Коротко о разном

Репортаж с юбилейного вечера, посвященного Уолтону

16 апреля в Колонном зале Физического института Российской Академии наук (ФИАН) состоялся юбилейный вечер, посвященный 100-летию английского композитора Уильяма Тёрнера Уолтона. Мы уже анонсировали это мероприятие, организованное нашим журналом совместно с Вердиевским оперным обществом России (см. материал «Последних новостей» от 29 марта).

Вечер прошел при переполненном зале и освещался средствами массовой информации. Главным событием юбилея стало театрально-концертное исполнение оперы Уолтона «Медведь» (по шутке А.П.Чехова) артистами Московского камерного музыкального театра под руководством Б.Покровского: Евгением Болучевским (Смирнов), Людмилой Геникой (Попова) и Алексеем Мочаловым (Лука). Партию фортепиано исполнял Владимир Апекишев. Режиссер спектакля - Михаил Кисляров.

Блестящая, искрящаяся юмором музыка Уолтона звучала легко и непринужденно. Этому во многом способствовала новая оригинальная постановка Кислярова, ни в коей мере не повторявшая премьеру десятилетней давности в «Модерн-опере», а также мастерство концертмейстера В.Апекишева.

Все действие происходило в центре уютного зала с колоннами, а зрители расположились по обе стороны импровизированной сцены. Причем, мужчины и женщины были «в принудительном порядке» разделены и сидели по разные стороны. Как сказал во вступительном слове режиссер, «он предоставил возможность мужьям и женам, всем мужчинам и женщинам посмотреть не только спектакль, но и друг на друга, чтобы лучше «понять» происходящее на сцене. Вот в такой веселой атмосфере и происходило действие. Артисты были в ударе. Их настроение передалось зрителям, зал неоднократно взрывался аплодисментами. Предлагаем вниманию читателей небольшой фоторепортаж о юбилейном вечере.

Большие планы «Большого». Несколько слов

Большой театр

Большой театр обнародовал свои творческие планы на будущий год. Они поражают своими масштабами и точностью сроков, свидетельствующими о том, что театр медленно, но верно приближается к мировым стандартам в области театрального менеджмента.

Впечатляет репертуарная политика театра. Наряду с «Турандот» Пуччини, открывающей новый сезон (об этой премьере мы уже писали на нашем сайте), здесь и «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова в исторических декорациях Николая Рериха и режиссуре Дмитрия Белова, и «Американцы» Евстигнея Фомина, и «Кавалер розы» Р.Штрауса. В конце сезона театр представит на суд зрителей «Руслана и Людмилу» Глинки.

Опера доглинкинской поры в стенах Большого - редкость! Последние такого рода опыты театр проводил аж в позапрошлом веке (сочинения Пашкевича, Соколовского, многочисленные опусы Верстовского). Возобновление такой практики чрезвычайно актуально, учитывая какой интерес в мире нынче к старым мастерам 17-18 веков. Знаменательно, что эта премьера приурочена к долгожданному открытию новой сцены театра (29 декабря).

Что касается «Снегурочки», то любопытство подогревается вопросом: как театр справится с решением задачи, ответ на которую по меткому выражению классика звучит так - «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Историческая сценография и радикальная режиссура! Рерих и Белов! Забавно. Кто из них лань, а кто конь предоставим решать публике. Одно ясно, что телега - это Большой театр.

Постановка «Кавалера розы» станет продолжением прокатной практики, достаточно успешно опробованной в нынешнем сезоне. Теперь на очереди «Ковент-Гарден». Автором спектакля является Джон Шлезингер, известный многим как режиссер знаменитого фильма «Полуночный ковбой».

Еще один новшеством станут концертные исполнения опер. Нас ожидают «Аттила» Верди (дирижер Вольфганг Генненвайн) и «Тайный брак» Чимарозы, который будет исполнен в рамках фестиваля «Декабрьские вечера».

Среди приятных сюрпризов также ряд обменных гастролей. В Москву приедут Варшавская опера («Евгений Онегин» и «Страшный двор» С.Монюшко), Будапештская опера («Макбет» Верди и опера венгерского композитора Эрне Дохнаньи), Латвийская национальная опера («Аида» Верди и «Альцина» Генделя). Большой театр в ответ повезет в эти города «Хованщину», «Снегурочку» и «Любовь к трём апельсинам».

Богата концертная афиша театра. Наибольший интерес вызывают гастроли одного из ведущих теноров мира Рамона Варгаса, который кроме сольного концерта, выступит в двух спектаклях «Евгения Онегина». Знаменитый Джеймс Конлон исполнит с оркестром «Opera de Paris» сочинения мировой классики, написанные специально для парижской оперы. Главный приглашенный дирижер Николай Алексеев планирует осуществить исполнение оратории А.Шёнберга «Песни Гурре».

По материалам газеты «Большой театр» (№3, 2002 г.).

Памяти Марка Эрмлера

Марк Эрмлер

Не дожив несколько недель до своего 70-летия, 14 апреля в Сеуле скончался Марк Эрмлер - один из ведущих российских оперных дирижеров. Уроженец Ленинграда, он в 1956 году был приглашен в Большой театр. Его дебютным спектаклем стала «Сельская честь» Масканьи. С той поры маэстро в течение нескольких десятилетий (до 1989 года) оставался верен своему театру, выступив более чем в двух тысячах оперных и балетных представлений. Среди постановок Эрмлера «Чио-Чио-сан» (1966) и «Тоска» Пуччини (1971), «Иоланта» Чайковского (1974), «Каменный гость» Даргомыжского (1976), «Война и мир» Прокофьева (1981) и ряд других. Эрмлер осуществил 1-ю постановку на русской сцене оперы Глюка «Ифигения в Авлиде» (1983). За постановку «Каменного гостя» дирижер получил Государственную премию.

С 1989 года Эрмлер возглавлял Симфонический оркестр Московской консерватории. А в 1998 году снова вернулся в Большой, чтобы стать музыкальным руководителем театра. В последние годы чехарда известных назначений в главном театре страны не создавала дирижеру благоприятных условий для творческой работы, он вновь стал «рядовым» дирижером, однако продолжал трудиться по мере сил и возможностей. В 1999 году маэстро «вернул» на оперную сцену «Опричника» Чайковского. Последней работой Эрмлера в Большом стала опера «Набукко» Верди (2001).

Эрмлер имел прекрасную международную репутацию, неоднократно выступал на ведущих сценах мира, в т. ч. в Ковент-Гардене, Баварской опере, театре «Колон», Венской и Израильской операх и др. В 2000 году он получил приглашение в Сеул, где возглавил Сеульский филармонический оркестр.

Творческое наследие маэстро включает в себя также более 20 записей опер, которые по праву занимают достойное место в оперной дискографии.

Кончина режиссера Герберта Вернике

Герберт Вернике

По сообщениям РИА «Новости» и зарубежных информационных агентств:
16 апреля с. г. в швейцарском городе Базеле скоропостижно скончался известный оперный режиссер Герберт Вернике. Смерть застала его прямо на улице. В Базеле Вернике готовил свою очередную премьеру, сценическую версию оратории Генделя «Израиль в Египте», которая должна была состояться здесь 5 мая.

Герберт Вернике родился в 1946 году в Германии. Начинал как сценограф в Вуппертале. Его режиссерский дебют состоялся в 1978 году в Дармштадте (оратория Генделя «Балтасар»). Сфера его интересов была широка - от опер эпохи Барокко (Монтеверди, Люлли, Рамо, Кавалли, Гендель) до композиторов 19-20 веков (Вагнер, Р.Штраус, Пфицнер и др.). Он успешно сотрудничал с ведущими оперными театрами и фестивалями. Среди его постановок последних лет «Тристан и Изольда» Вагнера в Ковент-Гардене», «Троянцы» Берлиоза в Зальцбурге, «Сицилийская вечерня» Верди в Венской опере, «Женщина без тени» Р.Штрауса в Метрополитен (наш журнал писал недавно об этой постановке - прим. ред.).

Творчество Вернике отвечало вкусам «продвинутой» европейской оперной публики, воспитанной на авангардно-постмодернистских традициях, доминирующих на Западе в последней четверти 20 столетия.

Редакция

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ