Русские тайны доктора Фауста

Оперу Гуно поставили в Центре Галины Вишневской

Юрий Алябов
Композитор, музыкальный критик

Оперный центр под руководством Галины Вишневской уже давно зарекомендовал себя не только как кузница новых оперных кадров и серьезная творческая мастерская, но и как место, где не боятся экспериментировать, где постоянное самосовершенствование – стиль жизни. Это относится не только к приемам вокальной техники и сценическим навыкам, столь необходимых оперному артисту, но и к выбору репертуара, поиску того музыкального материала, который позволил бы максимально полно раскрыть все возможности обучающихся здесь вокалистов. Причем следует отметить, что учитывая строгую приверженность Галины Павловны русским классическим традициям, эксперименты эти под ее всевидящим зорким оком, не переходят, как это часто бывает, в модернистский эпатаж, нередко выглядящий как фарс.

Это вовсе не означает, что в оперный центр Вишневской закрыта дорога музыке, звучащей даже сегодня достаточно смело и современно, например, «Женитьбе» Мусоргского. Но, в основном, театр отдает предпочтение произведениям, в лучшем смысле слова, классическим, выдержавшим проверку временем.

Очередной подобной постановкой стала опера «Фауст» Шарля Гуно. Следует заметить, что в творческой биографии этого французского композитора не так много опер, имевших успех у публики – «Лекарь поневоле», «Ромео и Джульетта», ну и, конечно же, «Фауст». Премьера «Фауста» состоялась в 1859 году в «Лирическом театре» и поначалу особой популярностью не пользовалась. Однако, постепенно публика по достоинству оценила постановку и через 10 лет ее поставили в «Гранд Опера» в Париже. Правда, для этого пришлось заменить разговорные диалоги музыкальными речитативами и дописать ряд балетных сцен, в том числе и знаменитую «Вальпургиеву ночь». Именно в таком виде в 1894 году, через год после смерти композитора, было отпраздновано тысячное представление «Фауста». В отличие от литературного первоисточника, в опере акцент сделан не на религиозно-философскую, а на лирическую составляющую поэмы. Обилие красивых мелодий, составляющих музыкальные характеристики героев - Маргариты, юного Зибеля, Валентина, наконец, самого Фауста, противопоставляется миру зла в лице Мефистофеля. Нужно сказать, что именно этот персонаж, еще со времен Шаляпина, блестяще исполнявшего эту роль, пользуется особым вниманием зрителя, а его знаменитая ария «Люди гибнут за металл…» стала мировым суперхитом всех времен и народов. И действительно, очень яркая музыка и текст, не потерявший актуальности, а даже более злободневный в наши дни, гарантирует успех арии у любой аудитории.

Не стал исключением и центр Вишневской. Руслан Розыев в роли Князя Тьмы неизменно срывал аплодисменты, даже в драматических сценах, что нечасто бывает на оперных представлениях. Несмотря на волнение артистов, которое проявлялось в некоторой сценической скованности и зажатости голоса в тесситурно высоких местах, в целом все вполне успешно справились с технически ох, как не простыми, вокальными партиями. Зал тепло принимал и Константина Бржинского (Валентин), и Надежду Карязину (Зибель), ну, и, конечно же, главных героев, Фауста и Маргариту в исполнении Василия Гафнера и Натальи Калиты. А если учесть, что опера шла на языке оригинала, то есть на французском (постановка явно с прицелом на европейские гастроли), то проделанная работа заслуживает еще большего уважения. Отдельного упоминания заслуживают хоровые и ансамблевые сцены, в которых, по традиции, заняты все студенты центра. В такие моменты волнение уходило – ну как же, ты же в команде,- а, если учесть, что каждый участник хора – полноценный солист, с соответствующими вокальными данными, то красота и мощь звучания многократно усиливалась. Я давно заметил - это характерно для всех хоровых сцен в театре Вишневской. В «Фаусте» же впечатление от хора усиливалось еще и необычным его расположением – он то звучит из оркестровой ямы, то сверху, то из-за сцены, усиливая художественное восприятие. Наградой артистам послужили овации зала, аплодировавшего как исполнителям, так и самой Вишневской, царственно покачивавшей головой, стоя в вип-ложе. Судя по ее облику, Галина Павловна осталась довольна результатом – а это для ее студентов самая высокая оценка.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ