Сезон старый — сезон новый

Московские оперные заметки

Евгений Цодоков
Главный редактор

Сейчас, в межсезонье, когда наступает относительное оперное затишье, самое время подвести некоторые итоги прошедшего сезона и рассказать о новостях будущего. Начнем с итогов.

Сразу оговоримся, что речь пойдет пока преимущественно о столичной оперной сцене, хотя это совершенно не означает, что провинциальные музыкальные театры не развиваются, что в них не происходят интересные процессы. Так, например, одним из лидеров оперного "авангарда" становится Саратов. Сначала нашумевший "Евгений Онегин" Дмитрия Белова и Юрия Кочнева, теперь "Риголетто" тех же авторов.

Этому шедевру Верди вообще "повезло" в этом году на российских просторах. Здесь и эпатажный спектакль Волгоградской оперной антрепризы Юрия Пятакова в постановке ученика Д.Бертмана Сергея Куницы, и шумная премьера "Новой оперы" с вальяжным Дмитрием Хворостовским. Но о последнем спектакле ниже.

К сожалению, нашему сайту пока не хватает информационной поддержки, чтобы оперативно освещать все оперные события могучей России. Отдельный разговор должен также быть о Петербурге. Его мы обязательно проведем. А пока ограничимся первопрестольной.

Итоги прошедшего сезона в столице любопытны. Главный вывод, по моему мнению, заключается в следующем: наиболее плодотворным сезон оказался для тех музыкальных театров, вокруг которых было меньше шума. Те же, кто был объектом более пристального внимания (по разным причинам) проявили себя в конкретных делах (читай - новых постановках) скромнее. Но обо всем по порядку.

Три полноценных и добротных премьеры (несмотря на ряд оговорок) "предъявил" оперной общественности коллектив "Новой оперы", что выводит его, выражаясь спортивным языком, в лидеры сезона. Наш журнал писал подробно о каждой из них. Сейчас же краткое резюме. Дирижерский театр (а "Новая опера" - безусловно театр Е.Колобова) жив, весьма продуктивен и актуален. Да, в последние годы в "Новой опере" происходил ряд странных процессов, включая чехарду с кадрами (театр стал, по существу, "поставщиком" вокалистов для других трупп), эксперименты с музыкальными текстами (например, "Травиата"). Но… практика все побеждает! Блестящая "Сельская честь", доказывающая, что современную режиссуру можно плодотворно соединить с бережным отношением к первоисточнику и музыкальной тканью сочинения, интересный "Гамлет", менее убедительный в режиссерском плане, но качественный музыкально "Риголетто".

Радует спокойная, но твердая поступь Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, руководимого Александром Тителем, безусловным лидером отечественной оперной режиссуры. Открыв серию московских премьер прекрасным и остроумным "Обручением в монастыре", труппа продолжила комическую линию яркой "Летучей мышью".

Имя А.Тителя позволяет нам плавно перейти к "шумным" театрам, в первую очередь к "Большому", где он поставил "Игрока". Нет нужды пересказывать все драматические перипетии в жизни главной сцены Москвы, тем более что к искусству они имеют мало отношения. Победителей в этих баталиях нет, да и не может быть. Нам претит отношение многих (и в том числе ряда СМИ) к многострадальной премьере "Игрока". Видимо, и обстановка в театре, о которой говорил Г.Рождественский, была не лучшей. Все это так. Но и к самому маэстро есть масса вопросов. Главный из них такой: зачем было идти в театр, если ты не готов к проблемам и к борьбе? Драматизация конфликта со стороны выдающегося режиссера с очевидностью показала - искался и был найден повод для того, чтобы хлопнуть дверью.

Если же вернуться к высокому искусству, то совершенно очевидно (для меня лично), что постановка "Игрока" - пусть и не безусловная, но удача. Удача, прежде всего, музыкальная. К сожалению, некоторые музыкальные обозреватели расписались в неспособности беспристрастно и профессионально оценивать художественные явления. "Момент истины" оказался печальным.

Несколько слов о "Набукко". Первый спектакль нового тысячелетия остался таковым только в смысле хронологии. Поскольку он появился на свет в обстановке "театрального безвременья" (как тут не вспомнить знаменитый пассаж Ильфа и Петрова о том, что "немого" кино уже нет, а "звукового" еще нет), то и повторять уже сказанное об этой постановке нет желания.

Много шуму наделала в этом году "Золотая маска". Все "яйца" в корзину "Геликон-оперы" впечатляют. А вот итоги нынешнего сезона для этого театра оказались куда как скромнее! Непоставленные оперы Моцарта ("Так поступают все" и "Волшебная флейта") доминировали над поставленной ("Похищение из сераля"). Причем, постановщики раннего зингшпиля умело "похитили" у нас Моцарта вместе с его сералем, не предложив взамен ничего адекватного. Скромная и лаконичная, предназначенная для малого зала, постановка "Служанки-госпожи" конечно мила, но не может претендовать на событие сезона.

Наш сайт писал также об отдельных работах других московских театров. "Свадьба Фигаро" в Камерном музыкальном театре может считаться относительной удачей, также как и первая русская постановка "Синьора Брускино" в Арбат-опере. Провальная затея с "Галантными Индиями" Рамо в театре "Амадей" вызывает сожаление.

Опера заняла весьма достойное место и в концертной жизни столицы. Безусловным "хитом" сезона стал единственный концерт несравненной Чечилии Бартоли. Пожалуй, за многие последние годы, это первый визит царствующей королевы, а не артиста, хоть и овеянного славой, но пребывающего уже в пенсионном (или предпенсионном) возрасте. Уличные шоу (типа концерта Доминго на Красной площади) не в счет. К достижениям следует отнести также выступление Денниса О'Нила в БЗК. Про иностранных гастролеров, пожалуй, сказано все. Удачными (хотя и не во всем ровными) представляются инициативы фонда И.Архиповой, такие как концерт Людмилы Магомедовой, январский концерт "Вива, Верди!". Запомнилось также редчайшее концертное исполнение "Орестеи" Танеева, осуществленное Михаилом Плетневым и РНО. Нельзя не упомянуть и российскую премьеру оперы Альфреда Шнитке "Джезуальдо", осуществленную Государственной академической симфонической капеллой под управлением В.Полянского.

Особое место в оперной жизни столицы заняли спектакли, представленные на "Золотую маску". Впервые в Москве по этому поводу выступил Мариинский театр. Представленные им спектакли "Золото Рейна" и "Дон Жуан" вызвали заслуженный интерес. Мнения об этих постановках оказались различными, что представляется естественным и справедливым. Очевидно, другое. При всех спорах о достоинствах постановок мы были свидетелями выступления коллектива мирового класса. Ведь что такое класс? Как это бывает у спортсменов? Видишь, что мастер или команда иногда не в форме, но все равно ощущается мощь! Так и здесь. Возможно, что-то спорно, что-то несовершенно, но все это по "высшему" счету. Очевиден масштаб и профессионализм. А уж если спектакль хорош (как, например, я считаю хорошей постановку "Золота Рейна"), то он доставляет истинное наслаждение!

Таковы, вкратце, основные впечатления от завершившегося оперного года. В ближайшие дни мы расскажем о перспективах нового сезона.

окончание ->

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ