Опера на пленэре для народа. Часть II

Фестиваль Пуччини в Торре дель Лаго

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Завершая публикацию об итальянских оперных фестивалях под открытым небом и приглашая читателя на Фестиваль Пуччини в Торре дель Лаго, не будем сразу спешить на спектакль. В конце 2008 года мировое музыкальное сообщество отметило 150-летие со дня рождения Джакомо Пуччини. Именно в этом году фестиваль справил свое «новоселье», получив новую сценическую площадку. И прежде чем посетить ее, постараемся окунуться в благодатную атмосферу этого мемориального места, немного остановимся на фестивальной истории и поговорим о новом театре – впечатляющем архитектурном сооружении, возведенном по новейшим технологиям XXI века.

Земной рай, места обетованные…

Полное современное название места проведения монографического оперного фестиваля под открытым небом – Torre del Lago Puccini. Это место на берегу живописнейшего озера Массачукколи выбрано не случайно.

В свое время плененный красотами здешней природы, пожалуй, самый великий из мэтров итальянского «неоклассического» оперного стиля рубежа XIX – XX веков, приобрел виллу на берегу этого озера. Торре дель Лаго Пуччини расположено в четырех километрах от Виареджо и в восемнадцати километрах как от Пизы, так и от Лукки, в которой в 22 декабря 1858 года Пуччини появился на свет.

Несомненно, место проведения фестиваля уникально: неподалеку – мемориальная вилла Пуччини, где маэстро написал ряд своих опер, в частности, «Богему», «Тоску», «Мадам Баттерфляй», и где сейчас в одной из комнат, в специально устроенной капелле, покоятся останки композитора, его жены Эльвиры и сына Антонио. Теперь здесь музей, открытый для посетителей со всего мира, ежегодно устраивающих музыкально-туристические паломничества в благословенную Версилию – землю, овеянную богатыми музыкальными традициями и, самое главное, неразрывно связанную с именем Пуччини. Среди других окрестных мест музыкально-познавательного туризма – Лукка (дом, в котором маэстро появился на свет), Кьятри (первый собственный дом, приобретенный Пуччини), Виареджо (спроектированная и построенная в соответствии с пожеланиями и вкусами композитора вилла, в которую «почетный гражданин Виареджо» переехал в конце 1921 года, за три года до смерти). В отличие от уединения и природной идиллии Торре дель Лаго, Виареджо – фешенебельный курорт на берегу Тирренского моря – ассоциировался у Пуччини с сохранившимся уголком роскошной светской жизни «галантной эпохи». Прекрасный памятник эклектического архитектурного стиля «либерти» – грандиозный ансамбль Главной набережной. Ее респектабельные клубы и изысканные кафе хранит память о встречах деятелей культуры, ставших олицетворением элегантности высшего общества того времени.

Вилла в Торре дель Лаго   Вилла в Торре дель Лаго

Каждый год на фестиваль стекается около сорока тысяч зрителей, привлеченных бессмертной музыкой великого итальянского гения и озерной романтикой звездных ночей. Композитор поселился здесь в 1891 году, первоначально сняв две комнаты, а потом приобретя и целый особняк. Маэстро не скупился на восторженные отзывы об этих местах: «Наивысшее наслаждение… Райский уголок… Эдем... Сто двадцать жителей, двенадцать домов. Тихое поселение с необыкновенными, потрясающе красивыми закатами». И спустя столетие Торре дель Лаго всё еще остается земным раем с солнечными пляжами, вечнозелеными пиниями, спокойными тихими заводями. Чтобы сохранить это хрупкое равновесие, в 1979 году власти Тосканы основали здесь Региональный Парк-заповедник, простирающийся от Пизы до Виареджо, между вожделенным озером и морским побережьем.

«Я всегда выхожу на прогулку перед домом, затем беру лодку, чтобы прокатиться и поохотиться на бекасов. Но однажды мне бы хотелось прийти сюда и услышать здесь на открытом воздухе одну из моих опер», – писал Пуччини в ноябре 1924 года в письме Джоваккино Форцано незадолго до того, как оказался в брюссельской клинике, где вскоре скоропостижно скончался. Таким образом, автор «Богемы» и «Мадам Баттерфляй» недвусмысленно выразил волю услышать свои произведения в интерьерах необычной естественной сцены озера Массачукколи. Джоваккино Форцано был так воодушевлен приведенными выше словами Пуччини о самой идее фестиваля, что после смерти композитора решил, во что бы то ни стало, воплотить его мечту в жизнь.

Хронологические вехи фестивальной истории

Торре дель Лаго. Кабинет Пуччини.

Фестиваль имеет давнюю, еще довоенную историю – и начало его хронологического отсчета приходится на 1930 год, когда Форцано впервые осуществил здесь показ всего одной оперы Пуччини, представ в качестве режиссера-постановщика и организатора проекта. Первым сочинением композитора, увидевшим свет на берегах Массачукколи, стала «Богема», а первым дирижером фестиваля – Пьетро Масканьи.

Почин был заложен 24 августа 1930 года силами передвижной оперной труппы под названием «Carro di Tespi Lirico», существовавшей на постоянное государственное финансирование. «Богема» была представлена в импровизированном театре на берегу озера, на сцене, возведенной на сваях, забитых в его дно. Место было выбрано прямо перед мемориальной виллой. На следующий год труппа снова вернулась в Торре дель Лаго. На этой раз в ее афише было два наименования – «Мадам Баттерфляй» и снова «Богема». В тридцатые годы прошлого века сезон возобновлялся лишь в 1937 году. В 1949 году в Торре дель Лаго была показана римская оперная продукция «Девушка с Запада». В послевоенные годы Пуччиниевский фестиваль развивался наиболее интенсивно. В 1966 году для нового театра на открытом воздухе было выбрано место осушенного заболоченного участка с северной стороны небольшой бухты Торре дель Лаго. Здесь в интерьере впечатляющего озерного ландшафта и был построен театр под открытым небом. Мерцающие огоньки деревень на дальних берегах Массачукколи ночью создавали впечатление задника, служившего естественными декорациями сцены, а днем взору открывались потрясающие виды Апуанских Альп. Новая сценическая площадка Фестиваля Пуччини, переоснащенная в соответствии с требованиями времени, со временем стала называться Gran Teatro all’Aperto (Большой Открытый Театр). Это сооружение просуществовало по сезон 2007 года включительно и вмещало около трех тысяч человек.

Комната в Торре дель Лаго, в которой находится посмертная маска Пуччини   Комната с рукописями в Торре дель Лаго

Поначалу Фестиваль Пуччини не был ежегодным, каковым он стал, начиная с 1971 года, так что в 2004 году фестиваль прошел лишь в 50-й раз. Этот юбилей совпал также с печальной вехой – годовщиной смерти композитора, ушедшего из жизни восемьдесят лет назад (Пуччини умер 29 ноября 1924 года). Сейчас этот праздник музыки проводится под патронажем президента Итальянской Республики. За более чем семидесятилетнюю историю на его афишах можно было встретить широко известные имена исполнителей мирового класса, начиная с Беньямино Джильи. Великий Марио дель Монако выбрал Торре дель Лаго, чтобы дать здесь свой прощальный спектакль («Плащ»). Выступали здесь также не менее выдающийся тенор своего времени Джузеппе ди Стефано и названный когда-то «голосом столетия» Франко Корелли. Есть в этом перечне и более близкие к сегодняшнему дню имена таких певцов, как Джузеппе Джакомини, Джакомо Арагаль и Луис Лима.

Конечно же, не обошлось в Торре дель Лаго и без фигурантов «великой тройки» теноров Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, в разные годы принимавших участие в фестивальных мероприятиях. В частности на заключительном концерте в 1997 году Хосе Каррерас был награжден здесь премией Пуччини. Этот список теноров победно замыкает Хосе Кура, выступление которого в 1995 году в партии Марио Каварадосси в «Тоске» возвестило о начале его феноменальной мировой карьеры. В качестве режиссера-постановщика оперы «Тоска» здесь дебютировал легендарный Тито Гобби. Знаменитые баритоны его калибра, такие как Ингвар Викселл, Шерилл Милнс, Роландо Панераи и Джузеппе Таддеи исполняли в фестивальных спектаклях партии Скарпиа («Тоска»), Джека Рэйнса («Девушка с Запада»), Джанни Скикки в одноименной опере и сержанта Леско («Манон Леско»). Среди сопрано также немало звездных имен, таких как Рената Скотто, Ева Мартон, Катя Риччарелли, Райна Кабаиванска, Мария Кьяра и Гена Димитрова. С сольными концертами на огромной сцене Торре дель Лаго выступали Монтсеррат Кабалье и Андреа Бочелли. К сожалению, в последние годы оперные звезды первой величины стали наведываться сюда всё реже и реже. В настоящее время музыкальным руководителем и постоянным участником фестиваля является итальянский дирижер Альберто Веронези.

Новый Большой Открытый Театр в Торре дель Лаго

Инаугурация Нового Большого Открытого Театра в Торре дель Лаго

Инаугурация Нового Большого Открытого Театра в Торре дель Лаго состоялась 15 июня 2008 года, до открытия основного фестивального сезона: в этот день состоялся концерт Филармонического оркестра и хора Миланского театра «Ла Скала» под руководством Риккардо Шайи. Отныне полное итальянское название новой сценической площадки звучит следующим образом: Gran Teatro all’Aperto Giacomo Puccini. Впервые идея строительства нового театра возникла в 2002 году и сразу же была внесена в общий реестр подготовительных мероприятий по празднованию юбилея Пуччини. С 2004 года все усилия по подготовке к знаменательной дате координировал Национальный комитет по проведению юбилейных пуччиниевских мероприятий. Окончательно проект возведения Нового Театра был утвержден 2 января 2006 года с общим бюджетом 17 миллионов евро. Его сооружение началось 1 февраля 2006 года – и в летнем сезоне 2008 года на новой сцене прошли первые фестивальные спектакли.

Театр возведен рядом с прежней площадкой. На прилегающей территории, а также на месте прежнего театра со временем предполагается разбить Парк Музыки Джакомо Пуччини, открытый для свободного посещения всеми желающими: туристами, отдыхающими, фестивальной публикой. Новое строение существенно более основательное и монументальное, чем старое сооружение, зрительский амфитеатр которого раньше покоился на легком каркасе из труб. Вместимость новой сцены – 3200 мест, что немного больше по сравнению с прежней.

Авторы проекта – римский архитектор Итало Инсолера при участии инженера Риккардо Раффаэлли и архитектора Франко Аллегретти. Вход в театр устроен через наружную систему лестниц, расположенных с двух сторон таким образом, чтобы создать удобный подход к зрительским местам, а также для обеспечения быстрой эвакуации на случай экстремальных ситуаций. В комплексе сопутствующих новых объектов предусмотрены обзорные террасы, выставочный павильон, музей Пуччини. Проект театра ориентирован на полное использование нижней части, в которой расположились залы для репетиций, помещения для музыкантов и артистов, просторный вестибюль с буфетом для публики и конференц-зал на 495 мест. В театре установлена новейшая акустическая система, проект которой разработан испанским инженером Хигини Арау.

\<- в начало | продолжение ->

На фото:
Памятник Пуччини в Торре дель Лаго (фотограф - Anne Lawson)
Вилла в Торре дель Лаго (фотограф - Anne Lawson)
Вилла в Торре дель Лаго (фотограф - Anne Lawson)
Торре дель Лаго. Кабинет Пуччини
Комната в Торре дель Лаго, в которой находится посмертная маска Пуччини
Комната с рукописями в Торре дель Лаго
Инаугурация Нового Большого Открытого Театра в Торре дель Лаго

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Пуччиниевский фестиваль

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ