Фестивальное лето-2002. Оперы Россини в Пезаро

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Россиниевский фестиваль в небольшом городе Пезаро на побережье Адриатики мне приходилось сравнивать с хрустальным дворцом: так интересны спектакли, так отточенно и музыкально поют исполнители. Естественно, за годы посещения фестиваля случались и неудачные постановки, слышалось недовольное "буканье" зрителей. Не обошелся без противоречий и последний фестиваль: бурным успехом сопровождались представления "Турка в Италии", отсутствие единодушия характеризовало "Странный случай", в то время как "Пробный камень" так и тянуло сравнить с удавшейся сборкой любимой многими игры puzzle.

Последним названием в постановке знаменитого дизайнера и режиссера Пьер Луиджи Пицци открылся Россини Опера Фестиваль-2002. Пицци - совершенная особая фигура в истории престижного музыкального мероприятия: за двадцать лет он поставил здесь семнадцать спектаклей, и если бы у Россиниевского фестиваля был логотип, то нарисовать его мог только он. "Пробный камень" - семнадцатый спектакль Пицци для РОФ, но всего лишь первая опера-buffa.

"Пробный камень" - история убежденного холостяка графа Аздрубале, внимания которого добиваются три привлекательные дамы. Но лишь одна из них любит его искренне - Клариче, "вдова с добрым сердцем". Граф подвергает каждую из претенденток своеобразной "проверке", и настоящая бескорыстная любовь торжествует победу. Эта опера - нелегкий орешек для постановщика: ее перипетии довольно запутанны, а количество и протяженность речитативов просто космических масштабов (ощущение времени претерпело со времен молодости Россини радикальное изменение). Пицци выдумывает и конструирует свой сверкающий puzzle, подобно фильму 1960-х годов, когда кумирами публики были такие красавицы и красавцы, как София Лорен и Витторио Гассман, а в центре внимания были экономический бум и "сладкая жизнь".

Единая установка на всю оперу напоминает роскошный отель где-нибудь в Голливуде, окруженный лесом, с бесчисленным количеством комнат, бассейном и соблазнительными красотками. Но и иронизируя, Пицци остается элегантным, рафинированным: в декорации ясно просматриваются строгие и простые линии, черный и белый цвета. Зато многочисленные персонажи одеты в разноцветные наряды из коллекции ателье Тирелли, которое хранит модели от Сен-Лорана и Диора, от Пуччи и Живенши. Претендентки на сердце графа и его друзья плещутся в бассейне, играют в теннис, болтают по телефону (конечно, белого цвета): режиссер распоряжается своей командой наподобие какого-нибудь набившего руку постановщика американских комедий. Подстать режиссеру и команда: в игре и пении всех участников спектакля трудно усмотреть и услышать недостатки. Оркестр болонского театра Комунале под управлением опытного Карло Рицци журчит и переливается подобно чистейшему горному ручью под солнцем. Великолепны обладатель бархатного баса Марко Винко в роли графа Аздрубале и изысканная меланхоличная Кармен Опризану в роли маркизы Клариче. На подлинный праздник театра и вокала приглашают Рауль Гименес - кавалер Джокондо, Пьетро Спаньоли - Макробио, Бруно Де Симоне - Пакувио, и Лаура Бриоли и Патриция Биччире - соперницы Клариче.

Если во время представлений "Пробного камня" мрачноватый Палафестиваль озаряется улыбками зрителей и оглашается несмолкаемыми аплодисментами, то постановка "Странного случая" испанским режиссером Эмилио Саджи в уютном зале Педротти при местной консерватории вызывает как одобрение, так и протест.

"Странный случай" (привычный всем русский перевод неточен: у Россини "L'equivoco stravagante" - "Экстравагантное недоразумение"), написанный в 1811-ом году,- история любовного треугольника. В год своего рождения эта опера всего три раза прошла в Болонье: цензура наложила на нее запрет из-за пикантного либретто. О главной героине "Странного случая" Эрнестине, в которую страстно влюблен небогатый Эрманно, пара слуг распускает слух, что она не девушка, а переодетый кастрат: избранный отцом жених верит слуху, и брак расстраивается... Но прежде, чем Эрнестина и Эрманно соединяют свои судьбы, зрителю предстоит стать свидетелем огромного количества невероятных и комических ситуаций.

Режиссер Эмилио Саджи переносит действие "Странного случая" в 1970-е годы. История разворачивается в доме и на складе овощей-фруктов, в хозяина которых превращен разбогатевший Гамберотто, отец Эрнестины (потрясающий во всех отношениях комический бас Бруно Пратико). На занавесе изображены многочисленные контейнеры с помидорами, яблоками или фасолью с непременной надписью "Gamberоtto export-import vegetables" (художник Франческо Кальканьини), "склад" увешан многочисленными портретами хозяина с золотыми часами "Ролекс" на запястье, элегантная секретарша поощряет культ личности работодателя, требуя восторженных аплодисментов от рабочих. Эрнестина живет в воображаемом мире, среди романических историй, окружает себя поэтами, и проводит свои дни в библиотеке, где прозрачный письменный стол опирается на четыре белых шара. Впоследствии все более запутывающаяся история треугольника перемещается в элегантный салон, на огромное красное кожаное кресло, отражающееся в криво висящем зеркале. Атмосфера душная и опьяняющая, чувственная и легкомысленная. Порой кажется, что вы смотрите фильм Педро Альмодовара.

Исполнение превосходное; оркестр фестиваля в руках Донато Ренцетти звучит собранно и прозрачно, певцы поют сольные куски и вихревые ансамбли точнейшим образом. Голос Сильвии Тро Сантафе (Эрнестина) - довольно высокое и несколько "сырое" меццо-сопрано. Певица элегантна, наделена большой долей иронии и хорошо смотрится на сцене в самых "рискованных" костюмах. Традиционно хороши и симпатичны два претендента на руку Эрнестины: баритон Лоренцо Регаццо - спесивый и глупый Бураликкьо, тенор Антонино Сирагуза - искренний и нежный Эрманно. Очень спаянна и "синхронна" пара слуг, ведущих интригу,- Наталия Гаврилян (Розалия) и Стефано Феррари (Фронтино).

Кто-то свистит, кто-то аплодирует: спектакль Саджи забавен, но блестит каким-то холодным, отвлеченным блеском, не затрагивая струн вашей души.

Зато классическая красота и ослепительный музыкальный уровень постановки "Турка в Италии" разрешают все сомнения. Молодой режиссер Гуидо Де Монтичелли, известный более своими работами в драматическом театре, ставит традиционный спектакль. Но "традиционный" не значит "скучный". Речь идет о высокой традиции, если спектакль Де Монтичелли "сделан" из тонкого юмора, тщательной прорисовки характеров, ювелирной работы с певцами-актерами. Очень красиво, прямо-таки завораживающе оформление Паоло Бреньи: не оторвать глаз от пересекающего сцену корабля Селима, кокетливого будуара Фьориллы и всех прочих театральных "чудес". А сколько забавных деталей придумано режиссером, и с каким удовольствием воплощают их исполнители: Селим хватается за кинжал, едва муха садится ему на нос, обожатели Фьориллы ревниво следят за ее беседой с турком, выскакивая из складок драпировок, подобно кукушке в настенных часах, Селим и Джеронио, обсуждая в таверне идею продажи Фьориллы, скрещивают кинжал и вилку... Волшебную атмосферу театрального праздника подчеркивают и красивейшие костюмы Сантуццы Кали.

Состав исполнителей этого "Турка" - возможно, лучший из тех, которым могла бы располагать дирекция любого театра в наши дни. В нем заняты звезды - например, Ильдар Абдразаков в роли Селима, обладатель глубокого бархатного баса и создатель обаятельного образа, Патриция Чофи в роли Фьориллы,- сам по себе ее голос, может быть, и не слишком интересен, но исполнение отмечено феноменальным техническим совершенством и актерским блеском. Нельзя не восхититься стилистической точностью и захватывающим комизмом Алессандро Корбелли в роли Джеронио и Роберто Де Кандиа в роли поэта Просдочимо. Хороша и Мариза Мартинс в роли цыганки Заиды, и только тенор Мэтью Поленцани - Нарчизо с его неточностью в пассажах и форсированными верхними нотами добавляет ложку дегтя в бочку меда.

Оркестр болонского театра Комунале под управлением Риккардо Фрицца - блестящий сообщник блестящих актеров: неутомимый, стремительный, комичный. Нескончаемы вызовы на аплодисменты, в полнйо мере заслуженные.

Как всегда, фестиваль не ограничивается тремя новыми постановками: Россиниевская Академия представляет новые имена в "Путешествии в Реймс" и концерте, утром можно пойти на одноактные комические оперы "Обманы сходства" Дженерали и "Три мужа" Моски, объединенные под "рубрикой" "Мир фарса", в открывшемся после реставрации театре Россини дает концерт знаменитый пианист Маурицио Поллини, "соловьи" Кармен Опризану, Рауль Гименес, Антонино Сирагуза и Роберто Де Кандиа услаждают своим искусством любителей бельканто в сольных концертах, и еще много-много прекрасного и любопытного ждет тех, кто проводит в Пезаро отпуск или приезжает специально "для Россини". В следующем году Россини Опера Фестиваль обещает два монументальных события: новые постановки "Семирамиды" и "Графа Ори", опер, которые редко появляются на афишах. Так что праздник музыки обеспечен и на ближайшее лето.

Пезаро

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ