Романсиада Анны Нетребко

Романсиада Анны Нетребко
Оперный обозреватель

23 марта в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт, пожалуй, самой раскрученной по нынешним временам отечественной оперной певицы Анны Нетребко. В этот раз (надо сказать, редкий для Москвы) Анна приготовила для искушенной столичной публики программу романсов двух гениев русской музыки - Римского-Корсакова и Чайковского. Ее она уже неоднократно апробировала в Европе, выступая в дуэте с Даниэлем Баренбоймом. На московском концерте последнего заменила его супруга, известная пианистка Елена Башкирова. Тремя днями позже дуэт Нетребко – Башкирова повторили эту программу в Петербурге.

Возьму на себя ответственность оставить за скобками торжественное перечисление всех сцен, на которых выступала Анна Нетребко за всю свою сольную карьеру: для камерного рецитала это не так уж и важно. Гораздо интереснее всмотреться в битком набитый консерваторский зал музыкального вечера во вторник 23-го, в котором собрались все, кто не мог позволить себе пропустить это событие: музыкальные критики, профессура музыкальных вузов, студенты вокальных факультетов, бесплатно пущенные постоять в проходе как фламинго на одной ноге, и, разумеется, светский бомонд, который не преминул случаем «выгулять» свои норковые шубы, запонки и часы с бриллиантами. Главный же «бриллиант» вечера – Анна Нетребко, блистала на сцене, звонче жаворонка исполняя романсы в течение полутора часов.

Программа концерта разделилась на части: в первом отделении было исполнено одиннадцать романсов Римского-Корсакова, во втором – девять романсов Чайковского, плюс бисы. Ценовая политика камерного вечера была заранее четко определена: билет в партере достиг отметки в 25 тысяч рублей, в амфитеатре можно было посидеть за 5 000, самые дешевые билеты - на приютившуюся галерку - стоили по 1000 рублей, но закончились они еще за десять дней до концерта.

Раздражение взыскательной публики, пришедшей не себя показать, а действительно послушать голос певицы, было создано «благодаря» мобильным телефонам, звеневшим прямо во время исполнения романсов. Впрочем, сама певица перенесла эту нелепость (другого слова и не подобрать) стойко. Мешали Анне Нетребко только аплодисменты, которые сыпались как из рога изобилия после каждого, даже небольшого романса. Певица нашла свой способ побороть приступы восхищения у публики, и с легкой непосредственностью обратилась к ней с просьбой: «Не хлопайте, пожалуйста, в течение следующих четырех песен».

В первом отделении стоит выделить романсы «О чем в тиши ночей», «На холмах Грузии», «В царство розы и вина», «Редеет облаков летучая гряда», в которых изрядно была передана созерцательная, уравновешенная лирика самого плодовитого из кучкистов. Завершилось отделение Римского-Корсакова страстным исполнением романса на стихи Майкова «Сон в летнюю ночь», в котором певица продемонстрировала не только широкий диапазон голоса, богатство интонаций, но и артистический талант. Тем не менее, несмотря на всю любовь и преданность певице, публика не смогла ничего поделать с тем, что услышать отчетливый текст некоторых романсов было, увы, подчас совершенно невозможно. В вокальной манере певицы имел место существенный недостаток – каша во рту.

Во втором отделении камерного концерта Анна Нетребко предстала перед публикой в голубом платье необычного, если не сказать нелепого кроя, которое, казалось, привлекло к себе гораздо больше любопытства, чем неправильная нота, сыгранная Еленой Башкировой в «Скажи, о чем в тени ветвей?» на стихи В. Соллогуба. Последовавшие вскоре проникновенные романсы «Забыть так скоро» и «Ночи безумные» увлекли за собой, не оставив ни доли сомнения в мастерстве Анны Нетребко, - пусть к певице мы и предъявляем претензии, но к артистической личности едва ли: артистка Нетребко обладает редким комплексом качеств, нечасто встречающимся у оперных див – красота, шарм, обаяние и приятный голос, который в целом захватил и очаровал зал.

Стоит отметить, что программа вечера была построена с хитростью - на контрастах, что позволило еще больше «разогреть» желание и охоту публики до романсов. Так, в «Колыбельной песне» и в трогательном «Я ли в поле да не травушка была» певица ушла на деликатное и спокойное pianissimo, казалось, только для того, чтобы затем вернуться на массивное forte в «Средь мрачных дней». Завершило программу вечера фееричное исполнение романса «День ли царит», а также несколько бисов, среди которых оказались произведения Брамса и Дворжака. «А сейчас будет песня Дворжака, только я не помню ее название! Забыла!», - кокетливо призналась Анна и через секунду запела, отправляя высокие ноты замирать под самую люстру. Зал не хотел уходить.

На фото:
Анна Нетребко

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ