Рецензия на запись «Тоски» Пуччини

Рецензия на запись «Тоски» Пуччини
Оперный обозреватель

Анжела Георгиу (Тоска) / Роберто Аланья (Каварадосси) / Руджеро Раймонди (Скарпиа) и др.
Хор и оркестр театра «Ковент-Гарден» / Дир: Антонио Паппано. Запись © 2002. EMI CDS5 57173 2, 2 CD-set.

Я с большими надеждами обратился к прослушиванию этой новой записи (послужившей также основой для звуковой дорожки к одноименному фильму-опере) - последней новинке в серии проектов звукозаписи триумвирата Аланья-Георгиу-Паппано. И, большей частью, мои ожидания оправдались. Если в чем-то новая запись и может уступить в успешном соперничестве с предыдущими, то причина кроется, возможно, в несколько релаксированной манере дирижирования Паппано. По известным только ему самому мотивам он склонен в последних двух актах подчеркивать красоты оркестровых звучностей партитуры (в манере Караяна) в ущерб последовательному нагнетению действия драмы.

Все детали интерпретации выдерживают сравнение с легендарной записью оперы, выпущенной на EMI п/у Де Сабата (с Каллас, Ди Стефано, Гобби - прим. пер.), сделаной уже почти 40 лет назад. Но, в отличие от своего выдающегося предшедственника, Паппано не вкладывает столько театрального напряжения в свое дирижирование. Первый акт длится у него на 8 минут дольше, чем у Де Сабата и это весьма ощутимо слушателем: временами хочеться, чтобы музыка звучала живей, быстрей. Возможно, лучшего эффекта «живости» артисты смогли бы достичь в обстоятельствах «живой» записи из театра, чем в данных студийных условиях. Так, например, во втором акте им как раз удается забыть о стоящих микрофонах и исполнение немедленно «оживляется», взлетая несколько раз к потрясающим кульминациям. Но, уже к третьему акту все оживление снова сходит на нет, что, отнюдь, не вменяется в вину оркестру театра «Ковент-Гарден», который превосходно играет под управлением своего будущего босса.

Георгиу сотворила Тоску величественную во всех отношениях. Она проектирует роль ревнивой примадонны с невероятным вниманием к тексту и фразировке, ее тон постоянно прекрасен и чувственен, и переходит от состояния счастливой, хоть и ревнивой любовницы, к настроению отчаявшейся жертвы, с легкостью переключая эмоциональные регистры. Ее интерпретация сольных моментов («Non la sospiri», «Vissi d’arte») и всего последнего акта вибрирует жизнью и чувствами.

Во всех отношениях Георгиу достойная наследница Каллас в этой партии, и запись стоит купить уже ради нее самой. Аланья - сначала улыбающийся, затем агонизирующий Каварадосси - поет с богатой палитрой тональных и динамических оттенков. И, даже если в больших кульминационных местах его выдает голос не достаточно сильный для данной партии и потому звучащий временами напряженно, то, все же это лучше чем трубный глас, выдаваемый порою другими исполнителями этой роли.

Раймонди, несмотря на исчерпанные ресурсы своего голоса, представил всю злобную жуть Скарпиа. Его пронзительная, интимная трактовка образа пуччиниевского старого «сатира» вполне убедительна, даже если и не дотягивает до класса таких исполнителей, как Гобби (у Де Сабата), или Таддеи (у Караяна).

Все исполнители маленьких ролей подобраны продюсерами с умом. Например, Энрико Фиссоре - смешной, без пережимов Ризничий. Запись, взятая в совокупности, хорошо сбалансирована. Если не принимать в расчет мою частичную критику в адрес Паппано, эта версия, возможно, - лучшая «Тоска», которую мы можем сегодня заполучить, и уж, разумеется, старая версия EMI не выдерживает никакого сравнения с новой записью по своим акустическим параметрам.

Алан Блиф

Перевод Кирилла Городецкого
(по материалам рецензии журнала «Opera»).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ