Коротко о разном

Виссарион Шебалин. 100 лет со дня рождения

Исполнилось 100 лет со дня рождения Виссариона Яковлевича Шебалина (1902-1963). Крупный советский композитор, педагог и музыкально-общественный деятель, он вошел в историю оперного искусства как автор популярной в середине 20 века оперы «Укрощение строптивой» и одной из лучших редакций неоконченной оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка».

Шебалин родился 29 мая (11 июня) 1902 года в Омске. В 1928 году окончил Московскую консерваторию, где учился у выдающегося мастера Н.Я.Мясковского.

Впоследствии Шебалин преподавал в консерватории, в течение ряда лет (1942-48) был ее директором. Во время «ждановщины» был уволен. Вернулся в консерваторию в 1951 году. Среди его многочисленных учеников Т.Хренников, Б.Чайковский, Э.Денисов, Н.Каретников, С.Губайдулина.

Среди произведений композитора 5 симфоний, кантата «Москва», камерно-инструментальные ансамбли, скрипичный концерт, хоры, вокальная лирика, музыка к драматическим спектаклям и др. сочинения.

Шебалин создал две оперы. Славу ему принесла одна из них - по бессмертной комедии У.Шекспира. Либретто к «Укрощению строптивой» написал известный советский музыковед А.Гозенпуд. Опера впервые прозвучала 1 октября 1955 в концертном исполнении в Москве (ЦДРИ, силами Ансамбля советской оперы ВТО). Ее сценическая история началась в Куйбышевском театре оперы и балета 25 мая 1957 года (дирижер С.Бергольц, режиссер С.Штейн). А немного позднее сочинение было поставлено режиссером Г.Ансимовым в Филиале Большого театра (24 июля 1957 г.) под управлением З.Халабалы. В главных партиях были заняты Галина Вишневская (Катарина) и Владимир Отделёнов (Петруччио). В те же годы в партии Петруччио блистал Е.Кибкало. Наполненное тонким лиризмом, с ясной мелодикой, сочинение сразу приобрело популярность. Его музыкальная стилистика достаточно традиционна и сочетает закругленные ариозные формы и речитатив secco. В 1959 оно было поставлено в Киеве, Ленинграде (Оперная студия Ленинградской консерватории), Саратове, Новосибирске, Душанбе, в 1960 году в Таллине, в 1963 в Риге. И в дальнейшем опера неоднократно исполнялась в СССР. Яркую постановку осуществил в 1983 году ленинградский Малый оперный театр (дирижер В.Кожин, режиссер С.Гаудасинский). Среди зарубежных постановок можно отметить спектакли в Праге (1957), Братиславе (1959), Софии (1961).

У второй оперы Шебалина «Солнце над степью» (на темы гражданской войны по либретто Я.Галицкого) многострадальная судьба. Первоначальная редакция под названием «Боевые друзья» была завершена в 1939 году и тогда же исполнена по радио. В дальнейшем композитор многие годы перерабатывал свое сочинение, которое обрело окончательный вид в 1956 году, а в 1959 оркестровано. Фрагменты сочинения исполнялись в сопровождении фортепиано в 1958 году в Доме актера. Лишь в 1964 опера прозвучала посмертно по радио в окончательном виде в сопровождении оркестра. Успеха сочинение не имело и на сцене не ставилось.

«Третий Рим» ждет гостей из «Первого». «Тоска» в гости будет к нам

Осенью Москву ожидают гастроли Римской оперы. Этому знаменательному событию была посвящена прессконференция организаторов гастролей - Альфа-Банка и SAV Entertainment. Пресс-центр Альфа-Банка распространил пресс-релиз, посвященный этому мероприятию. Предлагаем его Вашему вниманию.

Пресс-конференция с организаторами предстоящих гастролей главного оперного театра Италии - конкурента La Scala - римского Teatro dell’Opera, которые пройдут 21-22, 24-25 сентября в Государственном Кремлевском дворце, была проведена в кафе Bosco di Ciliegi в Петровском Пассаже. В пресс-конференции приняли участие представитель Министерства культуры РФ Валентина Федорова, заместитель генерального директора Государственного Кремлевского дворца Андрей Петров, искусствовед Святослав Бэлза, председатель правления SAV Entertainment Надежда Соловьева и вице-президент Альфа-Банка Александр Гафин.

Солисты, хор и оркестр театра покажут российской публике один из лучших спектаклей - оперу «Тоска» Джакомо Пуччини, которую композитор написал специально для Teatro dell’Opera. Гастроли Римского оперного театра в Москве приурочены к столетию первой постановки оперы «Тоска» в России на русском языке, которая состоялась в Петербурге в 1902 году. Главные партии репетируют звезды мировой оперной сцены - Даниэла Десси (Тоска), Фабио Армилиато (Каварадосси), Руджеро Раймонди (Скарпиа), а также солисты Teatro dell'Opera. Дирижировать оркестром Римской оперы в Москве приглашены Джанлуиджи Гельметти и Пьер Джорджо Моранди. Спектакль предстанет перед аудиторией в постановке лучшего оперного режиссера Франко Дзеффирелли, осуществленной в 2000 году к столетию мировой премьеры «Тоски».

Организаторы гастролей заявили, что приглашение всемирно известного коллектива было давней мечтой и реализация этого проекта станет ее осуществлением. Коллектив, который покорил сцены всего мира, наконец приедет в Россию, и российские зрители получат уникальную возможность увидеть это захватывающее представление. По мнению организаторов, на сцене Государственного Кремлевского дворца развернется шоу, которое по масштабу и зрелищности должно затмить все происходившие ранее показы и концерты.

Организаторы концерта - Альфа-Банк совместно с SAV Entertainment - предприняли все для того, чтобы справиться со сложной акустикой зала Кремлевского дворца. Впервые за всю историю Кремлевской сцены в ГКД приглашены специалисты, которые просчитают акустику каждого кресла. В зале будет установлено специальное оборудование, которое позволит воспринимать качественный звук, исходящий со сцены, в любой точке зала. Также планируется переоборудование гримерок Кремлевского дворца по образцу Teatro dell`Opera. Все это лишь подчеркивает уникальность и индивидуальность этого события.

По словам Святослава Бэлза, «Тоска» входит в десятку жемчужин мировой оперы, это одно из самых знаменитых произведений в мире и один из абсолютных шедевров. «Очень важно, - добавляет Бэлза, - что «Тоска» написана Пуччини специально для Римской оперы, и мы, спустя столетие, получаем ее как бы «из первых рук».

По словам вице-президента Альфа-Банка Александра Гафина, эти гастроли займут достойное место в ряду ярких примеров российско-итальянских связей в культурной сфере. Приезд Римской оперы должен стать значительным событием не только для меломанов, но и для всех ценителей прекрасного.

Надежда Соловьева, председатель правления SAV Entertainment, отметила, что «зал Государственного Кремлевского дворца позволяет установить дифференцированные цены на билеты, и любители оперы с самым разным достатком смогут увидеть и услышать гениальное произведение».

Приезд в Россию Teatro dell`Opera стал возможен благодаря поддержке Альфа-Банка, который не только активно поддерживает российскую национальную культуру, но и стремится познакомить российских зрителей с лучшими образцами современного мирового искусства.

«Гастроли главного оперного театра Италии - яркий пример того, что Россия по-прежнему занимает значительное место в мировой культурной жизни», - отметил Александр Гафин.

29 мая 2002 г.

Гарри Купфер покидает «Комише Опер»

Гарри Купфер* недавно отпраздновал в свою последнюю премьеру на посту главного режиссера берлинской "Комише Опер". Ею стала опера Бриттена «Поворот винта» (в немецкой версии «Die s?ndigen Engel» - «Грешные ангелы»). После 21 года работы в «Комише Опер» 66-летний Купфер по окончании контракта собирается стать свободным художником. Пост главного режиссера театра перейдет к его ученику Андреасу Хомоки.

Карина Кадашева. «Немецкая волна»

Примечание:
Г.Купфер родился 12 августа 1935 г. в Берлине. Дебютировал на оперной сцене в 1958 г. (Халле, «Русалка» Дворжака). В 1971-81 гг. руководил Дрезденской оперой. С 1981 г. является бессменным главным режиссером берлинской «Комише Опер» (дебютный спектакль - «Нюрнбергские мейстерзингеры»). В своем творчестве умело использует современную театральную стилистику, новейшие технические достижения (телевидение, лазер). Среди постановок «Орфей и Эвридика» (1988, «Комише Опер», повторен в 1989 в «Ковент-Гардене»), Кольцо нибелунга» (1988, Байрейт), «Парсифаль» (1992, Берлин, Staatsoper) и др. В 1996 году Купфер завершил новую постановку «Кольца» в Берлине (Staatsoper). Автор либретто (совместно с композитором) и постановщик мировой премьеры оперы К.Пендерецкого «Чёрная маска» (1986, Зальцбургский фестиваль). Гастролировал в Москве в 1974 (с Дрезденской оперой), в 1983 (с «Комише Опер»). Пропагандист русской музыки. Поставил «Орлеанскую деву» в Мюнхене (1983), «Хованщину» в Гамбурге (1994), «Сказку о царе Салтане» в Берлине (1993), «Сказание о невидимом граде Китеже» в Брегенце (1995) и др. В 1984 г. осуществил в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко постановку оперы «Похищение из сераля». Купфер работает также в области немецкоязычного мюзикла. Среди его постановок в этом жанре популярные спектакли «Элизабет» и «Моцарт».

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ