«Похождения повесы» Стравинского

Евгений Цодоков
Главный редактор

К 50-летию мировой премьеры

В начале 50-х годов знаменитый венецианский театр "Ла Фениче" оказался на "переднем крае" развития оперного искусства. В течение нескольких лет здесь состоялись мировые премьеры ряда крупнейших произведений жанра. Среди них "Поворот винта" Б.Бриттена (1954), сценическая премьера "Огненного ангела" С.Прокофьева (1955) и, наконец, сочинение, о котором здесь и пойдет речь, - "Похождения повесы" И.Стравинского (1951).

В этой опере Стравинский продолжил неоклассическую линию своего творчества. Имеющее мало общего с русской культурой, достаточно рассудочное произведение отличает высокая степень профессионализма и мастерства.

Рука мастера тверда, хотя вряд ли способна вызвать "вибрацию души" любителя музыки, если только он не рафинированный эстет.

В своих "Диалогах" композитор подробно рассказывает о возникновении замысла оперы "из английской жизни". Увидев в 1947 году во время случайного посещения Чикагского института искусств одноименный цикл из 8 картин (известных также по гравюрам) знаменитого английского художника У.Хогарта у него зарождается идея оперы. Либреттист Уинстон Оден, к которому Стравинский обратился по совету Олдоса Хаксли, привнес в сюжет о противостоянии повесы и мота с чертом ряд новых штрихов. В частности, образ Безобразной герцогини (так первоначально именовалась Баба-турчанка) восходит к известному историческому персонажу, "ожившему" под пером Лиона Фейхтвангера (подробнее о сюжете оперы см.: "Опера. Энциклопедический словарь". Автор Е.Цодоков, стр. 318-319).

Многое в опере напоминает стилистику сочинений 18 века (речитативы в сопровождении чембало, названия арий - каватина, кабалетта - и т. д.). Только музыкальный язык совершенно иной - современный. В сочетании со старинной стилистикой построения оперы (созвучной "Дон Жуану" - "веселой драме" Моцарта), прозрачной тканью произведения, он создает какой-то загадочно "остраненный" сюрреалистический колорит, с привкусом иронии и сарказма, легко, однако, переходящими к мрачным и даже трагическим тонам (похожее впечатление производили некоторые неоклассические опыты П.Пикассо).

В мировой премьере, проходившей в рамках Венецианского фестиваля (11 сентября 1951 г.), участвовала выдающаяся певица Элизабет Шварцкопф, прославившаяся своей интерпретацией моцартовского и штраусовского репертуара. Она исполнила партию Энн. В роли Бабы-турчанки выступила Женни Турель из Канады, единственная в составе солистов, имеющая русские корни. Партию Тома пел американский тенор Роберт Раунсевиль, внучатый племянник знаменитой Лилиан Нордики, Ника - англичанин чешского происхождения Отакар Краус. Спектакль был поставлен известным режиссером Карлом Эбертом. За пультом стоял автор.

Сценическая судьба "Повесы" счастлива. Уже в том же году состоялась немецкая премьера оперы в Штутгарте. Упомянем также стокгольмскую постановку 1961 года, осуществленную Ингмаром Бергманом. Среди наиболее интересных спектаклей последних лет работа Петера Муссбаха на Зальцбургском фестивале (1994).

Русская премьера оперы осуществлена Б.Покровским и Г.Рождественским 11 мая 1978 года в Камерном музыкальном театре. Художник - И.Сумбаташвили. На русский язык либретто было переведено известной певицей Натальей Рождественской.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ