Винченцо Ла Скола. Лучшие всегда уходят первыми

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

В Италии, когда кто-то покидает этот мир, принято говорить: sono sempre i migliori che se ne vanno. Не знаю, имеет ли эта фраза точный русский эквивалент. В заголовок статьи вынесено ее приблизительное русское соответствие.

Трудно поверить, что речь идет о Винченцо Ла Сколе, очень известном теноре, голос которого в течение двадцати пяти лет радовал любителей музыки во всем мире. Певец умер от инфаркта 15 апреля в Мерсине, в Турции, где он находился для проведения мастер-классов. Ему было всего лишь пятьдесят три года. Когда об этой печальной вести узнали в театре Массимо в Палермо, родном городе артиста, то приостановили репетицию, почтив память выдающегося земляка минутой молчания.

Сын прекрасной, щедрой и извечно проблематичной земли, именуемой «Сицилия», Винченцо Ла Скола родился в Палермо 26 января 1958 года. С родным городом не порывал даже тогда, когда удачно сложившаяся карьера привела его в театр Реджо в Парме, Ла Скала в Милане, Арена ди Верона, Венскую Оперу, Ковент-Гарден, Метрополитен-Опера.

В 1982 году молодой Винченцо Ла Скола побеждает на конкурсе «Вердиевские голоса» имени Алессандро Дзилиано в Вико Экуэнсе близ Неаполя. В 1983 – театральный дебют, в роли Эрнесто в «Доне Паскуале» на сцене опасного для тенора театра Реджо в Парме, о котором до сих пор бытует анекдот: «Что ты делаешь сегодня вечером? – Иду в театр, чтобы освистать тенора». Испытание выдержано. Стартует его международная карьера: в Брюсселе он поет Неморино в «Любовном напитке». Ла Скала ждет Ла Сколу в той же роли. Ему всего тридцать.

С этого момента в послужном списке Винченцо Ла Сколы появляются названия самых престижных театров мира и звукозаписывающих компаний, имена выдающихся дирижеров. На EMI oн записывает «Риголетто» под руководством Риккардо Мути, участвует в турне миланского театра, все с тем же Мути. Джанкарло Менотти приглашает его в Сполето на Фестиваль Двух Миров, петь партию тенора в вердиевском Реквиеме. С Зубином Метой он поет Эдгара в «Лючии ди Ламмермур» во Флоренции. От Клаудио Аббадо приходит приглашение петь в «Симоне Бокканегре». Наступает время успехов в Америке: в 1993 году в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке Винченцо Ла Скола дебютирует в партии Рудольфа в «Богеме».

Винченцо Ла Скола не принадлежал к тем, кого можно упрекнуть в отсутствии индивидуального тембра. Это был голос очень красивый, мягкий и страстный одновременно. Полный лирический тенор, воистину «золотой голос». Занятия с Карло Бергонци, Арриго Полой и Родольфо Челлетти дали ему солидную техническую подготовку. Одного материала и техники было бы достаточно для отличной карьеры. Но Ла Скола был еще и артистом в самом высоком смысле слова. Многие его интерпретации можно счесть образцовыми, а исполнение главной роли в «Сказках Гофмана» останется незабываемым.

Друг Ла Сколы органист Вито Гайецца сказал: «Восхитительный голос. Красивый, ясный. Голос для музыки Доницетти. Для этого он был создан». Действительно, Ла Скола начал свою карьеру с Эрнесто и Неморино. В его репертуаре были Дженнаро в «Лукреции Борджиа», Эдгар в «Лючии ди Ламмермур», Роберто Деверо в одноименной опере, Тонио в «Дочери полка». Но певец быстро вышел за пределы доницеттиевского репертуара и за двадцать пять лет карьеры освоил роли в операх Беллини, Верди, Бойто, Масканьи, Пуччини: пел Тебальдо в «Капулетти и Монтекки» и Поллиона в «Норме», Оронта в «Ломбардцах», Эрнани, Якопо в «Двоих Фоскари», Рудольфа в «Луизе Миллер», Герцога Мантуанского в «Риголетто», Альфреда в «Травиате», Габриэля Адорно в «Симоне Бокканегре», Ричарда в «Бале-маскараде», Дона Карлоса в одноименной опере, Фауста в «Мефистофеле», Туридду в «Сельской чести», Рудольфа в «Богеме», Каварадосси в «Тоске», Пинкертона в «Мадам Баттерфляй».

Особые отношения связывали Винченцо Ла Сколу с театром Массимо его родного города, Палермо. Так сложилось, что в главном городе Сицилии не слышали оперы в течение двадцати трех лет: в 1974 году начались реставрационные работы, с годами превратившиеся в вызывавший чувство отчаяния долгострой. Театр, по существу, был полностью заброшен и заново открыт только в 1997 году. В «Аиде» в театре Массимо должен был петь Лучано Паваротти. Но когда знаменитый тенор не смог выступить в Палермо, тогдашний мэр города Леолука Орландо подумал именно о Винченцо Ла Сколе. Тенор был готов выручить театр в случае необходимости, и одновременно отдавал себе отчет в том, что Радамес – не его партия (в 2001 году он записал ее). В конце концов в «Аиде» в театре Массимо спел Хосе Кура. Но Ла Сколу Палермо услышит в партиях Фауста, Вертера, Ричарда в «Бале-маскараде». И Гофмана – одной из самых лучших, самых запоминающихся его ролей. Гофмана он будет петь в трагический для него день смерти матери в 2002 году. Не откажется от спектакля из уважения к публике, выполнит взятые на себя обязательства.

Впоследствии отношения Ла Сколы с театром Массимо стали прохладными. В театре сменилось руководство, и когда снова возникла необходимость замены тенора, на этот раз в «Тоске», Винченцо снова «перешел дорогу» Хосе Кура. Тенор обиделся. Больше он никогда не выступал в палермском театре Массимо.

Дискография Винченцо Ла Сколы не слишком велика, но способна дать полное представление о голосе и таланте замечательного артиста. Свою первую запись, партию тенора в «Маленькой торжественной мессе» Россини, он сделал в 1986 году. Годом позже участвовал а записи оперы «Генезис» Франко Баттиато. Его студийные записи включают «Беатриче ди Тенда» Беллини, «Любовный напиток» Доницетти, «Риголетто» и «Аиду» Верди. Осталось немало записей «живых» спектаклей: «Маски» Масканьи, «Жанна д’Арк» (видео) и «Эрнани» Верди, «Норма» Беллини, «Мефистофель» Бойто. Во всех этих операх Ла Скола пел с самыми выдающимися дирижерами современности: Дзеддой, Арнонкуром, Мути, Шайи.

2000 год принес ему звание «Miglior Tenore», «Лучший тенор», присуждаемое итальянским специализированным журналом «L’Opera».

В жизни Винченцо Ла Сколы нашлось место для новых замыслов, участия в современных операх. Ла Скола любил Марио Ланцу: в театре Виллы Кастельнуово в Палермо он осуществил нечто вроде моноспектакля, основанного на написанной самим тенором биографии знаменитого коллеги и ариях из его репертуара. В Италии очень популярны произведения Андреа Камиллери: Ла Скола пел в опере «Призрак кабины», созданной композитором Марко Беттой на сюжет сицилийского писателя.

В 2004 году Ла Скола был назначен основным педагогом и художественным руководителем Академии имени Верди и Тосканини при Фонде Тосканини. Год спустя спел партию Манрико в «Трубадуре» в театре Верди в Буссето, выступив также в качестве ответственного за режиссерскую концепцию и сценографический проект. Делал «вылазки» в область легкой музыки: в 2009 году его диск “Vita mia”, записанный вместе с Клиффом Ричардом, имел большой успех. С ансамблем Brass Group работал над проектом, посвященным песням Фрэнка Синатры. Мы никогда не услышим его в репертуаре Синатры...

Sono sempre i migliori che se ne vanno…

На фото:
Винченцо Ла Скола

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ