К 100-летию Ханса Хоттера

Евгений Цодоков
Главный редактор

Какими только эпитетами не награждали этого певца, интерпретатора Вагнера и Р. Штрауса – великий, гениальный, непревзойденный! Но многие ли у нас знают его? В нашей стране, небогатой по части вагнеровских и штраусовских традиций, популярность Хоттера – удел меломанов и историков оперы. Хотя, между прочим, пел он и множество других партий от Дона Базилио до Скарпиа, а также прославился как камерный певец. Вспомним же основные вехи этого титана вокального искусства и отдадим дань его блестящему таланту.

Ханс Хоттер родился 19 января 1909 в немецком городе Оффенбахе-на-Майне. Он не собирался стать певцом, его первоначальные интересы были сосредоточены в области церковной музыки, он учился в мюнхенской Высшей музыкальной школе на хормейстера, а также по классу органа. Выявить замечательные вокальные способности ему помог тенор Маттиас Рёмер, ученик знаменитого Я. де Решке. После недолгих штудий у Рёмера молодой бас-баритон в 1929 уже дает свой первый концерт в Мюнхене, а вскоре исполнил и басовую партию в оратории Генделя «Мессия». Оперный дебют Хоттера состоялся годом позже (1930) в городском театре Троппау (Опава) в партии Оратора в «Волшебной флейте». После двухлетнего пребывания в этом театре следует ангажемент в оперном театре Бреслау (Вроцлав, 1931-32). В 1932-34 певец выступает в Немецком театре Праги, в 1934-37 в Гамбургской опере. Карьера певца развивается столь успешно, что уже в 1937 он выходит на одну из ведущих немецких сцен – Баварскую оперу в Мюнхене. Именно здесь артист, если так можно выразиться, «застолбил» свое место в истории оперы участием в мировых премьерах опер Р. Штрауса «День мира» (1938, партия Коменданта) и «Каприччио» (1942, партия Оливье).

Начиная с 1939 творческий путь Хотера уже можно считать звездным. Именно в этом году он дебютирует в Венской опере и Ла Скала (партия Вотана/Странника в «Зигфриде»), а также в парижской Гранд-опера.

Война, несмотря на трудности, связанные с деятельностью в области искусства в условиях фашистского режима, не прервала творческого пути артиста. В 1942 он дебютирует на Зальцбургском фестивале (Граф Альмавива в «Свадьбе Фигаро»). Именно на этом форуме в эти годы певец работает наиболее интенсивно. В 1943 он выступает здесь в роли Оратора, в 1944 участвует в знаменитой генеральной репетиции оперы Штрауса «Любовь Данаи» (партия Юпитера), премьера которой была отменена и состоялась лишь в 1952 (но уже без его участия).

После войны карьера Хоттера шла по нарастающей. В 1946 он поет в Зальцбурге Дон Жуана, в 1947 Мандрыку в «Арабелле» Штрауса. Триумфальными стали гастроли Венской оперы в Ковент-Гардене в 1947 с его участием (партии Дон Жуана, Графа Альмавивы). Наконец в 1950-54 ему рукоплещет Метрополитен (дебют в заглавной партии в «Летучем голландце»).

Безусловной вершиной карьеры Хоттера стал Байрёйтский фестиваль, в котором он участвовал почти ежегодно с 1952 по 1966 (дебют в партии Странника). Эталонными считаются его выступления в партии Вотана в «Кольце нибелунга» под управлением Й. Кайлберта и К. Крауса (1953). В его послужном списке в Байрёйте также партии Голландца, Амфортаса и Гурнеманца в «Парсифале», Ганса Сакса и Погнера в «Нюрнбергских мейстерзингерах» и др.

Карьера певца продолжалась долго. В 1971 он участвовал в Вене в мировой премьере оперы Г. фон Эйнема «Визит старой дамы». Певец завершил свои регулярные выступления на оперной сцене в 1972 в Париже (партия Вотана). Однако и в дальнейшем продолжал изредка появляться в оперных постановках вплоть до 1991 (Париж, партия Шигольха в «Лулу» Берга). В 1996 певец еще раз выступил на Зальцбургском фестивале в «Песнях Гурре» А. Шёнберга.

Необходимо отметить также и другие роли Хоттера. Среди них Амонасро в Венской опере (1941), Яго в Мюнхене (1946), Борис Годунов в Мюнхене (1957), Князь Галицкий в Венской опере (1960), Дон Базилио в Мюнхене (1959), Скарпиа в Венской опере (1966) и др.

В 60-е гг. артист начал осваивать также поприще режиссера. Среди его постановок «Кольцо нибелунга» в Ковент-Гардене (1961-64), «Фиделио» в Чикаго (1981) и др.

Разностороннее дарование Хоттера проявилась также и в исполнении камерного репертуара. Свой первый «лидерабенд» он провел еще в 1931. Особенно яркими стали его интерпретации песенных циклов Шуберта «Зимний путь» и «Лебединая песнь». К выдающимся принадлежат выступления с шубертовскими циклами с аккомпанементом Джеральда Мура в 1955.

Замечательный темноватой окраски и полный жизненной силы голос, сочетающий в себе басовую мощь и баритональную структурированность звукоизвлечения, впечатляющее актерское мастерство принесли ему славу одного из наиболее выдающихся певцов 20 столетия.

Дискография певца насчитывает огромное количество записей. Среди них первая студийная версия «Кольца нибелунга» под управлением Г. Шолти.

Артист вел также большую педагогическую деятельность. Среди его учеников Ч. Стьюдер, Д. Зиглер, Д. Моррис, М. Педерсон и многие другие.

Скончался Ханс Хоттер в 2003 году в Грюнвальде.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ