300 лет Джованни Баттиста Перголези

Евгений Цодоков
Главный редактор

4 января исполнилось 300 лет со дня рождения выдающегося композитора, мастера Неаполитанской школы Джованни Баттиста Перголези, вошедшего в историю, прежде всего своим знаменитым комическим интермеццо «Служанка-госпожа» (1733, Неаполь, либретто Дж.А.Федерико), положившим начало стремительному развитию оперы-buffa.

Перголези прожил очень короткую жизнь, скончавшись от туберкулеза в 1736 году в Поццуоли близ Неаполя. Родился он в городке Йези (здесь ныне существует театр его имени). С 13 лет учился в неаполитанской консерватории «Деи повери ди Джезу Кристо», где среди его учителей по композиции были Г.Греко, Ф.Дуранте и Л.Винчи.

В дальнейшем состоял на службе придворным капельмейстером князя Стильяно (1732) и герцога Маддалони (с 1734).

Творческий путь маэстро насчитывает всего 5 лет (1731-36). За это время он успел написать несколько опер-сериа (первой стала «Салюстия», поставленная в Неаполе в 1732), среди которых выделяются «Адриан в Сирии» (1734, Неаполь, либретто Метастазио) и, особенно, «Олимпиада» (1735, Рим, либретто Метастазио), а также ряд духовных сочинений, в т. ч. знаменитое Stabat mater для сопрано, альта, струнного квартета и органа.

Однако главным делом его жизни оказалось создание «Служанки-госпожи», вошедшей в золотой фонд оперного искусства. Это интермеццо, первоначально предназначавшееся для исполнения в качестве интермедии между актами оперы-seria «Гордый пленник», приобрело самостоятельное значение и быстро завоевало весь тогдашний музыкальный мир, став блестящим образцом буффонного жанра. Особенно важным стало исполнение этого произведения итальянской труппой в Париже в 1752 году, положившее начало знаменитой «Войны буффонов» - ожесточенной полемики во французских музыкальных кругах о путях развития национальной оперы, которая в свою очередь способствовала появлению комической интермедии «Деревенский колдун» Ж.-Ж.Руссо, повлиявшей на развитие французской комической оперы.

Иногда «Служанку-госпожу» представляют как первую в истории оперу-буффа. Такое высказывание требует уточнения и пояснения. Ее рождению, разумеется, предшествует довольно длинная история развития комической оперы в Италии, проходившая в тени господства главного жанра – оперы-seria. Уже в 17 веке существовали римские музыкальные комедии, среди которых исследователи (Стендаль, Кречмар и др.) выделяют, например, такие сочинения, как «Страждущий да надеется» В.Маццоки и М.Мараццоли (1639) или «Нет худа без добра» А.М.Аббаттини, созданного совместно с тем же Мараццоли (1653). Особенно следует выделить оперу Я.Мелани «Танча, или Подеста в Колоньоле» (1657), созданную во Флоренции и для премьеры которой во время карнавала был даже основан новый театр на улице Делла Пергола. Стендаль уже эту оперу называл оперой-buffa. При таком подходе требуется более подробное и точное определение специфики этого жанра (в том числе и с точки зрения анализа формы), что не входит в задачу этой статьи, посвященной юбилею Перголези.

Значительную роль в развитии комического жанра сыграла, безусловно, Неаполитанская школа, давшая миру неаполитанскую диалектную комедию. Именно учитель Перголези Леонардо Винчи был большим мастером таких сочинений. Из 11 опусов этого жанра, созданных им, выделяется опера «»Девушки на галере» (1722). Необходимо упомянуть также оперу выдающегося неаполитанского мастера Алессандро Скарлатти «Триумф чести» (1718), а также «Крестьянку» (1728) немецкого композитора И.А.Хассе, прожившего много лет в Италии.

Уникальная роль «Служанки-госпожи» заключается в том, что здесь произошла, если так можно выразиться, «кристаллизация» жанра. Перголези удалось добиться в этой миниатюре необыкновенной выразительности. Как хорошо пишет Кречмар в своей «Истории оперы» - «то, что сумел сделать из подобного сюжета Перголези, представляет собою цепь психологически верных и характерных деталей и образов, и нет конца наслаждению от того, как богато, тонко и выразительно переданы композитором верные жизни черты».

Популярность оперы была столь велика, что она вызвала целую серию сюжетных подражаний, в т. ч. и одноименную оперу Д.Паизиелло (1781). Можно без преувеличения констатировать, что сюжет о бедной девушке, одурачившей глупого богатого старика (опекуна), стал чуть ли не одним из архетипов для оперы-buffa. В различных вариантах он использовался в большом количестве сочинений, включая «Аптекаря» Гайдна, «Севильского цирюльника» Россини или «Дона Паскуале» Доницетти.

После триумфа «Служанки-госпожи» опера-buffa, без преувеличения, перестала играть «вторые роли» в развитии оперного жанра в целом, и начала, как уже отмечалось, стремительное шествие по различным странам мира. Количество ее постановок бесчисленно.

Подводя итог краткой характеристике творчества Перголези, нельзя не упомянуть еще несколько его произведений – интермеццо «Ливьетта и Траколо» (исполнялось в опере-seria «Адриан в Сирии»), а также диалектную музыкальную комедию «Влюбленный брат» (1732, Неаполь, либретто Дж.А.Фредерико). Его последней оперой стала комедия «Фламиний» (1735).

К истории современных постановок опер Перголези

Довольно длительное время из всех сочинений Перголези только «Служанка-госпожа» пользовалась устойчивой популярностью. Но во 2-й половине 20 века на волне интереса к старинной музыке 17-18 вв. стали исполняться и другие его сочинения.

Опера «Адриан в Сирии» впервые после длительного перерыва прозвучала в 1980 на Французском радио, в 1985 поставлена на фестивале «Флорентийский музыкальный май», в 2007 ее можно было услышать в родном городе композитора Йези.

«Фламиний» был возрожден в Неаполе (1982), затем неоднократно исполнялся во Франции: в Версале (1983), Лилле (1994) и Боне (2004). В 2004 был поставлен в Йези.

Также множество постановок выдержала опера «Влюбленный брат», впервые исполненная в 20 веке в 1936 в Турине. Среди других постановок – спектакли в Пикколо Скала (1960), Ла Скала (1989) и др.

Интермеццо «Ливьетта и Траколо» исполнялось в 1946 в Сиене, в 1985 на фестивале «Флорентийский музыкальный май» и др. Среди постановок последних лет спектакль в Праге (2005).

Одна из лучших серьезных опер Перголези «Олимпиада» была возрождена в 1937 в Фано. Затем исполнялась в Монпелье, Ницце, Тулузе и Париже (1996), в 2003 году поставлена в Парме.

Опера «Гордый пленник», для которой предназначалось интермеццо «Служанка-госпожа», также не забыта в наши дни. Она дважды ставилась в Йези в 1997 и 2009 годах.

Наконец, опера «Салюстия» (первый опыт композитора в этом жанре) прозвучал в Йези в 2008 году.

В России популярность «Служанки-госпожи» была ничуть не меньше, нежели в других странах Европы. Российская премьера оперы состоялась в 1787 в Петербурге (Эрмитажный театр). В 1789 она была исполнена в Москве (Воксал). Среди постановок последних лет спектакли Мариинского театра (1999), Геликон-оперы (2002) и др.

Ближайшая новая постановка на европейской сцене состоится в марте 2010 года во французском городе Анже.

Иллюстрация:
Джованни Баттиста Перголези

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ