Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Оркестр и опера Мариинского театра отправляются в тур «Столицы Европы»

С 18 по 31 января проходят гастроли оркестра и оперы Маринки на ведущих сценах Парижа, Амстердама и других городов Европы. Симфоническую программу составляют произведения русских композиторов Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Шостаковича, Шнитке, Щедрина. В Кельне театр представил 21 января концертное исполнение «Иоланты» с Викторией Ястребовой, Сергеем Скороходовым, Эдемом Умеровым. А на следующий день публика услышала вокальные циклы Мусоргского «Песни и пляски смерти» (солист Евгений Никитин) и «Детская» (солистка Анастасия Калагина).

В Перми Доницетти ставят молодые

Можно вспомнить триумф «Дона Паскуале» — чуть ли не первой самостоятельной постановки Георгия Исаакяна, которая завоевала две «Золотые маски». Несколько лет спустя начинающий режиссер из Москвы Влад Капп поставил в Перми «Любовный напиток», который до сих пор присутствует в репертуаре и пользуется неизменной любовью зрителей. Постановки опер Доницетти молодыми режиссерами в Перми, похоже, обречены на успех.

Еще одно подтверждение тому - первая самостоятельная работа выпускницы Пермского института искусства и культуры Ольги Эннс. Поставленная ею маленькая камерная опера «Разбитая чашка» играется в фойе, где для этого выстраивают итальянский театрик — с бархатными креслами на специально сооруженных ступенях, с осветительными приборами. Нет лишь сцены и занавеса, действие происходит в окружении зрителей. Оркестр располагается на балконе, но все могут видеть дирижера на специально установленных «плазмах». Поскольку в фойе много выходов, артисты могут появиться с любой стороны, в том числе — спуститься со второго яруса или подняться по лестнице. Каждое появление персонажей оперы Риты, Беппо или Гаспара для зрителей становится неожиданностью.

В спектакле всего три действующих лица, поэтому для каждого из певцов, сопрано Айсулы Хасановой, тенора Сергея Власова, баса Олега Иванова выступление в этой опере – своего рода бенефис. Несмотря на кажущуюся легкость игры, артистам непросто: на таком расстоянии от зрителей заметен каждый неверный жест. «Зал» при наличии всего 80 мест всегда полон.

Третий дебют П. Доминго в Метрополитен Опере

Знаменитый певец спел 18 января на сцене Мета партию Симона Бокканегры в одноименной опере Верди. И это стало его третьим дебютом в нью-йоркском театре. Первое появление на этой сцене испанского тенора состоялось в далеком 1968 году. Спустя 16 лет он здесь же впервые встал за дирижерский пульт. И вот американцы услышали его в партии, написанной композитором и традиционно исполняемой обладателями баритона.

Таких оперных «универсалов», пожалуй, сегодня в мире нет. Ведь в дополнение к исполнительской карьере певца и дирижера, творческий долгожитель возглавляет ведущие оперные труппы в Вашингтоне и Лос-Анджелесе.

Нью-йоркская журналистка Зинта Ландборг сумела взять интервью у прославленного маэстро прямо в гримерной Мета. На вопрос, удается ли ему при таком жестком рабочем графике отдыхать, он гордо ответил: «последнюю ночь я спал целых шесть часов. Нет, правда!» (Bloomberg.com, Jan.16).

По словам Доминго, он отнюдь не стремится подстраиваться под баритон: «Я пою Бокканегру своим голосом, но с драматическими красками, как, например, в партии Отелло или в операх Вагнера. Значение имеет тембр». Он не прочь попробовать себя в том же качестве и в других операх: «есть два вида ролей для баритона, которые я мог бы исполнить: отец семейства или король, император – когда возраст не имеет значения, и я присматриваюсь к нескольким таким партиям в операх Верди».

Доминго не довелось спеть на сцене Тристана, только в студийной записи. И он об этом нисколько не жалеет, полагая, что партия Тристана, спетая в полную силу в театре, «могла бы пагубно отразиться на голосе».

Отвечая на вопрос журналистки, насколько успешно он справляется с управлением одновременно оперных театров в Вашингтоне и Лос-Анджелесе, Доминго сказал: «Я очень активно вовлечен в их жизнь, я знаю всех талантливых певцов и приглашаю их в спектакли». Заметим, однако, что его нередко критикуют «за недостаточное внимание» к этим театрам, переживающим сейчас трудные времена.

Опера Сан-Франциско – ставка на мировые звезды

На днях генеральный директор Оперы Сан-Франциско Дэвид Гокли обнародовал репертуар и исполнителей на следующий сезон, который откроется 10 сентября гала-представлением «Аиды».

В афише нового сезона значатся также «Вертер», «Свадьба Фигаро», «Мадам Баттерфляй», премьера оперы «Сирано де Бержерак» Ф. Альфано, «Средство Макропулоса» и, конечно же, вагнеровское «Кольцо» в постановке Ф. Замбелло, без коего, кажется, сегодня не может обойтись ни один по-настоящему большой оперный театр (московский Большой – не в счет).

Надо отдать должное руководителям (и спонсорам) Оперы Сан-Франциско – зрителям обещаны исполнители самой высокой категории. Среди них Пласидо Доминго (будет петь партию Сирано), Карита Маттила («Средство Макропулоса»), Рамон Варгас (Вертер) и Элина Гаранча (Шарлотта в «Вертере»), не без оснований претендующая на титул первой меццо-сопрано сегодня в мире. А также многие другие замечательные исполнители из того же ряда.

На презентации нового сезона главный дирижер театра Никола Лиузотти сказал: «Я счастлив, что возвращаюсь в Сан-Франциско и буду дирижировать «Аидой», «Свадьбой Фигаро» и «Мадам Баттерфляй» - великими произведениями, где примут участие самые знаменитые певцы… Я верю, что новый сезон будет для нас вдохновляющим и интересным и оставит свой след незабываемыми спектаклями».

Канадская опера возлагает надежды на местные силы и дешевые билеты

Александр Ниф, генеральной директор Канадской оперы (Canadian Opera Company), объявил о планах на сезон 2010-2011 гг.

Как и в Сан-Франциско, сезон откроется 2 октября оперой «Аида», которую в духе «большого стиля» поставит Тим Албери. В заглавной партии – знакомая россиянам Сондра Радвановски. В том же месяце состоится премьера последней оперы Бриттена «Смерть в Венеции». Местная сопрано Треси Дахл выступит в роли жены Председателя Мао в опере Джона Адамса «Никсон в Китае».

Вообще надо отметить сильный акцент на национальные творческие силы. Это касается и постановок, и исполнителей. Радовать канадцев в операх «Волшебная флейта», «Орфей и Эвридика», «Ариадна на Наксосе», «Золушка» будут в первую очередь их земляки.

Финансовый кризис заставляет придумывать разные способы привлечения публики. Так, например, с осени прошлого года театр продает дополнительно 50 стоячих мест по цене всего 12 долларов. Репертуарные планы дают надежду, что зал пустовать не будет.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ