Италия чтит Верди. Год 2001: Viva Verdi!

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Этот музыкальный год по праву "принадлежит" Верди. И мы еще не раз будем возвращаться к его творчеству. В этой статье И.Сорокина рассказывает, как отмечаются вердиевские дни по всей Италии. О музыке и не только о ней читайте в публикации нашего корреспондента.

Кто-нибудь, может быть, и удивится, но человеком нынешнего года единодушно признан не политик, голливудская или телевизионная звезда, но великий итальянский композитор Джузеппе Верди, автор опер, которые уже второе столетие держат один из рекордов популярности на афишах театров, в репертуаре певцов и в голове слушателей.

Viva Verdi! - таким был лозунг итальянских борцов за независимость годы, когда Италия представляла из себя "географический термин", по выражению австрийского канцлера Меттерниха, и когда самым ярким выражением национального духа была опера, мелодрама, как называют ее сами итальянцы. Фантастический и имеющий много общего со сказкой мир иррациональных страстей, абсолютного добра и абсолютного зла, борьбы с враждебной судьбой, мир прекрасных мелодий и сверхвысоких нот занимал исключительное место в сердцах итальянцев эпохи Рисорджименто и, можно с уверенностью сказать, занимает это место и сегодня.

Viva Verdi! - писали на стенах итальянские патриоты, расшифровывая фамилию популярного композитора как Vittorio Emanuele Re d'Italia, символ объединения нации. Но восклицание имело и прямое значение: ибо не было для Италии той поры имени более важного, вобравшего в себя все чаяния нации. Хоры из "Набукко" и "Ломбардцев" казались прямым выражением духа народа, стонавшего под иноземным игом. Сегодня Верди остается символом не только итальянской музыки, но итальянского духа, самого итальянского народа. Так что такая дата, как столетие со дня смерти, не может пройти незамеченной. Италия - и весь мир посвящают этой дате самые пышные праздненства. В наступившем году ожидается почти триста постановок "Травиаты" и чуть меньше - "Риголетто" и "Отелло".

16 ноября 2000-го года в Милане, в Палаццо Реале открылась выставка "Верди. Человек. Произведения. Миф". Ее создатель - не больше и не меньше, как знаменитый режиссер и театральный художник Пьер Луиджи Пицци, автор незабываемых спектаклей в Ла Скала, Арена ди Верона и всех прочих престижных театрах мира. В этот же день Риккардо Мути в театре Ла Скала дирижировал концертом, в программу которого включил редко исполняющиеся вещи маэстро (среди них Tantum ergo и Ноктюрн для трех голосов). На концерте присутствовал весь итальянский истеблишмент, включая президента Республики Карло Адзельо Чампи.

7 декабря, по традиции в день покровителя Милана Святого Амвросия, открыл сезон театр Ла Скала, сезон, почти целиком посвященный музыке Верди. Для инаугурации Риккардо Мути выбрал "Трубадура", который отсутствовал на миланской афише двадцать два года.

Постановка "Трубадура" была доверена аргентинцу Хуго Де Ана, подлинно культовой фигуре современной оперной режиссуры, автору действительно незабываемых спектаклей последних лет. Но истинными героями миланского "Трубадура" оказались маэстро Мути и полемика по поводу изъятого им верхнего "до" в стретте Манрико, ноте, которой с затаенным дыханием ждут меломаны и особенно завсегдатаи галерки, и которая отсутствует в вердиевской партитуре. Произошел даже словесный обмен мнениями между разочарованным галерочником и дирижером, который призвал не превращать инаугурацию вердиевского года в цирк.*

Ла Скала в этом году предлагает публике следующие названия: в феврале "Риголетто" с Лео Нуччи, на сегодня, несомненно, одним из самых выдающихся вердиевских исполнителей, молодой звездой Мариинского театра Анной Нетребко и сладкоголосым тенором из Латинской Америки Рамоном Варгасом. Режиссер Жильбер Дефло, автор как удачных, так и заурядных спектаклей. В марте стартуют еще два вердиевских названия: "Травиата" в постановке Лилианы Кавани с Андреа Рошт, румынской певицей и одной из любимиц Мути в главной роли, Джузеппе Саббатини и Роберто Фронтали в мужских ролях; и "Фальстаф" в знаменитой постановке Джорджо Стрелера. В главных партиях выступит немало известных певцов: Барбара Фриттоли, Анна Катерина Антоначчи, Роберто Фронтали, Амброджо Маэстри. В мае настанет черед "Бала-маскарада" в новой постановке, которая доверена все той же Лилиане Кавани. В ролях Сальваторе Личитра и Мария Гулегина, королева в итальянском репертуаре. Все эти оперы пройдут под руководством маэстро Риккардо Мути.

После летнего перерыва вердиевские праздненства в Ла Скала продолжит его вторая опера "Король на час", печально провалившаяся на премьере в 1840-ом году и с тех пор никогда не ставившаяся в Милане. Декорации и костюмы предоставит пармский Театр Реджо, а дирижировать солистами Академии усовершенствования театра Ла Скала будет Коррадо Роварис. Также в сентябре состоится премьера оперы "Иерусалим" (французская редакция "Ломбардцев в первом крестовом походе"). Эта версия "Ломбардцев" никогда не звучала в Милане. В спектакле заняты хор и оркестр Венской Оперы под управлением Зубина Меты.

Наши соотечественники покажут себя в конце сентября в "Силе судьбы", опере, написанной Верди по заказу Петербурга. Будет показана версия 1862-го года, также никогда не исполнявшаяся в Милане. Во главе солистов, хора и оркестра Мариинского театра неутомимый Валерий Гергиев.

В октябре будет возобновлен "Макбет" 1997-го года в нашумевшей постановке Грэма Вика (сценография, сведенная к освещенному разными цветами неоновому кубу). В роли Леди выступит Мария Гулегина (она же пела премьеру в 1997 году), а в мужских ролях Лео Нуччи, Роберто Скандьюцци и Чезаре Катани. За дирижерским пультом вновь маэстро Мути.

Ноябрь завершит вердиевский год в Ла Скала представлением не часто звучащей "Луизы Миллер" в постановке мюнхенского Принцрегенттеатра. Режиссер Гетц Фридрих, музыкальный руководитель Лорин Маазель.

Но это только то, что касается Милана. На вердиевский юбилей откликнутся все итальянские оперные театры. Здесь в первых рядах театр Реджо в Парме, на родине Верди. В конце января русский "десант" во главе с Валерием Гергиевым исполнил "Бал-маскарад". В марте в честь Верди будет устроен большой праздник, в котором будут участвовать оркестр фестиваля Флорентийский Музыкальный Май во главе с Зубином Метой. Среди певцов Марсело Альварес, Хосе Кура, Даниэла Десси, Мариэлла Девиа, Лючана Д'Интино, Пласидо Доминго, Барбара Фриттоли, Лео Нуччи, Руджеро Раймонди, Глория Скальки.

Крошечный театр в Буссето, родном местечке Верди, готовит к показу "мини-"Аиду" в постановке Франко Дзеффирелли с участием молодежи. Несколько спектаклей пройдут в январе-феврале, а в апреле Риккардо Мути и театр Ла Скала привезут в Буссето "Фальстафа".

Неаполитанский театр Сан Карло выбрал для вердиевскиих торжеств трудную и очень обязывающую оперу: "Дон Карлос". Знаменитые имена на афише: Жозе Ван Дам, Лео Нуччи, Винченцо Ла Скола. В роли Елизаветы греческая певица Димитра Теодоссиу, о которой в последнее время немало говорят. Дирижер Габриэле Ферро включил в спектакль дуэт Филиппа II и Родриго, впервые исполненный в Неаполе в 1871 году.

Римская Опера представляет раннюю оперу "Двое Фоскари" под управлением Бруно Бартолетти, в постановке Пьер Луиджи Пицци и с участием легендарного Ренато Брузона и очаровательной Фьоренцы Чедолинс. В конце 2001-го года на афише появится "Бал-маскарад" с Сальваторе Личитрой и Инес Саласар, за пультом Донато Ренцетти.

Арена ди Верона уже в 2000-ом году провела "генеральную репетицию" торжеств, включив в афишу только оперы пармского гения. Точно такая же ситуация в году 2001: сохраняются в репертуаре снискавшие большой успех у публики и критики "Аида" в постановке Пицци и "Набукко" в постановке Хуго Де Ана, и дебютируют "Трубадур" и "Риголетто", из них первый доверен Франко Дзеффирелли.

Театр Комунале в Болонье остановил свой выбор на "Аиде" с участием таких звезд, как Даниэла Десси, Владимир Галузин, Долора Заджик, Карло Гуэльфи. За пультом отличный музыкант и музыкальный руководитель Театра Комунале Даниэле Гатти. Постановка же в руках прославленного сценографа-режиссера Пьер'Алли.

Театр Комунале во Флоренции представит "Трубадура", который обещает стать одним из самых памятных событий вердиевского года. Под управлением Зубина Меты в главных партиях выступят Лариса Дядькова, Фьоренца Чедолинс, Карло Гуэльфи. Можно не сомневаться, что Пьер Луиджи Пицци постарается сотворить новое сценическое чудо.

Театр Массимо в Катании делает ставку на немеркнущую звезду Ренато Брузона в одной из классических партий вердиевских отцов - Симона Бокканегры.

Но вердиевские праздненства - это не только спектакли и концерты. Неисправимые гурманы-итальянцы ставят в один ряд с художественными удовольствиями гастрономические радости. Представляя афиши театров, пресса непременно уделяют большое внимание распространенной в Итлаии традиции "dopo teatro", "после театра". Количество строк, посвященных ресторанам и наиболее прославленным блюдам, зачастую превышает количество строк, рассказываюших о собственно музыкальном событии. Последуем же за итальянскими коллегами и мы.

Густаво Маркези, пармский музыковед, известный в России благодаря своему популярному путеводителю "Опера", выпустил новую книгу, озаглавленную "За столом с Джузеппе Верди". Истинный сын пармской земли, знаменитой на весь мир сыром и ветчиной, макаронами и вином, Верди уделял этой приятной стороне жизни не последнее внимание. В его письмах содержатся рецепты и советы, как лучше приготовить то или иное блюдо.

Марианджела Ринальди, историк гастрономии, автор книги "Приятного аппетита, Ваше Святейшество", посвященной меню римских понтификов и выигравшей престижную премию Версаль, утверждает, что Верди был не только отменным ценителем вкуснейших продуктов и блюд родной земли, но и отличным поваром. Особенно нравились ему tortellini (итальянские пельмени) с начинкой из рубленого мяса и приправленные ароматными травами, обильно политые - уже в желудке - знаменитым красным вином Lambrusco (его предпочитает и Лючано Паваротти, как и Верди, уроженец области Эмилия). В зрелом возрасте, отправляясь на воды в Монтекатини, знаменитый тосканский курорт, Верди научился ценить местное вино Chianti, но только определенного типа, и тосканское оливковое масло.

Естественно, все эти подробности с успехом используют хозяева ресторанов, чтобы привлечь разгоряченную бельканто и желанием отведать итальянских яств публику. Каждый старается в меру своей фантазии. В Милане, после спектакля Ла Скала, настоятельно рекомендуют спагетти "а-ля Травиата", которые обожает маэстро Мути. Это очень простой рецепт, основанный на свежих помидорах и базилике. Не обойтись и без знаменитого миланского panеttone - сдобного пирога, начиненного изюмом и кусочками сухофруктов, нечто вроде нашего кулича. В свои наезды в Милан Верди самолично покупал панеттоне для жены, бывшей звезды Ла Скала Джузеппины Стреппони.

Приятное с полезным - от этого лозунга не отказываются соотечественники Джузеппе Верди. И как их не понять - ведь Италия удивительная страна, согретая солнцем, омытая теплым морем, полная памятников культуры и искусства, издавна соединяет любовь к бельканто с опустошительной страстью к гастрономии.

Не обижены и поклонники Интернета. Многие театры открыли свои кассы on line. Так что купить билеты можно, не покидая любимого кресла перед телевизором. Тем же, кто не только посещает театры, но любит совершать музыкальные путешествия в Интернете, можно порекомендовать несколько весьма исчерпывающих сайтов, посвященных Верди. Официальных вердиевских сайта целых два: www.giuseppeverdi.it и www.giuseppeverdi.org. Они содержат буквально все о жизни и творчестве композитора. Здесь вы найдете подробный календарь вердиевских мероприятий, исторические сведения о каждой, самой малоизвестной, опере маэстро, все либретто и биографии либреттистов, множество информации об исполнителях. Сайт web.provincia.parma.it/verdi является своеобразным "виртуальным музеем", где находим портреты Верди и Джузеппины Стреппони и карикатуры на них. Другой раздел посвящен родным местам композитора: деревушка Ле Ронколе, где он родился, городок Буссето, откуда он отбыл на поиски славы, местечко Сант-Агата, где он купил виллу и провел почти целую жизнь. Можно посетить и крошечный театр Верди, открытый в 1868-ом году, который в юбилейном году станет одним из подлинно священных вердиевских мест. Удовлетворены даже те меломаны, что, сидя в кресле оперного театра, подпевают любимым ариям: сайт www.opera.it предлагает музыку и текст популярных арий Верди. Естественно, чтобы петь их вместе в манере караоке. Если же вы заинтересованы в покупке бюста композитора, посетите сайт www.sculpturegallery.com/bust.html: бюст молодого Верди обойдется вам в 400 тысяч лир (200 долларов), старого Верди в 1 миллион 200 тысяч лир (600 долларов).

Италию, а с ней и весь мир ждет действительно удивительный год. Год Джузеппе Верди. И каждый поклонник музыки великого композитора сможет выбрать для себя что-либо вдохновляющее.

* Подробнее об этом спектакле см. статью И.Сорокиной "Инаугурация вердиевского сезона в "Ла Скала", опубликованную на нашем сайте 19 января.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ