор Московской консерватории, автор нескольких оперных либретто — Ирина Ивановна Масленникова. Она родилась в Киеве в 1918 году. Происходя из дворянской семьи, Ирина Ивановна получает безупречное образование; её обучают игре на фортепиано, иностранным языкам. По окончании школы она поступает в музыкальное училище при Киевской консерватории. Учитывая вокальные способности Масленниковой, ей предоставляется возможность пройти все четыре курса за один год, после чего её сразу же зачисляют на первый курс консерватории в класс Марии Эдуардовны. После третьего курса Ирину Ивановну приглашают в группу стажёров Киевской оперы. Но через некоторое время началась Великая отечественная война и театр эвакуируют в Уфу. Полтора месяца Ирина Ивановна выступает перед бойцами, уходившими на фронт. В стенах оперного театра Уфы Масленникова исполняет ведущие партии. Спектакли певицы имели огромный успех, и в 1942 году её направляют с концертами в Москву, где отмечалось 25-летие Советской Украины. В Москве Ирина Ивановна решает прослушаться в Большом театре. Благодаря артистизму молодой певицы, обаянию и профессиональному владению голосом, выступление перед худсоветом театра было успешным, и Масленникова получает дебют в «Большом». Спектакли с участием певицы проходили с возрастающим успехом. В памяти поклонников оперного искусства навсегда остался неповторимый «золотой» дуэт двадцатого столетия — Масленникова и Лемешев. Двадцать лет Ирина Ивановна пела на сцене «Большого» ведущие партии.

Вспоминая о Донец-Тессейр, Масленникова с восхищением говорит, какой это был чудесный, добрый и светлый человек. И по сегодняшний день Ирина Ивановна преподаёт в Московской консерватории и в Центре оперного пения Галины Вишневской. Десять учеников Масленниковой удостоены звания народных и заслуженных артистов России. Семь имеют звания Лауреатов международных конкурсов. Среди них солистка музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава, солистка театра «Новая Опера» Марина Жукова, солистка Большого Театра Оксана Лесничая и многие другие.

Автору этих строк посчастливилось учиться в Центре оперного пения Галины Вишневской в классе профессора Ирины Ивановны Масленниковой. Но знакомство со школой Донец-Тессейр произошло гораздо раньше. Учась в классе заведующей вокальным отделением Московского училища искусств А.А.Степанянц, мне выпала честь консультироваться у её педагога — М.И.Ланды.

Маргарита Иосифовна Ланда (1928-2009) — одна из любимых учениц Донец-Тессейр, закончила Киевскую консерваторию в 1954 году. После выпуска она становится ведущей солисткой Пермского и Башкирского театров оперы и балета. Пела и играла она блестяще! Ей посвящали стихи, поклонники на протяжении всей жизни писали ей трогательные письма, которые она бережно хранила. Мария Эдуардовна в каждом своём письме к Ланде (из архива А.А.Степанянц), напоминает ей о необходимости в ежедневной работе над голосом, дикцией, говорит, как важна для успеха вера в себя. Из письма к Ланде: «Помни, что каждый спектакль нужно лучше спеть какой-нибудь нюанс, лучше сыграть какое-нибудь место, найти более тонкий штрих. Не надо думать, что всё уже сделано. Всегда можно сделать и спеть ещё лучше. Давай себе отчёт, что и как ты поёшь. Следи за мимикой, чтобы всегда говорили глаза». Или ещё: «Я на днях выслала тебе серьги, они тебе пригодятся для первого акта „Кармен“, для Недды и ещё для каких-нибудь ролей, как Марфа. Передай Маринке, что я ей тоже заказала серьги для Лакме. Смотри за фигурой — не полней!!!»

Более сорока пяти лет Маргарита Иосифовна отдала педагогической деятельности. Имея непростой характер, Ланда занималась с учениками жёстко, безжалостно воевала с ленью, дурным вкусом, разболтанностью. И как она светилась от восторга, когда кто-то чисто и одухотворённо — наконец-то! — споёт разученный музыкальный текст. «Для меня главное, чтобы человек был музыкальным и артистичным, а голос я сделаю» — говорила Маргарита Иосифовна. За десятки лет педагогической практики огромное количество выпускников Ланды оказалось буквально во всех музыкальных театрах России и Европы. Это блистательное контральто Елена Заремба, выступающая на мировых сценах, солистка оперных театров Европы Анна Шафажинская; солистки «Новой оперы» Наталья Шарай и Елена Поповская; Народная артистка России Елена Михайлова; солистка Театра Станиславского, ныне выступающая в Германии, Виктория Софронова; эстрадные певцы Народные артисты России Сергей Захаров и Филипп Киркоров. И это далеко не полный перечень её именитых учеников. Почти до самого конца своей жизни Маргарита Иосифовна не переставала работать. В свои тяжёлые последние месяцы жизни она не оставалась в одиночестве. Рядом были её близкие ученики, среди которых ближе всех оказались Алла Степаньянц и Филипп Киркоров, который поддержал любимого педагога, полностью оплатив её длительное лечение в одном из медицинских центров Москвы. После её ухода из жизни очень трудно говорить о ней в прошедшем времени. Такие великие педагоги как Мишуга, Донец-Тессейр, Ланда, не должны быть забыты. Эстафетную палочку несут их ученики, наследники их дела, готовые передать её своим ученикам. Высокий конкурсный набор на вокальное отделение музыкальных ВУЗов — очередное доказательство того, что искусство живёт вне времени, а классика — бессмертна.

Примечания редакции:

* Скончалась М.Тессейр 14 декабря 1974 года в Киеве.
** Мишуга (Мышуга) Александр Филиппович, сценический псевдоним Филиппи-Мишуга (1853, Новый Витков близ Львова — 1922, Фрейбург). Обладал редкостным по красоте голосом. Э.Карузо, слышавший певца в Кракове, назвал его «королем лирических теноров». В 1964 прах певца был перевезен на родину.
*** Еще в годы учебы в 1880 году Мишуга дебютировал на сцене Львовского оперного театра в партии Стефана в опере «Страшный двор» С.Монюшко.
**** Дебют в Форли состоялся в партии Лионеля в «Марте» Ф.фон Флотова.
***** Витторио Ванцо (1862, Падуя — 1945, Милан). Итальянский дирижер, композитор, пианист и педагог. В 1881 окончил Миланскую консерваторию. Автор оперы «Царь Эдип» (1893), а также ряда неоконченных опер («Фоска», «Памела»). Был известен как пропагандист творчества Вагнера. В 1883 дирижировал «Лоэнгрином» в Парме. В 1891 осуществил 1-ю итальянскую постановку «Валькирии» в Турине. В том же году поставил 1-ю редакцию «Эдгара» Пуччини в Лукке, а в 1892 исполнил 2-ю редакцию этой оперы в Турине. В 1893 работал в опере Триеста. Исполнил впервые в Неаполе «Богему» (1896). В 1896-97 (до прихода в 1898 на пост главного дирижера А.Тосканини) был постоянным дирижером в Ла Скала. В 1897 выступал в Москве с итальянской труппой (согласно сведениям из итальянского словаря «Dizionario degli interpreti musicale», Utet, 1993). С 1899 несколько сезонов гастролировал в Буэнос-Айресе (в т. ч. исполнил здесь «Ирис» Масканьи и «Тоску» с участием Э.Карузо и Э.Карелли). В 1900-01 работал венецианском «Ла Фениче» («Тангейзер», «Андре Шенье» и др.). После 1906 отошел от активной исполнительской деятельности, сосредоточившись на сочинительстве и педагогике. Получил известность как вокальный педагог. Работал в Милане. Среди его учеников известный вагнеровский бас, датчанин Й.Фосс (1884-1964), шведские баритоны Г.Грип (1887-1965) и К.Рихтер (1885-1940), немецкий тенор Р.Шуберт (1885-1959), латвийская певица Э.Травина (1906 -?).
У Ванцо стажировался ряд выдающихся русских певцов, среди них: Г.Бакланов (в 1902-04), Д.Смирнов (в 1905, готовил с ним партию Тамино), Л.Липковская (в 1907-09), З.Лодий (в 1908), П.Цесевич (в 1925) и др.
****** По другим сведениям до 1948 г. (см.: Театральная энциклопедия, т. 5, стр. 194).

Примечания подготовил Евгений Цодоков

На фото:
Мария Эдуардовна Тессейр
Александр Филиппович Мишуга
Ирина Ивановна Масленникова
Маргарита Иосифовна Ланда

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ