Шоу-бизнес в классе вокала, или «Шоу-вокал» по бизнес-классу

О некоторых особенностях концертной жизни столицы

Евгений Цодоков
Главный редактор

На классике тоже можно заработать, в том числе и на вокальной. Эту мысль твердо усвоили наши антрепренеры новой волны. Весь вопрос - какой ценой? Надо отдать должное достижениям в этой области. Концерты Чечилии Бартоли, Джесси Норман тому порукой. Когда приглашают звезд такой величины - это всегда праздник.

Однако частенько предпочитают иной путь. Действующие звезды - это всегда дорого, они вечно заняты, с ними трудно договориться. Приглашать же первоклассных певцов, "звездное сияние" которых еще не дошло до нас - дело рискованное, ведь кассу делают не нищие осведомленные меломаны и музыканты, а респектабельные нувориши, стремящиеся приобщиться к "высокому". Им нужно изделие в красивой упаковке, как говорится, "золотая салями".

Что тут можно сделать? Кого "выписать"?

Выход находится быстро. Есть имена, которые у всех на слуху. А то, что многие из них - "пенсионеры", искусство которых представляет собой бледную тень минувшего, так кто ж это понимает? Жалкая кучка знатоков, которых как раз и не будет на концерте - больно уж цены кусаются! Эта "уходящая натура" к тому же и сговорчивее действующих звезд по вполне понятной всем причине. Зато как звучно: Хосе Каррерас, Монтсеррат Кабалье, Катя Риччарелли, Рената Скотто, Николай Гяуров, Мирелла Френи, Франко Бонизолли!* Впрочем, с последним не все так однозначно, здесь даже есть какой-то парадокс! Певцом он был в свое время феноменальным (да и сейчас его еще слушать можно, что удивительно!), но у нас-то мало кому известным в тех кругах, для кого предназначалось это "блюдо". Тут надо отдать должное вкусу Л.Казарновской, пригласившей знаменитого артиста. Правда, недавний ее концерт с Бонизолли в БЗК (предыдущая гастроль певца проходила в Большом театре) был омрачен скандалом, к которым, впрочем, строптивому тенору не привыкать - и не такие сцены он покидал в середине представления (достаточно вспомнить инцидент 1978 года во время представления "Трубадура" в Венской опере). Но заслуг выдающегося мастера эти "шалости" не умаляют.

Кстати теперь Казарновская озвучивает новый проект, и вновь нетривиальный. 30 октября сам Хосе Кура, находящийся в зените славы, "в гости будет к нам"! Зачем все это Казарновской, тому, кто разбирается в вокале, понятно и без комментариев. То, что обставляется визит по канонам шоубизнеса - Кремль, сексапильная красавица-партнерша, постановочные эффекты, для которых мобилизуют, по словам самой примадонны, Дмитрия Бертмана, - тоже ясно. А вот зачем все это знойному аргентинцу? Он, ведь, пока не вышел в тираж! Это станет понятнее только после концерта, вернее концертов, которых будет два - Кура еще "побалуется" и дирижированием, как его наставник и друг Пласидо Доминго. Может в этом вся соль затеи? Так или иначе, но придется раскошелиться (билеты, ясное дело, будут по бизнес-классу) и пойти, по крайней мере, на первый концерт-дуэт: Казарновская-Кура. В программе итальянские шедевры: сцены из "Трубадура", "Андре Шенье", "Паяцев" и т. д.

Но вернемся к теме. В ее рамках нельзя не упомянуть о только что состоявшемся (6 октября) концерте супружеской пары - Миреллы Френи и Николая Гяурова. С этими именами связаны ностальгические воспоминания отечественных любителей вокала. Френи покорила всех еще на первых гастролях Ла Скала в 1964 году, Гяурова так и вовсе можно считать почти "нашим" болгарином - на заре своей карьеры он совершенствовал мастерство в Москве, выступал в Большом театре.

Сразу признаюсь, на концерт в БЗК я не пошел - хотел, чтобы в памяти моей эти выдающиеся мастера сохранились во всем блеске их лучших достижений! Но тут "как назло" - прямая трансляция по "Культуре"! Устоять было невозможно, и телевизор был включен.

Если бы не темперамент Френи, порой пробивавшийся сквозь вокальные "трещины", да сохранившиеся следы интонационного мастерства у Гяурова, способного великолепно лепить образы, можно было бы считать время, потраченное на прослушивание концерта, попросту потерянным. А уж "класс" большинства наших оркестров в их нынешнем состоянии просто не "лезет" ни в какие ворота. "Слон в посудной лавке" - лучшая характеристика того, что продемонстрировал нам В.Федосеев и ведомый им коллектив.

Среди положительных впечатлений, которые в концерте все же имелись, можно назвать отдельные редкие произведения, выбранные исполнителями для выступления - Арию Катюши из "Воскресения" Альфано, ставшую лучшим номером концерта, и сцену смерти Дон-Кихота из одноименной оперы Массне, продекламированную Гяуровым в стиле, отдаленно напоминающем шаляпинский (как известно, этот плод "усталой" музы был рожден специально для великого русского баса).

Мы не ставили здесь цели дать развернутую рецензию на концерт, ибо рецензировать по большому счету нечего. Все укладывается в жестокую формулу: sic transit gloria mundi!

Кто следующий?

Примечание:
* Слабым утешением может послужить тот факт, что на Западе тоже не брезгуют такими шоу-концертами. Вот, к примеру, знаменитый Карло Бергонци в позапрошлом году захотел преподнести себе подарок к 75-летию и выступить в "Отелло". И ведь не нашлось доброй души, кто пожалел бы певца, отговорил от авантюры. Какой вышел конфуз, всем известно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ