Интервью с Симоной Маркини

Интервью с Симоной Маркини
Оперный обозреватель

26 и 27 мая на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в рамках фестиваля «Черешневый лес» было представлено театрализованное музыкальное шоу «Неаполь, любовь моя!» Яркое сценическое действо, включающее в себя музыку, танец, пение, драматический театр, явилось своеобразным фестивалем неаполитанской культуры и истории, сжато, но очень емко и выразительно сконцентрированном в одном спектакле. В шоу была задействована балетная труппа знаменитого неаполитанского театра «Сан-Карло», а также популярные в Италии артисты музыкальных и драматических театров.

Автором идеи столь необычного проекта выступила Симона Маркини, известная в Италии актриса, продюсер, режиссер.

Одним из основных направлений деятельности синьоры Маркини является оперная режиссура. В ее послужном списке постановки таких опер как «Ласточка» (Торе-дель-Лаго), «Тоска» (Сан-Джиминьяно, Ливорно) и «Мадам Баттерфляй» (Терамо, Анкона) Дж. Пуччини, «Друг Фриц» П. Масканьи (Ливорно, Рим), «Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка (Рим), «Травиата» (Терамо, Анкона, Салерно) и «Риголетто» (Прато, Сиена) Дж. Верди, «Золушка» Дж. Россини (Пиза).

OperaNews задал несколько вопросов Симоне Маркини, ее ответы мы предлагаем сегодня нашим читателям.

Что для Вас опера? Что в опере первично? Это режиссерский или актерский театр?

В личном плане опера для меня является самым сильным эмоциональным импульсом времен детства, определенно повлиявшим на мой выбор «тотального» театра. Безусловно, первичным элементом оперы является сама музыка, что, однако, не означает отрицания драматургии. Со времен Висконти опера несет на себе «печать» режиссера, поэтому я бы сказала, что режиссер и актер должны гармонично сочетаться со всем остальным в опере.

Не чувствуете ли Вы определенных противоречий при постановке оперного спектакля? Ведь задачи драматического действия и профессии вокалиста, артиста в опере, зачастую противостоят друг другу.

Я никогда не ощущала противоречия между драматическим действием и той художественной выразительностью, которой наполняют спектакль оперные артисты.

Должен ли постановщик при осуществлении своего замысла думать о максимальном приближении к музыкальной стилистике произведения?

Я считаю, что основой всего является сама музыка, а значит, и тот историко-культурный контекст, в котором она зародилась. Конечно, при этом нужно попытаться понять личность самого автора, чтобы попытаться максимально приблизиться к его задумке.

Есть ли границы «актуализации» оперных сюжетов? И где она, если да? Любую ли оперу можно осовременивать? Где критерии для этого?

Это очень сильно зависит от таланта режиссера и от его желания сохранить «глубинную сущность» оперы. Я считаю, что более подходят для актуализации те оперы, которые являются наиболее символическими, архетипичными (например, «Дон Жуан»). Думаю, сложнее актуализировать оперы, в которых сильнее выражен конфликт, например, «Риголетто» или «Травиату».

Что бы Вы никогда не стали делать в оперном спектакле?

Жестоко искажать авторский замысел.

Не кажется ли Вам, что в последнее время сценография слишком доминирует в современных оперных спектаклях? Вас это не смущает?

Я бы не стала так обобщать: встречается как злоупотребление технологиями (из-за боязни быть несовременными), так и минимализм, иногда искусственный. Думаю, мерилом здесь является подлинность эмоций, которые та или иная сценография в нас пробуждает.

Насколько для Вас важно либретто, когда Вы ставите оперу?

Либретто имеет первостепенное значение для понимания времени, эпохи, естественно, психологии персонажей и для придания веса словам. Зачастую, когда я ставлю оперу, я читаю вместе с артистами либретто или литературное произведение, на основе которого было создано либретто.

Есть ли у оперы будущее? В чем оно? В появлении новых произведений? В возвращении к традиции? В радикализме постановок классики?

Для ответа на этот вопрос мы должны спросить самих себя, есть ли будущее у самой культуры, по крайней в том виде, в которой она была задумана и развивалась до сих пор. Если человечество не найдет глубинного смысла жизни в гуманистическом, а значит, духовном ключе, думаю, мы все ближе будем приближаться к чему-то вроде новой безграмотности.

Какие оперы Ваши любимые? Что Вы ставили с максимальным удовольствием? Что бы Вы хотели поставить прежде всего из того, что еще не ставили?

Должна сказать, у меня нет однозначно любимых опер, зацикленности на каких-то одних названиях. В то же время я всегда очень любила «Золушку», «Травиату» и «Веселую вдову». Из того, что еще не делала, я бы очень хотела поставить «Манон Леско» Пуччини.

Ваше отношение к русской опере? Для Вас как для режиссера – это привлекательный материал? Чтобы Вы хотели поставить из русской музыки?

Мне очень интересна русская опера, как, впрочем, и вся русская литература и культура. Поставить мне бы хотелось, конечно, «Евгения Онегина».

В каком оперном театре Вам работалось наиболее комфортно и почему?

Наверное, в самом первом театре, где я поставила свою первую оперу, «Ласточку» Пуччини, в Торе-дель-Лаго.

Каковы впечатления от сотрудничества с неаполитанским «Сан-Карло»?

Это похоже на погружение в историю, так и ждешь, что к тебе выйдет какой-нибудь король из династии Бурбонов… Мне прекрасно работалось, как это всегда бывает в театре, с актерами, техническим персоналом театра (костюмерами, музыкантами и т.д.) и с администрацией театра.

Смотрите ли Вы постановки Ваших коллег? В оперном театре в последнее время что-то Вас привлекло, поразило? Если да, то что и почему?

Конечно, когда мне позволяет моя работа актрисы и работника культуры. За последние два года меня очень заинтересовали две оперы: «Дон Жуан» в театре «Карло-Феличе» в Генуе в постановке Давида Ливермора, и «Ломбардцы в первом крестовом походе», работа Пауло Курры.

Каких певцов Вы предпочитаете? Звезд, уже сформировавшихся личностей или молоденьких дебютантов, из которых можно лепить все что угодно, но которые часто совсем неопытны и нередко просто непрофессиональны в артистическом плане?

Хороших, способных певцов! Я чаще работала с молодыми певцами, чем с признанными звездами, и считаю, что мне очень повезло, потому что молодежь, если она талантлива, старается слушать, учиться, играть. И если во время репетиций труппа не становится единым целым, если она не объединена единой целью на этот месяц или двадцать дней, которые ей отведены, то может выйти так, что в спектакле будет занята звезда с великолепным голосом, но сам спектакль, его стиль и игра будут бледными и неубедительными.

Беседовал Александр Матусевич

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ