«Самсон и Далила» в Генуе

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Нестерпимый блеск неоновых ламп и евреи, как две капли воды похожие на жертв автомобильных катастроф

Опера Сен-Санса нечасто появляется на сцене, а когда появляется, все вакантные места в ней (имеются в виду претенденты на главные партии) уже заняты: на центральную женскую роль, как правило, приглашаются одни и те же певицы (среди них Ольга Бородина, Долора Заджик, Каролин Себрон) и количество Далил гораздо более ограниченно, чем количество Азучен и Амнерис, а в партии Самсона рискуют выступать немногие тенора.

Театр Карло Феличе в Генуе представил на суд публики в текущем сезоне Самсона и Далилу в постановке Хуго Де Ана, имя которого гремит в последние годы по всему миру, автора действительно незабываемых спектаклей: Аиды в Мачерате, Набукко в Арена ди Верона.

Место действия Самсона и Далилы режиссер (который всегда еще и сценограф) изобразил, как некую мастерскую по ремонту автомобилей или склад запчастей: угнетенные иудеи появляются на сцене, нагруженные оторванными дверцами, выхлопными трубами и прочими деталями. Это должно символизировать потерянное народом по вине филистимлян материальное благополучие, но, если говорить правду, эти иудеи гораздо больше напоминают чудом избежавших смерти в грандиозной автомобильной катастрофе с участием десятков, а то и сотен машин. Хор поет "мы потеряли все", и в контексте спектакля эти слова означают потерю автомобилей, багажа и семьи. Только Самсон, видимо, принципиальный противник системы страхования, обрушивается на потерпевших, и это вызывает бурный восторг Далилы, которая ведет себя решительно как женщина легкого поведения и, времени не теряя, уводит с собой Самсона. Конец первого действия.

Во втором действии, все в той же мастерской по ремонту покореженных автомобилей, Далила обустраивает уютное гнездышко, используя обломки в качестве ширмы, которая служит, чтобы отгородить покрытый красной тканью диван. Красавица соблазняет Самсона при активном участии мимов, подверженных эпилептическим припадкам и посланных ей на помощь верховным жрецом Дагона.

В последнем действии бедного Самсона, лишенного волос и зрения, тащут на праздник поклонников языческого бога Дагона. Место праздника - все та же мастерская или склад запчастей, сделанная из труб и железных клеток, но на этот раз все "детали" вспыхивают неоновым светом. Вокруг Далилы продолжают плясать ее мимы. Враги Самсона представлены в виде танцовщиков, разодетых в самые причудливые наряды, напоминающие инопланетян из комиксов. Де Ана избегает показать, как обрушивается храм: свет гаснет. Конец спектакля.

Публика "букает" в адрес режиссера, аплодирует певцам, которые очень стараются и достигают впечатляющего результата: Долоре Заджик (Далиле), с ее красивыми низкими нотами, Клифтону Форбису (Самсону), чье пение проникнуто порывистой силой, но верхние ноты слишком напряжены, Ладо Атанели (главному жрецу Дагона), который исполняет свою роль в несколько веристском вкусе. Утверждают, что незадолго до премьеры дирижер поссорился с режиссером. Так или иначе, чувственный накал музыки Сен-Санса, ее двойственная красота, романтическая и неоклассическая одновременно, остаются заслугой только певцов и дирижера Мишеля Плассона.

По материалам итальянской прессы.
Декабрь 2001 г.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ