Сегодня мы подводим итоги нашей очередной викторины "Только первые". Надо признать, нынешняя викторина не удалась. Активность читателей была чрезвычайно низка, редакция получила всего 5 ответов. Ни один соискатель призов не смог правильно ответить на все задания. Но обо всем по порядку. Прежде всего, даем ответы.
Ответы:
Надо сразу отметить, что среди вопросов были весьма трудные, требовавшие исчерпывающей точности. Например, было два Габриэля Гарсиа и требовалось указать, что здесь речь идет об Гарсиа-отце (добавим, что вопрос содержал подвох - Гарсиа-старший был тенором, но пел иногда и баритональные партии, более того, в те времена партия Дон Жуана считалась вполне доступной тенорам). Такая же точность требовалась при ответе на 4-й вопрос, ибо семейство богемских музыкантов Бенда было большим, и даже имя Фридрих имели двое композиторов - Фридрих Вильгельм и Фридрих Людвиг.
В почте было также одно интереснейшее письмо, в котором на 7-й и 10-й вопросы давались ответы, не совпадающие с редакционными, тем не менее, претендовавшие на правильность. Так, автору письма удалось "раскопать" в интернете сведения о сочинении, якобы исполнявшемся в Париже в феврале 1645 года на 10 месяцев ранее "Мнимой сумасшедшей" Сакрати (именно это произведение указывается в оперных энциклопедиях как первое) - это "Каприччио" Марко Мараццоли (1602-1662). В редакции, признаемся, не слышали ранее о нем. Дополнительные исследования (вот как полезно проводить викторины!) показали, что действительно, такие предположения существуют, но они пока могут считаться только версией. Ни одно солидное справочное оперное издание (в т. ч. последний 4-х томный оперный словарь Гроува) этого факта не подтверждает. Неясно также, что это за опера, была ли она исполнена целиком? Впрочем, кто знает, возможно, вскоре мы услышим что-то новое по этому поводу, ведь музыкально-историческая наука постоянно развивается). Считалось же ранее, что первой итальянской оперой в Париже был "Орфей" Росси (этот факт приведен, например, в 6-ти томной отечественной Музыкальной энциклопедии).
Еще интереснее ответ на 10-й вопрос. Читательница утверждает, что еще ранее знаменитого представления "Дон Жуана" в 1826 году во время первых гастролей итальянской труппы Гарсиа в Америке, на котором присутствовал моцартовский либреттист Да Понте, его ставили в Филадельфии в 1818 году. Однако и этот факт нельзя считать доказанным, ибо даже в американских энциклопедиях он не отмечен (с другой стороны есть ряд трудов и диссертаций, где подтверждено первенство Гарсиа-отца). Действительно, следы упоминаний о филадельфийском "Дон Жуане" есть, но при этом указывается, что речь идет о переработанной английской версии Генри Бишопа (1786-1855), имеющей другое название (The libertine), и в которой даже действующие лица не совпадают. Популярный в те времена английский композитор и музыкально-общественный деятель Бишоп, автор знаменитой песни "Дом, милый дом", известен как мастер многочисленных вольных обработок опер Моцарта, Россини. Что в них осталось от оригинала - трудно сказать!
Тем не менее, мы благодарим автора столь подробного и, можно сказать, дотошного ответа Инессу Чилингарян за пытливость, расширившую горизонты наших знаний, и засчитываем ей ответы на эти вопросы. Более того, именно она и оказалась победительницей викторины, несмотря на то, что не на все другие вопросы ответила правильно. Других призовых мест мы решили не присуждать, так как остальные участники викторины допустили ошибки в большинстве вопросов.
Редакция