Алексия Вулгариду: «Русская музыка вызывает у меня сильнейшие эмоции»

Алексия Вулгариду: «Русская музыка вызывает у меня сильнейшие эмоции»
Оперный обозреватель

Сегодня OperaNews знакомит своих читателей с греческой сопрано Алексией Вулгариду. Певица уже известна российским любителям оперы по телетрансляции оперы Дж. Пуччини «Богема», прозвучавшей в эфире телеканала «Культура» полтора года назад. В постановке Ричарда Джонса на Брегенцском фестивале 2002 года встретился квартет молодых, но уже именитых исполнителей – Роландо Виллазон, Людовик Тезье, Елена де ля Мерсед и Алексия Вулгариду – в котором греческой певице принадлежало первое место не только в силу сюжета: проникновенное, теплое пение Вулгариду никого не могло оставить равнодушным.

Алексия Вулгариду – выпускница Афинской консерватории, позже продолжила обучение в Музыкальной академии Мюнхена. Здесь же в 1993 году, на сцене Баварской государственной оперы состоялся ее дебют в партии Сюзанны в моцартовской «Свадьбе Фигаро» под управлением маститого Колина Дэйвиса.

В настоящее время Вулгариду очень востребована на мировой оперной сцене. Она поет везде (в Европе, Америке, Австралии) и много. Из последнего стоит упомянуть такие партии как Микаэла в «Кармен», Лиу в «Турандот», Луиза Миллер в одноименной опере Верди, Маргарита в «Фаусте», спетые в оперном театре Валенсии под управлением Зубина Меты и Лорина Маазеля, Бланш в «Диалогах кармелиток», Виолетта в «Травиате», Дездемона в «Отелло» и Недда в «Паяцах», исполненные в Гамбурге, Анна Болейн и снова Маргарита в Палермо, Амелия в «Симоне Бокканегре» в Тулузе, заглавная партия в пуччиниевской «Ласточке», выученная для Сиднея, Джульетта в шедевре Гуно, прозвучавшая в Атланте, и, конечно же, Мими, спетая на сценах берлинской Штаатсопер, миланского «Ла Скала» и лондонского «Ковент-Гардена».

Наш корреспондент встретился с певицей и задал ей несколько вопросов.

— Как Вы стали певицей? Когда, кто или что помогло принять такое решение?

— Когда была еще ребенком, любила напевать под музыку. Мне исполнилось 8 лет, когда мать отвела меня в консерваторию, в класс фортепиано. Уже в детские годы я чувствовала, что музыка открывает волшебный мир. Когда же я стала учиться пению, моя мечта познать этот мир стала воплощаться. С каждым днем желание петь охватывало меня все сильнее и вот, на второй год обучения, одним прекрасным утром я проснулась и сказала себе: пение и сцена – вот что я хочу больше всего в жизни. И все остальное стало для меня второстепенным.

— Кто из великих сопрано оказал наибольшее влияние на Ваше становление оперной дивой?

— В первое время меня вдохновляло искусство Марии Каллас. И это понятно. Она, как и я, гречанка, легенда, непревзойденная актриса…

Но когда я приехала в Мюнхен, чтобы получить серьезное вокальное образование, все поменялось… Я искала себя, свой голос. Пробовала все, пока судьбе не было угодно свести меня с потрясающим педагогом Дафной Евангелатос – именно у нее я училась в Мюнхене. Очень многое мне дали мастер-классы легендарной Астрид Варни.

— Как Вы относитесь к модному в Европе тренду «осовременивать» постановку классических опер? Приходилось ли в них участвовать и что Вы чувствовали при этом?

— Так сложилось, что пока я не пела в спектаклях, отмеченных печатью режиссерского экстремизма. Проблема не в современных костюмах или модернистской сценографии, а в вынужденной необходимости подчиняться режиссуре, лишенной чувства, преследующей целью спровоцировать, а не взволновать, не тронуть сердца сначала исполнителей, а потом и зрителей. Это бессмысленное насилие, бесплодные попытки раскопать в опере то, чего там нет и быть не может, это преступление… Я отнюдь не консерватор в прямом смысле этого слова. Мне просто не нравится, когда красоту музыки и голоса приносят в жертву желанию продемонстрировать, например, как можно сломя голову носиться по сцене, исполняя сложную арию. Чистота и одновременно сложность чувств, переживаний уже заложена в самой музыке. Все, что противоречит, все, что портит чистоту слова, звука и чувства – фальшиво.

— Что вы думаете о своей карьере – достигли ее пика, или еще нет?

— Я добилась права и возможности выступать в лучших театрах мира, с лучшими дирижерами и певцами современности. Это доставляет мне колоссальное удовольствие и, конечно, удовлетворение достигнутым пиком карьеры. Но мне как личности и как певице хочется продолжения, хочется наслаждаться и учиться в каждой новой роли, в каждой новой постановке, радоваться каждому дню творчества. И я надеюсь, что это состояние, моя карьера продлится еще не один год.

— Партия Мими в опере «Богема», похоже, в числе Ваших любимых. Вы часто ее исполняете. Удается ли находить новые чувства, свежие эмоции, иные черты поведения и характера героини, всякий раз, выходя на сцену в этой опере? И, наконец, не чувствуете ли творческую усталость от многократного исполнения одной и той же роли?

— Это верно, что партию Мими я пела множество раз в самых разных постановках… Когда выхожу на сцену с первыми словами “scusi…ti grazia…”, реальный мир перестает для меня существовать. Стою на этой лестнице, со свечой в руке и мне не важно, сколько раз я пела эту музыку. Каждый раз все переживаю заново. К тому же, всякий раз я пою с другим Рудольфом или другим Марселем, новизна добавляет энергии.

Частое исполнение одной и той же партии позволяет чувствовать себя комфортно, «по-домашнему», заранее знать, в какие моменты и как использовать голосовой ресурс. Когда дебютировала, чувствовала себя очень скованно, думала только о том, как звучит мой голос. Так всегда бывает…

— Вы любите Пуччини. Кому еще из композиторов отдаете предпочтение?

— Мне также очень нравится французская опера – Массне, Гуно… У каждого композитора своя тайна, своя прелесть.

— Хотели бы выступить к русской опере?

— Да. Я даже разучивала «Мазепу» Чайковского. Потрясающее произведение. Вообще русская музыка вызывает у меня сильнейшие эмоции. Но этот трудный русский язык… Завидую всем своим коллегам, кто им овладел.

— Что для Вас греческая музыка? Вы ее исполняете в концертах? Доводилось ли петь в греческих операх?

— К сожалению, греческая музыка мне малоизвестна. Никогда не пела, не разучивала роль ни в одной из греческих опер. Для этого нет ни времени, ни возможности. Но кто знает, возможно, в один прекрасный день…

Беседовал Владимир Светозаров

Автор благодарит Даниэлу Родригес-Кампаделло за помощь в организации интервью.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ