«Вольный стрелок» в клетке

Премьера оперы Вебера в Саратове

Саратов - оперный город. Об этом свидетельствуют театр с хорошими традициями и ежегодный Собиновский фестиваль, пользующийся устойчивой репутацией. Теперь к этой характеристике можно прибавить еще одну: здесь в последние три года стали изготовлять столь радикальные постановки, что в пору констатировать: окно в оперную Европу «рубят» именно тут. Выдержат ли эти «евроокна» российский культурный климат - вот вопрос!

На последнем Собиновском фестивале было много интересного. Так, екатеринбургский Экспериментальный театр привез постановку оперы Б.Бриттена «Поворот винта» (дирижер Д.Лузин, Режиссер И.Можайский), что для России чуть ли не подвиг! Удивляли и обычные спектакли. В традиционной «Иоланте» заглавную роль исполняла слепая певица Светлана Лысенко, имевшая большой успех! Среди гостей фестиваля были известные солисты: Виктор Черноморцев (Томский), Наталья Дацко (Лиза), Ахмед Агади (Хозе), Юрий Веденеев (Граф Данило) и др.

1/2

Однако наибольший интерес представляла премьера оперы Карла Мария фон Вебера «Вольный стрелок», или «Волшебный стрелок» - такое название она получила в России в 19 веке. Кстати, на отечественных сценах этот раннеромантический шедевр не ставился уже более 100 лет.* И вот, наконец, Саратов.

Наш журнал уже писал о подготовке этой постановки, осуществленной популярным нынче молодым режиссером-радикалом Дмитрием Беловым в содружестве со столь же молодой художницей Альоной Пикаловой. Впрочем, эта публикация вышла, когда спектакль еще только задумывался. Теперь же, на премьере, прошедшей месяц назад накануне фестиваля (30 апреля и 6 мая), а затем показанной гостям форума, есть смысл остановиться подробнее. Мы предлагаем нашим читателям выдержки из пространной статьи о спектакле обозревателя Николая Иванова, опубликованной в местной газете «Саратов СП». Этот материал, не претендуя на глубокое теоретическое осмысление новаций постановщика, дает достаточно полное и объективное представление о спектакле.

Сетка-рабица, натянутая вместо занавеса на краю авансцены. Все действие происходит за металлической оградой, напоминающей тюремную или концлагерную, в клетке.

Герои в костюмах, стилизованных под моду фашисткой Германии 30-40-х годов, пытаются на протяжении всего спектакля вырваться из замкнутого пространства, но безуспешно.

... Глаз едва успевал следить за развивающимися событиями. На первом месте сюжет, полтора часа напряженного, временами захватывающего действия, мистического триллера со сценами насилия, большой и светлой любовью, обращением к высшим силам, как и положено по законам жанра. Опера как таковая с любованием голосами, дуэтами, знакомыми мелодиями и темами отодвинута на второй план. Да и о каком вокале можно вести речь, если каждую минуту, секунду на сцене что-нибудь случалось. То во время диалога Агаты и ее подруги Анхен неожиданно загоралась лампа дневного освещения, до этого бывшая элементом клетки. То мужская половина хора, не прекращая петь, начинала избивать ногами необнаруженного в программке персонажа. В конце концов, ему на голову одевали полиэтиленовый пакет и жестоко убивали чугунной урной...

Незадолго до премьеры я спросил у Дмитрия Белова о его отношении к своеобразной реинкарнации старых классических опер...

— У меня в детстве была чудесная древняя книга 19 века по истории, я занимался ее раскрашиванием разными цветными карандашами, - признался Дмитрий. - До сих пор с умилением смотрю на свои художества. Иногда кажется, что это варварство, иногда - что получилось милое издание, свежее и модное, когда на пожелтевшей бумаге красуются детские каракули. Поэтому, я думаю, и с оперой можно играть, как со старой любимой игрушкой, можно перекрашивать, докрашивать, переделывать - все что угодно. Главное - не забывать, что делать это надо с любовью.

В «Вольном стрелке» Дмитрий Белов переделал все, что только смог. Действие из 16 века перенесено в безвременье, удивительно похожее на сплав 40-х с сегодняшними днями. Сцена оформлена под метро: с обеих сторон спускающиеся ступеньки, стены, отделанные кафелем, рекламная витрина, в которой появляется то главный приз - подвенечное платье, то тень матери главного героя - стрелка Макса, скамейка, урна, дверь в подсобку, куда регулярно заглядывают герои, аппарат по продаже пива в металлических банках, в центре массивные ворота - врата ада, концлагеря <...> Макс (Александр Лукашевич) и Килиан (Олег Хляпин) стреляют из револьверов вместо ружей, одеты по-военному. С военной выправкой истинных арийцев, вместо мишеней - эфемерные образы балерин во всем белом. За ограждением контролируемая толпа, зеваки. Макс промахивается, народ торжествует <...> Выстрелами действие начинается, выстрелом и заканчивается... <...> Темными инфернальными силами заполнен весь спектакль. В самом финале появляется противовес-отшельник (Владимир Верин), принесший с собою божественный свет. И народ обращается к нему. Идет за ним. Любопытно решен эпизод в Волчьем ущелье. Сверху над сценой нагромождены металлоконструкции, трапы, подвесные дорожки, на которые взбираются главные герои. Внизу и сцену и партер затягивает дым-туман. И вокалисты в тумане,и зрители... В общем, сплошной Голливуд...

Далее автор статьи дает краткую оценку музыкальной части спектакля. Среди вокалистов выделяет уже упоминавшегося А.Лукашенко, молодого выпускника Саратовской консерватории (класс Л.Сметанникова), и Ольгу Кочневу (Агата).

Остается добавить, что музыкальным руководителем и дирижером является бессменный Юрий Кочнев.

Закончить эту публикацию, пожалуй, надо еще одной выдержкой из статьи Н.Иванова, в которой он цитирует Белова. Она весьма знаменательна. Рецензент даже выносит один из пассажей режиссера в подзаголовок своей публикации.

«Оперу должны хотеть, как женщину»

... Как говорит Дмитрий Белов, опера должна быть интересной, чтобы все смотрели, у всех выпадали челюсти, чтобы зрители бились в истерике, дрались друг с другом, кидались на сцену в припадках радости. Она должна вызывать желание. Оперу должны хотеть, как женщину...

Что тут скажешь? Пожалуй, следующее (кто классику знает - поймет): «Здравствуй, унтерофицерская вдова!».

Примечание редакции:
* «Вольный стрелок», вообще, исполнялся в России редко. 1-я русская постановка состоялась в 1824 г. в Петербурге (дирижер К.Кавос). В 1825 г. опера прозвучала в московском Большом театре (дирижер Ф.Шольц). В дальнейшем она изредка ставилась в провинции, преимущественно в частных антрепризах (Казань, Астрахань, Вологда, Нижний Новгород, Екатеринбург). В 1901 году «Вольный стрелок» был поставлен в Мариинском театре под управлением Э.Направника. Главные партии исполняли И.Ершов (Макс) и А.Больска (Агата).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ