Об истории и сегодняшнем дне чикагской Лирик-оперы

Сергей Элькин
Оперный обозреватель

Чикаго - третий по величине город США, город ветров, небоскребов, Барака Обамы и знаменитой фондовой биржи, родина Первомая и бывшая столица мафии, через которую в двадцатые-тридцатые годы переправляли контрабандой алкоголь. Сегодня в Чикаго показывают дома, в которых жили "крестные отцы" чикагской мафии, и места гангстерских разборок, а Аль Капоне и его друзья, "прославившие" Чикаго, ушли в прошлое. О бандитской истории города вспоминают разве что "киношники", снимая, например, на этих улицах продолжение приключений Данилы Багрова ("Брат-2"). Сегодня Чикаго - огромный индустриальный мегаполис, крупнейший транспортный узел Америки. И, наверно, менее всего современный Чикаго ассоциируется с оперой и оперным театром. А между тем именно о нем и будет мой рассказ.

Краса и гордость Чикаго, один из крупнейших оперных театров Америки Лирик-опера в сентябре 2008 года открыл свой пятьдесят четвертый сезон! Несмотря на молодость чикагского театра (в отличие, скажем, от нью-йоркской "Метрополитен-оперы", чья история насчитывает более ста двадцати лет), Лирик-опера давно и заслуженно пользуется высочайшей репутацией у любителей оперного искусства.

История создания Лирик-оперы неразрывно связана с именем одной необыкновенной женщины. Ее имя – Кэрол Фокс. Она обожала театр с детства, в школьные годы участвовала в спектаклях, а, услышав оперу, влюбилась в нее навсегда и даже брала уроки вокала у бывшей оперной звезды Эдит Мэйсон. Эти уроки заменили для Кэрол учебу в университете. Мэйсон подвигла Фокс на создание молодежной оперной труппы. Она просуществовала всего один сезон, но благодаря ей Кэрол Фокс решила сама стать оперной певицей. Кэрол отправилась сначала в Нью-Йорк на стажировку к Джованни Мартинелли, а в возрасте 19 лет уже жила в Италии, где продолжила свою оперную учебу. В 1951 году Фокс возвращается в Чикаго с твердым желанием создать в Чикаго оперный театр. Найдя единомышленников в лице агента по торговле недвижимости и фанатика оперы Лоуренса Келли и одного из ее оперных наставников, американского дирижера итальянского происхождения Николы Решиньо, заручившись поддержкой музыкальных критиков и других влиятельных людей города, а также взяв в долг у своего отца 50 тысяч долларов, Фокс принялась за дело. Результатом усилий триумвирата Фокс-Келли-Решиньо стало возникновение в Чикаго Лирик-театра. Свое название труппа позаимствовала у итальянцев: "il teatro lirico" – то есть "театр лирики". Для первой постановки нового театра была выбрана опера Моцарта "Дон Жуан". В составе исполнителей значились лучшие голоса Европы: Никола Росси-Лемени, Элеонор Стебер, Джон Браунли.

Кэрол Фокс   Фокс, Келли, Решиньо

Спектакли прошли 5 и 7 февраля 1954 года с огромным успехом. Кэрол Фокс говорила: "Стандарты Лирик-театра будут такими же, как в ведущих оперных театрах мира – в Ла Скала, в Мет, в Венской опере, в Ковент-Гарден... Опера в Чикаго может и должна привлечь в город тысячи туристов". Фокс понимала, что для успеха Лирик-театру необходимы звезды, причем звезды первой величины. Спустя одиннадцать дней после второго представления "Дон Жуана" Фокс летит в Италию с одной-единственной целью – привезти в Чикаго Марию Каллас. Великая гречанка родилась в Нью-Йорке, но так случилось, что до 1954 года она ни разу не выступала на американской оперной сцене. Фокс сделала Каллас предложение, от которого певица не смогла отказаться, - 2 тысячи долларов за каждый спектакль! Это был гонорар, казавшийся полвека назад просто невероятным! (Верхняя планка гонорара в Мет в начале 50-х не поднималась выше тысячи долларов.) Результат – Фокс вернулась в Чикаго, имея на руках подписанный лучшей сопрано мира контракт, и 1 ноября 1954 года Мария Каллас уже пела "Норму" на сцене Лирик-театра!

Уникальный коллектив собрался в те годы в Чикаго! Оперные фанатики и энтузиасты, они думали в первую очередь о театре, о городе, о зрителях и только потом – о себе. Например, Никола Решиньо урезал зарплату себе, когда он выходил за дирижерский пульт, а Фокс и Келли не только не брали деньги из театральной кассы, но и сами вкладывали туда свои личные сбережения. Напомню, что в 1954 году Фокс и Келли было по 28 лет, а Решиньо – 37. Они были молоды, талантливы, амбициозны! Фокс сидела всегда в первых рядах партера по левую сторону от дирижера, что было нетипично для директора, занимающего, как правило, место в директорской ложе, закрытой и отделенной от остального зала. Тем самым Фокс демонстрировала участие и заинтересованность в успехе каждого спектакля.

Уже с первого сезона в Лирик-театре зародилась традиция, существующая и сегодня: восемь постановок в сезоне, из которых шесть – классика, а две – современные оперы. Театр стремился стать "певческим домом" и ориентировался прежде всего на европейских звезд. Лучшие оперные певцы с удовольствием соглашались выступать в Чикаго. Прекрасные гонорары и прекрасный зал стали главными составляющими успеха. Этими достоинствами Фокс соблазняла лучших из лучших!

Мария Каллас с хором Лирик-оперы после 'Лючии ди Ламмермур' Во главе этой славной когорты шествовала Каллас, которая в первые годы существования Лирик-театра спела Норму ("Норма" В. Беллини), Виолетту ("Травиата" Дж. Верди) и Лючию ("Лючия ди Ламмермур" Г. Доницетти). Каллас была, конечно, главной, но не единственной звездой Лирик-театра. Партию Адальжизы в "Норме" исполнила замечательная итальянская певица Джульетта Симионато. Позднее она исполнила партии Розины ("Севильский цирюльник" Д.Россини) и Кармен ("Кармен" Ж. Бизе), став любимицей Лирик-театра. В постановке пуччиниевской "Тоски" 1954 года партию Каварадосси исполнил прекрасный итальянский тенор Джузеппе Ди Стефано. (Интересно, что в эпизодической партии пастуха в том спектакле впервые появился Уильям Мэйсон – нынешний генеральный директор Лирик-оперы.) Великий баритон Тито Гобби исполнил в первом сезоне Лирик-театра три партии: Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Жермона ("Травиата" Дж. Верди) и Скарпиа ("Тоска" Дж. Пуччини). Необходимо отметить исключительную помощь, оказанную Тито Гобби театру. Во многом благодаря его рекомендациям в Чикаго выступало так много мировых оперных звезд. Он помогал в выборе певцов, в выборе репертуара. Неслучайно Уильям Мэйсон назвал Гобби "крестным отцом" Лирик-оперы.

Постепенно чикагский театр становился, как говорила Фокс, "Ла Скала Запада". Не секрет, что легендарный миланский театр традиционно открывает сезон 7 декабря - в Милане этот день называют "днем пира святых патронов театра". Боясь возможных отказов артистов, Фокс сдвинула начало сезона в Лирик-театре на несколько месяцев раньше, чтобы звезды Ла Скала успевали порадовать своим искусством жителей Чикаго до открытия домашнего сезона. Это еще одно отличие чикагского театра от других оперных трупп. Лирик-театр любил европейских звезд, и многие европейские звезды "платили" театру тем же, сделав чикагскую сцену базовой площадкой в Америке. Кроме упоминавшихся выше Тито Гобби и Джульетты Симионато назову лишь такие имена, как Николай Гяуров, Пьеро Каппуччилли, Кэтрин Мальфитано, Анна Томова-Синтова... Список можно продолжать вплоть до сегодняшних властительниц сердец Кариты Матиллы и Натали Дессей.

Кэтрин Мальфитано роли леди Макбет   Карита Матилла в роли донны Анны   Натали Дессей в роли Манон

Однако, несмотря на обилие итальянских звезд и италоцентричность Кэрол Фокс, было бы неправильно назвать Лирик-театр филиалом Ла Скалы на берегу озера Мичиган. Фокс приглашала исполнителей не по национальности или стране проживания - ориентиром для нее было только вокальное мастерство! Среди приглашенных артистов блистали Борис Христов и Мэрилин Хорн, Биргит Нильсон и Леонтин Прайс, Элизабет Шварцкопф и Джоан Сазерленд, а среди исполняемых опер были не только произведения Верди и Пуччини, но и Бизе, Яначека, Мусоргского, Вагнера.

Звезды, спускавшиеся с трапа самолета в Чикаго, сразу попадали в поле зрения фотографов и журналистов, чувствуя важность происходящего. Это была умело разработанная в Лирик-театре рекламная компания. Позволяя журналистам присутствовать, например, на генеральных репетициях, Лирик-театр не платил за фотографии, и все были довольны: журналисты – возможностью наблюдать, снимать, фотографировать; театр – созданием уникального архива фотографий. Кроме того, в Лирик-театре раньше, чем в других театрах, поняли важность абонементов и подписки, и рекламная компания строилась вокруг привилегий для обладателей абонементов.

Перед началом второго сезона музыкальный критик Ирвинг Саблоски писал: "Чикаго совершил рывок от города, в которой не было своей оперы, до города с самой впечатляющей оперой в Америке". Второй сезон начался 31 октября 1955 года оперой "Пуритане" с участием Марии Каллас, Джузеппе Ди Стефано, Николы Росси-Лемени и новым лицом чикагской оперы, выдающимся итальянским баритоном Этторе Бастианини. А на следующий день в вердиевской "Аиде" дебютировала несравненная Рената Тебальди. Когда она с эскортом автомобилей и 25 чемоданами приехала на улицу Лассаль, тысячи папарацци уже поджидали ее возле гостиницы. Газеты писали о яростной битве - соперничестве между Каллас и Тебальди, о том, что гречанка вынудила итальянскую певицу покинуть Ла Скала, а чикагским любителям оперы не было дела до каких-то битв – они просто наслаждались пением лучших артистов мира. Кстати, упоминавшаяся выше мадам Кассиди написала, что именно Каллас вдохновила Фокс пригласить Тебальди. Как бы то ни было, Тебальди была Аидой, Тито Гобби – Амонасро, за дирижерским пультом стоял 76-летний Тулио Серафин.

Мэрилин Хорн   Рената Тебальди   Каллас и Ди Стефано в 'Мадам Батерфляй'

Перефразировав одного известного персонажа из фильма Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово", можно сказать: "Настоящая жизнь в городе начинается только тогда, когда в ней появляется оперный театр". Каждый спектакль Лирик-театра становился событием, о каждом говорил весь город. Рассказывают, что билеты на оперу "Мадам Батерфляй" Дж. Пуччини с Марией Каллас в главной партии были проданы за 98 минут! Эта опера, кстати, стала последней, в которой пела в Чикаго Мария Каллас. Выйдя за кулисы после очередного спектакля, она была остановлена судебным чиновником. Речь шла об одном давнем случае, имевшем место в Нью-Йорке. Будучи молодой, неизвестной певицей, она подписала контракт с нью-йоркским менеджером, гарантируя выплачивать ему десять процентов от всех ее возможных доходов в течение следующих десяти лет. Позднее она отказалась платить. Сами понимаете, что к искусству данная история не имеет отношения, однако от ее встречи с клерком пострадала чикагская опера. Весь свой гнев Каллас обратила на руководство Лирик-театра, хотя, видит Бог, менее всего Кэрол Фокс хотелось устраивать скандал с примой, да еще в стенах театра. На следующий день фотографии с разъяренной Каллас-Батерфляй в кимоно обошли страницы газет во всем мире. Каллас в ярости покинула Чикаго, поклявшись больше в Лирик-театр не возвращаться.

После неожиданного расставания с театром Марии Каллас Рената Тебальди становится абсолютной примой чикагской оперы, участвуя во многих постановках.

10 ноября 1956 года в театре состоялся гала-концерт, отрывки из которого (впервые в своей истории) были записаны на пластинку. В том же году от трио основоположников остается одна Кэрол Фокс (Келли и Решиньо покидают Чикаго и обосновываются в Далласе, где создают новый оперный театр), а Лирик-театр получает свое нынешнее название – Лирик-опера. В 1956 году состоялся еще один примечательный дебют – в опере Верди "Трубадур" за дирижерский пульт впервые встал молодой талантливый дирижер из Флоренции Бруно Бартолетти, которого Фокс по рекомендации Тито Гобби пригласила в театр. О первых годах дирижирования в Лирик-опере Бартолетти вспоминал: "Состав исполнителей был просто фантастическим, но не было достаточно репетиций. Проблема была в постановочном решении. Постановки были никакие. Режиссер в то время напоминал полицейского на улице. Он говорил только: "Иди влево. Стань справа."" При Бартолетти была положена традиция 4-6 недельного репетиционного процесса перед каждой постановкой. Бруно Бартолетти стал ключевой фигурой Лирик-оперы. Он подбирал солистов и определял репертуарную политику театра. С 1964 по 1975 годы Бартолетти делил функции артистического директора с Пино Донати. (Не знавший английского, этот итальянский композитор и дирижер тоже сыграл огромную роль в развитии театра. Благодаря его усилиям в Лирик-опере выступали Фьоренца Коссото, Альфредо Краус, Николай Гяуров.) С 1975 по 1999 годы Бартолетти – единоличный артистический директор Лирик-оперы. С 1999 по 2006 годы дирижер занимал пост почетного артистического директора.

Чикагская Лирик-опера   Чикагская Лирик-опера

Отмечу некоторые знаменательные для Лирик-оперы даты.

1958 год, открытие сезона. Первая радиотрансляция из Лирик-оперы. Дж. Верди "Фальстаф". В опере заняты Тито Гобби, Рената Тебальди, Анна Моффо, Джульетта Симионато. Дирижер – Тулио Серафин.

1962 год, открытие сезона. Чикагская премьера оперы Бородина "Князь Игорь" в оформлении легендарного Николая Бенуа с участием Игоря Горина (князь Игорь) и Бориса Христова (Галицкий и Кончак). Спектакль запомнился появлением в "Половецких плясках" 24-летнего Рудольфа Нуреева, который только что остался на Западе и был в центре всеобщего внимания. В том же сезоне состоялся гала-концерт Нуреева в Лирик-опере, в котором три из пяти номеров, включая па-де-де из балета А. Адана "Корсар", он исполнил в собственной хореографии.

В середине шестидесятых годов при Лирик-опере создается специальный отдел образования, занимающийся просветительской работой в школах, университетах, проводящий лекции, встречи со зрителями... В этом отделе придумали новую форму популяризации оперы – выпуск на аудиокассетах комментариев к операм, звучащим на сцене театра. Эти кассеты можно встретить в библиотеках Чикаго и пригородов.

1967 год. Этот год стал темной страницей в истории Лирик-оперы. После провала переговоров между руководством театра и профсоюзом музыкантов сезон в театре был отменен. Спас театр тогдашний мэр Чикаго Ричард Дэйли.

1973 год. Начиная с этого года, торжественное открытие сезона транслируется в прямом эфире по радио – традиция, прерванная совсем недавно, - в 2002 году.

1974 год. Кэрол Фокс и Бруно Бартолетти создали при Лирик-опере школу, которая с 1981 года стала называться Центром Лирик-оперы для американских артистов.

1975 год. Директором балетной труппы Лирик-оперы становится гранд-дама американского балета Мария Тальчиф – бывшая жена Джорджа Баланчина.

1977 год. За несколько дней до начала сезона в Париже умерла Мария Каллас. Кэрол Фокс организовала в Лирик-опере вечер в честь великой певицы XX века. На сцене театра стояла огромная фотография Каллас, а слева и справа от нее – громадные букеты красных роз.

1978 год. Мировая премьера оперы Кшиштофа Пендерецкого "Потерянный мир". Позднее, в январе 1979 года, состоялось восемь представлений оперы в Ла Скала, которыми дирижировал сам композитор. В Милан отправился не только весь состав исполнителей, но и хор Лирик-оперы. Позднее второй акт "Потерянного рая" был представлен папе Иоанну Павлу II. В аудиенции, кроме артистов и композитора – близкого друга папы, - принимали участие Кэрол Фокс и Тито Гобби.

В начале восьмидесятых Лирик-опера столкнулась с большими финансовыми проблемами. Ключевые члены команды Фокс стали уходить в другие театры. Здоровье самой Фокс было подорвано. В 1980 году количество опер было сокращено до пяти. Театр предпринимал все усилия, чтобы выжить. Но, несмотря на собственные проблемы, 7 декабря 1980 года на сцене Лирик-оперы состоялся благотворительный концерт в память жертв ужасного землетрясения в Италии, в числе участников которого были Лучано Паваротти, Кэтлин Бэттл, Рената Скотто.

Кэрол Фокс   Георг Шолти и Ардис Крейник

1981 год. В возрасте 55 лет умерла Кэрол Фокс – женщина, создавшая в Чикаго оперный театр высочайшего уровня. Во главе театра встала человек из команды Фокс Ардис Крейник. Началась новая эра в истории Лирик-оперы. Крейник ввела в театре режим жесткой экономии. Например, театральные костюмы шили непосредственно в Северной Америке, а не привозили из Италии, как это было раньше. Обладая великолепным даром убеждения, она с неутомимой энергией встречалась с представителями большого бизнеса, с богатыми людьми, призывая их оказать всяческую поддержку театру. Она искала и находила спонсоров. Желая улучшить положение дел в театре, она выступила с идеей поставить в Лирик-опере оперетту. С 1981 года на протяжении трех сезонов в театре были поставлены "Веселая вдова" Ф. Легара, "Летучая мышь" И. Штрауса и "Микадо" Жильбера и Салливана (последняя - в постановке 25-летнего Питера Селларса).

11 декабря 1983 года Лирик-опера стала единственным в Америке театром, участвующим в международной акции памяти Марии Каллас (остальные три театра были из Европы: Ла Скала, Ковент-Гарден и Парижская опера). В концерте, транслируемом по телевидению, участвовали Бруно Бартолетти, Альфредо Краус, Рената Скотто, Джон Викерс и оркестр Лирик-оперы.

1985 год. В Лирик-опере появилась строка с субтитрами над сценой. Спустя два года (с 1987 года) все постановки опер (даже на английском языке) станут идти с текстом бегущей строки.

Сезон 1987-88 годов. Оперу "Лулу" Альбана Берга поставил великий "таганский" режиссер Юрий Любимов. В стиле "Десяти дней, которые потрясли мир" он потряс и чикагцев, продолжив действие в антракте и устроив в холле театра дискотеку.

Сезон 1989-90 годов. Открытие сезона получило широкую огласку не благодаря участию в нем очередной звезды, а благодаря тому, кто в нем НЕ участвовал. Лючано Паваротти отменил свои выступления в партии Каварадосси ("Тоска" Дж. Пуччини) из-за проблем седалищного нерва. Лирик-опера предложила певцу исполнять свою партию сидя, но Паваротти не изменил своего решения. Ситуация была не новая для театра: за Паваротти тянулся длинный шлейф отмен спектаклей. За период с 1981 по 1989 годы он отменил 26 из запланированного 41 спектакля! Так что эта отмена стала последней каплей, переполнившей чашу терпения Ардис Крейник и Бруно Бартолетти. Крейник собрала пресс-конференцию и объявила, что не намерена более привлекать Лючано Паваротти для участия в спектаклях Лирик-оперы. Она заявила, что доверие аудитории для нее является важнее, чем стремление любой ценой заполучить одного из величайших теноров столетия. Заявление Крейник произвело мировую сенсацию. Паваротти был символом современной оперы, он купался в лучах славы, позволяя себе любые прихоти. И тут вдруг – такое! Весь мир узнал "железную даму" Лирик-оперы.

Главная сценическая площадка Чикаго привлекала к себе многих знаменитостей. Театру помогали мэры города, в рекламной компании принимали участие ведущие спортсмены. Получил известность снимок, где улыбающаяся Ардис Крейник снизу вверх смотрит на великого Майкла Джордана, на майке которого красуется эмблема Лирик-оперы.

В 1989 году Крейник объявила новую программу "Навстречу XXI веку". В рамках этой программы на протяжении последнего десятилетия XX века Лирик-опера представила три мировые премьеры опер, семь американских современных опер и десять наиболее значительных европейских опер. Американские музыкальные критики назвали планы Лирик-оперы ошеломляющими. Не секрет, что оперная аудитория, в большинстве своем весьма и весьма консервативная, предпочитает в двадцатый раз услышать "Травиату" и "Кармен", нежели открыть для себя новое имя и новую музыку. А тут вдруг такое поле для экспериментов!

1993-94 годы. В здании Civic Opera House, где расположена Лирик-опера, начался ремонт. Перестройке подверглись сцена, зал, рабочие помещения, оркестровая яма – словом, здание пережило первую реконструкцию с 1929 года. Основные работы проходили в свободное от спектаклей время на протяжении трех лет.

Театр Ардис Крейник

6 июня 1996 года из-за болезни Ардис Крейник объявила о своей скорой отставке, а 13 октября того же года состоялся грандиозный гала-концерт в ее честь с участием звезд мировой оперной сцены. В этот день большой зал Civic Opera House стал называться театром Ардис Крейник. Она умерла 18 января 1997 года. 5 ноября 1996 года было объявлено, что новым генеральным директором Лирик-оперы становится Уильям Мэйсон. В своем прощальном слове Крейник отметила, что "невозможно придумать лучшую кандидатуру, на которую я могла бы оставить оперу". И действительно, вся жизнь Мэйсона неразрывно связано с Лирик-оперой. В первые три сезона в театре он пел в детском хоре, а после окончания учебы он прошел все ступеньки административной лестницы в родном театре. Начало работы в новой должности было для Мэйсона нелегким испытанием. Сложности в переговорах с музыкантами оркестра при подписании нового контракта привели к четырехдневной забастовке во время генеральных репетиций перед открытием сезона 1997-98 годов. Несмотря на впечатляющие постановки и набор звезд экономический кризис конца девяностых годов коснулся и Лирик-оперы. Впервые за шестнадцать лет в театре образовался дефицит бюджета, который, впрочем, исчез уже через год.

Дмитрий Хворостовский в роли Онегина   Владимир Галузин в роли Канио

С девяностых годов в Лирик-театре с большим успехом выступают российские оперные звезды. Первым в Чикаго появился Владимир Чернов, спевший в сезоне 1992-93 годов Ренато в "Бале-маскараде" Дж. Верди. В вердиевском же репертуаре дебютировали в следующем сезоне две другие русские звезды: Любовь Казарновская партией Леоноры из "Трубадура" и Дмитрий Хворостовский партией Жермона из "Травиаты". С тех пор Хворостовский выступал здесь неоднократно. Последнее его выступление было в прошлом сезоне в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Его партнерами в том незабываемом спектакле были Дина Кузнецова (Татьяна), Нино Сургуладзе (Ольга), Виталий Ковалев (князь Гремин). Частый гость в Чикаго – блестящий российский тенор Владимир Галузин. Он пел партии Германа в "Пиковой даме" П. И. Чайковского, кавалера Де Грие в "Манон Леско" и Калафа в "Турандот" Дж. Пуччини. В марте 2009 года он возвращается в Лирик-оперу с партией Канио в "Паяцах" Р. Леонкавалло. В Лирик-опере пели Николай Путилин (граф Томский, "Пиковая дама" П. И. Чайковского), Лариса Дядькова (Фрика, "Золото Рейна" Р. Вагнера), Ольга Бородина (Далила, "Самсон и Далила" К. Сен-Санса и Амнерис, "Аида" Дж. Верди), Олег Бряк (Альберих, "Зигфрид" Р. Вагнера).

Уильям Мэйсон

Об особой, домашней обстановке Лирик-оперы говорили в беседе со мной все солисты. Вот отрывок из интервью Владимира Галузина: "Уровень театра определяется не приглашенными певцами - это не заслуга театра. Театр – это в первую очередь оркестр и хор. Чикагская Лирик-опера имеет и то, и другое. Лирик-опера – один из немногих театров в мире, где натуральная акустика. Здесь очень приятно петь, и голоса здесь раскрываются не за счет микрофонов. В Лирик-опере создана очень благоприятная и доброжелательная атмосфера, здесь нет групповщины, нет интриг. В этом большая заслуга директора театра Уильяма Мэйсона, который подобрал такой коллектив единомышленников. Лирик-опера – благополучный театр высокого уровня". Галузину вторит Дмитрий Хворостовский: "Лирик-опера – домашний театр. Здесь всегда ратуют и болеют за артистов. Для меня петь в этом театре очень почетно. Меня радуют традиции, которые продолжает сохранять Лирик-опера. Во многих театрах, особенно американских, это уже давно исчезло, а во многих и не было никогда. В Чикаго я всегда любил и люблю выступать".

Встретившись с руководителем Лирик-оперы Уильямом Мэйсоном, я спросил у него: “Как вам удается создавать такую теплую обстановку в театре?” Мэйсон ответил: “Лирик-опера – это часть города. Чикаго – теплый, приятный город, и атмосфера в городе очень приятная. К тому же Лирик-опера была основана женщиной, второй руководительницей оперы тоже была женщина. И Кэрол Фокс, и Ардис Крайник к певцам относились по-матерински. Певцы приезжали на две недели, на месяц, бывало, и на два. Они всех опекали, интересовались, как они устроились, пытались как можно лучше организовать их жизнь в Чикаго. Я стараюсь делать то же самое. Я хочу, чтобы каждый, кто приезжает в Чикаго, хорошо и комфортно проводил здесь время. Если за сценой у певцов не возникает никаких бытовых проблем, то они могут все внимание уделить сцене. Дружелюбная атмосфера помогает создать наиболее запоминающиеся творения на сцене”.

Впереди у театра – новые планы и новые постановки. Лирик-опера имеет все необходимое для столь же прекрасного будущего, как и ее прошлое.

Примечание редакции:
В данной статье речь идет о созданной в 1954 году современной Чикагской лирической опере. Однако оперные театры в Чикаго существовали и ранее. Первая оперная труппа "Чикагская большая оперная компания" была организована здесь еще в 1910 году. Труппа просуществовала до 1932. Ее основателем и руководителем до 1921 был Андреас Диппель. В 1921-22 его сменила знаменитая певица Мэри Гарден, до того бывшая солисткой этого театра с момента его создания. Именно при ее руководстве в Чикаго состоялась мировая премьера оперы Сергея Прокофьева "Любовь к трём апельсинам" (1921). Среди музыкальных руководителей театра были известные дирижеры Клеофонте Кампанини (1910-19), Джино Маринуцци (1919-1920), Джорджо Полакко (1920-1930). С 1933 по 1946 в Чикаго работала другая оперная труппа, имевшая такое же название. Среди известных дирижеров с ней сотрудничал Фаусто Клева (в 1944-46 – музыкальный руководитель труппы).

Евгений Цодоков

На фото:
Чикагская Лирик-опера
Кэрол Фокс
Фокс, Келли, Решиньо
Мария Каллас с хором Лирик-оперы после "Лючии ди Ламмермур"
Мэрилин Хорн
Рената Тебальди
Каллас и Ди Стефано в "Мадам Батерфляй"
Чикагская Лирик-опера
Чикагская Лирик-опера
Кэрол Фокс
Георг Шолти и Ардис Крейник
Театр Ардис Крейник
Дмитрий Хворостовский в роли Онегина
Владимир Галузин в роли Канио
Уильям Мэйсон

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Чикагская Лирик-опера

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ