Звёзды оперы: Джузеппе Таддеи

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Сегодня мы публикуем материал, посвященный памяти выдающегося итальянского баритона Джузеппе Таддеи, скончавшегося летом нынешнего года. Непосредственно на смерть Таддеи редакция тогда откликнулась лишь кратким сообщением в разделе «Коротко о разном». Мы собирались опубликовать статью, посвященную этому артисту, но по ряду организационных проблем публикация откладывалась. Нынче мы восполняем этот пробел и, наконец, помещаем статью И. Сорокиной об этом замечательном мастере.

Сколько бы не ворчали критики (и среди них автор этих строк) по поводу факта, что большие голоса окончательно ушли в прошлое, нужно признать: современная Италия все еще щедра на баритонов.

По окончании очередного оперного представления часто приходится констатировать, что женская часть состава решительно «перепела» мужскую, но что, по сравнению с тенорами, на свете еще немало обладателей неплохого баритона, неплохо выученных и порой даже делающих честь подмосткам, по которым они ступают. И все же до настоящих звезд недавно завершившегося двадцатого столетия им далеко. В числе этих звезд — Джузеппе Таддеи, удивительно длинная и блестящая жизнь которого завершилась за три недели до его девяносто четвертого дня рождения.

Таддеи родился в 26 июня 1916 года в Генуе. Его отец, рабочий, вел свое происхождение с острова Эльба. Мать занималась изготовлением веревочных туфель для генуэзских больниц, имела свою «bottega» (мастерскую). Таддеи с неизменной любовью относился к родителям, на склоне лет вспоминал, что мать его была «piccolina», маленького роста, и когда разносилa свои изделия заказчикам, казалось, что веревочные туфли шагают сами по себе. Голос у него открылся очень рано. Сам певец утверждал, что со страстью к пению он родился. На оперу (это был «Отелло») его привела мать в шестилетнем возрасте. А его официальный дебют состоялся в пятнадцать лет в опере «Кот в сапогах» в театре Карло Феличе в родной Генуе.

Таддеи получил вокальное образование в консерватории, а также посещал актерские курсы. В двадцать лет в Риме состоялся его «взрослый» дебют в небольшой, но весьма ответственной роли Герольда в вагнеровском «Лоэнгрине». В главной роли выступал Беньямино Джильи. Таддеи очень волновался, но Джильи хлопнул его по спине со словами: «Ни о чем не думай. Пой и баста». Кстати, в вечер спектакля дебютанту пришлось разделить гримуборную со знаменитым в недалеком будущем тенором Марио дель Монако. К рождению баритона Таддеи приложил руку Туллио Серафин, а «путевку» на сцену дал Артуро Тосканини. В предвоенные годы он накапливал репертуар, совершенствовал технику. Выступал как в маленьких, так и больших ролях. Колесил по Италии в составе передвижной труппы, пел в Берлине. В Берлине в 1941 году женился (его брак продлился 65 лет). Вскоре муссолиниевская Италия вступила во Вторую мировую войну, и тут молодому Таддеи пришлось сполна хлебнуть всего, что сопутствует войнам: голода, холода, лишений, пребывания в концлагере. Его услали на Балканы, где велись военные операции против Греции. Он находился в Словении, когда в сентябре 1943 года попал в немецкий плен. Нацисты заставили его прошагать пешком до Граца (а это 250 километров), а потом отправили в концлагерь на границе с Голландией. За два месяца Таддеи похудел на 37 килограммов.

Не хлебом единым жив человек, и Таддеи часто пел для товарищей по бараку. Судьба чуточку улыбнулась ему: на его голос обратил внимание некий старший сержант-меломан, слышавший его в Берлине. Он и позволил молодому певцу выжить и набрать силы. Из лагеря Таддеи попал на работу в берлинскую типографию. Это дало ему возможность работать в тепле, есть досыта и выступать в концертах. Некая секретарша помогла ему организовать побег, и певец долго скитался по Германии. Война окончилась, когда он оказался в Зальцбурге. Его дальнейшая судьба связана с «артистической бригадой» под эгидой американского Special Service. Таддеи поет для бойцов американских и союзных войск в общей сложности около 80 концертов. Американцы препровождают его в Вену, где молодой певец представлен дирекции Штаатсопер. Еще один подарок судьбы: в Зальцбурге он знакомится с Гербертом фон Караяном. Это начало многолетнего и продуктивного сотрудничества. На Зальцбургском фестивале он спел партии Фигаро и Фальстафа. Последней суждено было стать его «визитной карточкой».

В 1948 году Таддеи начал регулярные выступления в миланском театре «Ла Скала». Согласно утверждениям отдельных представителей критики, чрезмерная любовь певца к спагетти привела к ухудшению его физической формы, и в 1952 году дирекция заменила его на Этторе Бастианини. Таддеи так и «не переварил» это решение дирекции, хотя продолжал выступления в «Ла Скала» до 1961 года. Ему часто приходилось быть партнером Марии Каллас.

Таддеи очень ценили в Англии, где он впервые спел в 1947 году. Его выступление в роли Лепорелло в «Дон Жуане» под управлением Джулини и с участием Элизабет Шварцкопф было оценено критикой как «превосходное». С 1960 по 1967 годы Таддеи исполнил в «Ковент-Гардене» партии Макбета, Риголетто, Яго и Скарпиа. Австрийская публика также может похвастаться выступлениями у себя великого вокалиста и не менее великого актера: в Брегенце в 1968 году он пел Фальстафа, в Вене вплоть до начала 1980-х годов — Симона Бокканегру и Скарпиа. Венская публика имела счастье слушать его в 540 спектаклях. Таддеи всегда платил искренней любовью австрийской столице: там выросли его дети, там ему присудили почетное гражданство и золотую медаль, которой были награждены всего восемь человек во всем мире, и среди них — Герберт фон Караян.

С Америкой у Таддеи вышел любопытный «роман». В 1950-х годах певец появлялся на сцене театров в Сан-Франциско, Чикаго и Далласа, давал концерты в Нью-Йорке. С «Метрополитен-опера» его отношения не задались сразу. В 1951 году Рудольф Бинг слушал его в «Ла Скала» и пригласил на частное прослушивание в гостинице, в которой он остановился. Таддеи отклонил приглашение, так как оно не соответствовало его статусу, ведь в Европе он уже был звездой. С тех пор у Бинга был на него «зуб». Спустя семь лет, в 1958 году, «Метрополитен» сделала еще одну попытку ангажировать знаменитого баритона, с гонораром в 600 долларов в неделю. И снова встреча с нью-йоркским театром была отложена: цифра показалась Таддеи слишком низкой. Прошло еще двадцать пять лет, и музыкальный руководитель Мет Джеймс Ливайн предложил Таддеи роль Фра Мелитоне в «Силе судьбы». Ответ певца: «Я благодарю Вас, но думаю, что в первый раз я должен выступить в Мет в роли протагониста». И этот час настал, когда Таддеи было 69 лет! Случай воистину редчайший, неповторимый. Он дебютировал в Мет 25 сентября 1985 года в своей коронной роли — Фальстафа. За пультом стоял Джеймс Ливайн. Публика устроила ему такую овацию, что, казалось, несущие конструкции здания театра рисковали обрушиться: «rafter-shaking ovation» — именно так написали критики. Всего Таддеи выступил в Мет 21 раз.

По отношению к Таддеи так и просится на бумагу слово «гигант». Более ста ролей в послужном списке: от «легких» типа моцартовского и россиниевского Фигаро, Дулькамары в «Любовном напитке», доктора Малатесты в «Доне Паскуале», Сюльписа в «Дочери полка» до «тяжелых» типа Макбета, Риголетто, Симона Бокканегры, Амонасро, Яго, Жерара, Скарпиа, Микеле в «Плаще», партий в русских и французских операх, операх Вагнера (в переводе) и репертуара двадцатого века, к примеру, «Ночного полета» Даллапикколы. Удивительный голос редкой тембровой красоты (по мягкости и «бархатности» его часто сравнивали с виолончелью). Голос крупный (удивительная вещь: в престарелом возрасте он поражал мощью звучания, еще больше, чем в молодые и зрелые годы), округлый, пастозный. И, вне всякого сомнения, очень крепкая, если не уникальная техника: без нее Таддеи не пропел бы на сцене почти шестьдесят лет. На протяжении долгой карьеры он чередовал роли комического плана с ярко драматическими, и даже выступал в басовом репертуаре. Так ему удалось сохранить свой великолепный вокальный аппарат. В 1988 году публика Мет аплодировала ему за неподражаемого Дулькамару в «Любовном напитке», в истории оперного исполнительства навсегда останется выступление Таддеи в роли Симона Бокканегры в Венской опере под управлением Клаудио Аббадо в 1991 году — «Пино» (уменьшительно-ласкательное от Джузеппе) было тогда 75 лет... Таддеи окончательно покинул сцену в 1995-м.

В жизни Таддеи также был гигант. Человек открытый, щедрый, горячего, если не преувеличенно пылкого, темперамента. Таддеи любил жизнь, друзей, семью, любил вкусно поесть, пропустить стаканчик вина, был наделен удивительным даром любопытства и фантазии. Все эти качества проявились в его героях.

К счастью любителей и знатоков вокального искусства, голос Таддеи запечатлен в многочисленных записях. Незабываемы не только его интерпретации «классических» для рожденного на итальянской земле ролей, но и такие персонажи, как Фараон в «Моисее и Фараоне», Невер в «Гугенотах», Зурга в «Искателях жемчуга», Ганс Сакс в «Нюрнбергских мейстерзингерах», князь Игорь и Евгений Онегин. Он внес свой вклад в возрождение доницеттиевского репертуара (Лузиньяно в «Катерине Корнаро», Антонио в «Линде ди Шамуни», Велизарий в одноименной опере, мамаша Агата в «Театральных удобствах и неудобствах»).

В 2006 году вышли мемуары Таддеи под названием «Я, Фальстаф». Когда его спрашивали, какие качества нужно иметь для исполнения этой роли, он отвечал: «Вы должны любить женщин, доброе вино и хорошую еду».

Италия не захотела расстаться со своим гигантом (или он не захотел расстаться с ней?): говоря о баритоне из Генуи, пускали в ход афоризм: «Мы отдали остальному миру Тито Гобби, но предпочли удержать у себя Джузеппе Таддеи».

Бедная родина древних этрусков и римлян, великих мастеров Возрождения и до сих пор собирающих полные залы оперных композиторов! Ты предпочла удержать у себя Джузеппе Таддеи, но на смерть великого баритона (2 июня 2010 года) откликнулась скупыми газетными строками. Между тем как английские и американские газеты посвятили «Пино» обширные статьи с упоминанием всех его заслуг и восторженными оценками его искусства...

На фото:
Джузеппе Таддеи

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ