Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Дню Победы посвящается

«Новая опера» (Москва) отмечает праздник целой программой: "Военный реквием" Б. Бриттена (дирижер Ян Латам-Кёниг, хор и оркестр театра, хор мальчиков Хорового училища им. А.В. Свешникова, солисты Наталья Креслина, а также Сэмюэл Боден и Эшли Ричиз - как и дирижер, из Великобритании.

Гала-концерт ретро-шлягеров 1930-1950-х годов в двух отделениях в исполнении солистов и оркестра театра, дирижер - Николай Соколов.

Концерт «Песни военных лет». Исполнители: хор Академии хорового искусства им. В.С. Попова, солисты и оркестр театра Новая Опера. Дирижер Денис Власенко.

Нижегородский оперный к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне представил «Реквием» Верди, исполненный исключительно силами театра.

Скончалась Джульетта Симионато

В одной из римских клиник умерла выдающаяся оперная певица Джульетта Симионато. 12 мая ей исполнилось бы 100 лет, и к следующему выпуску мы готовили юбилейный материал, который теперь, увы, будет совмещен с некрологом.

Российская певица завоевала премию на «Опералии»

Солистка Большого театра Динара Алиева стала обладательницей III премии ежегодного международного конкурса "Опералия", учрежденного и руководимого прославленным певцом и дирижером Пласидо Доминго. На сей раз он проходил в Милане. В заключительном туре конкурсанты выступали на сцене Ла Скала в сопровождении оркестра этого театра. У молодой уроженки Баку Динары Алиевой весьма впечатляюще складывается не только сугубо творческая, но и "соревновательная" карьера. Этот конкурс - шестой в ее жизни. И на всех, что были раньше, ей также сопутствовал успех.

Соперничество двух королев - двух сопрано

Северо-американская пресса расценила как несомненную удачу исполнение оперы «Мария Стюарт» композитора Доницетти в Торонто, на сцене Центра «Четыре сезона» (The Four Seasons Centre). В фокусе внимания зрителей и критиков ожидаемо оказалось противоборство двух женщин - двух королев, а в подтексте и состязание двух сопрано.

Партию Марии исполнила итальянская певица Серена Фарноччиа, королевы Елизаветы – представительница Болгарии Александрина Пендачанска.

Обозреватели отмечают, что голоса певиц соответствуют характеру персонажей, какими их увидели либреттист (Джузеппе Барадари) и композитор, явно сочувствовавшие опальной (и в конце концов казненной) королеве Шотландии. Итальянка продемонстрировала нежную по тембру колоратуру, легко справляясь с «пиротехникой бельканто». Более темный голос ее соперницы как нельзя лучше отражал «недобрые намерения» Елизаветы.

Конечно, характеристики персонажей, как часто случается в опере, имеют мало общего с реальной историей, тем более, что по утверждению серьезных исследователей эти две женщины враждовали, но никогда лицом к лицу не сталкивались. Однако какое все это имеет значение, когда встречаешься с оперной жемчужиной, когда и солисты, и хор, и музыканты оркестра предстают единым целым, гармоничным ансамблем без каких-либо бросающихся в глаза слабостей.

Высокие стандарты исполнения продемонстрировали также американцы Эрик Катлер (Лестер), Уэстон Харт (Сесил), Патрик Карфицци (Тальбот).

Оркестр под управлением австралийского дирижера Энтони Уолкера (его дебют в Канадской опере) произвел самое хорошее впечатление темповой, но в то же время элегантной игрой.

Постановка заимствована у Оперы Далласа. Концепция Бенуа Дюжардина (Benoit Dugardyn) не нова: жизнь есть театр (а не наоборот!). Действие сосредоточено в центре сцены, в окружении галерей, где разместился хор. Предназначение его – комментировать происходящее, изображать народ. Хотя народ и не «безмолвствует», но никак не влияет на драматическое развитие событий, что было почти правилом 500 лет назад и совсем не исключение - в наши дни.

Древний Египет – родина конструктивизма

Вы этого не знали? Тогда вам стоит посмотреть «Аиду», премьера которой прошла недавно в Ковент Гардене (режиссер Дэвид Маквикар, художник Жан-Марк Пуисcан). Декорации, если верить обозревателю The Observer создавались явно под влиянием идей конструктивизма. А костюмы вообще лишены всякого вкуса и стиля. Самым же большим разочарованием она считает ключевую сцену у Нила, утратившую в этом спектакле «таинство и экзотичность», а также финал без малейшего намека на замкнутое пространство, в котором обречены умирать герои.

Трудно найти ведущее британское издание, которое бы не откликнулось на этот спектакль. Суммарный вывод – неудача. Критики не удовлетворены ни постановкой, ни исполнением. Вот некоторые оценки, отражающие общее впечатление.

Сопрано Микаэла Карози в роли Аиды грешила форсажем и сильным вибрато в высоких нотах, у Марианны Корнетти (Амнерис) сильный, даже грубоватый голос и совершенно отсутствует кошачья грация и чувственность, характерные для ее героини. Картину несколько скрасили мужчины: аргентинец Марсело Альварес, распевшийся к концу спектакля, и вечно молодой ветеран оперной сцены Роберт Ллойд, стоически пропевший партию царя Египта.

Относительно оркестра, которым дирижировал Никола Луизотти (Luisotti), мнения разошлись. Оперный обозреватель Колин Андерсон полагает, что предложенные темпы не убедительны, что медная группа навязывала свое превосходство. Ф.Мэддок из The Observer: «Дирижирование Николы Луизотти отличалось необычайной топорностью и механицизмом… Непонятно, почему так звучал оркестр – надтреснуто и резко, что вообще-то не свойственно музыкантам Ковент Гардена» (заметим, что Луизотти возглавляет оркестр Оперы Сан-Франциско). А вот The Sundy Times, напротив, называет оркестр едва ли не единственным утешением в этом спектакле.

Этим летом Ковент Гарден покажет триаду 30-минутных опер современных композиторов

Летняя программа Королевской оперы в Лондоне сверстана. Наряду с респектабельными операми «Мадам Баттерфляй» и «Тоска» в порядке эксперимента и для придания театру своеобразного шика будет показан спектакль из трех одноактных опер, каждая из которых длится не более тридцать минут. Спектакль носит название «Opera Shots», что можно перевести как «Три залпа». Итак, залп первый: «Entanglement» («Затруднительное обстоятельство»), композитора Нитин Сони. Сюжет выстроен вокруг теста на беременность. Залп второй: «Шутники в Ингерленде», сочинитель Джоселин Пук. Зрители, в частности, услышат не очень приличную песенку фанов футбольного клуба «Ливерпуль»: «Стив Джерард, Джерард, он такой большой…»

Залп третий произведет композитор Э. Мойшн (Andrew Motion), чья поставленная на телевидении опера «Алгебра поцелуя» («The Mathematics of Kiss») была расценена критиками как попытка конвертировать почтенный оперный жанр в поп-видео.

Фабио Луизи утвержден главным приглашенным дирижером Мета

До него единственный, кто занимал эту позицию, был Валерий Гергиев (с 1998 по 2008 гг). Луизи стал вторым. Он сообщил журналистам, что контракт подписан на три года, и он намерен проводить в Мете 2-3 месяца каждый сезон.

Луизи имеет опыт выступления в этом театре. Мы уже упоминали в новостях, что он заменил заболевшего Ливайна в «Тоске» и «Лулу». Также он стоял у дирижерского пульта в операх «Свадьба Фигаро», «Гензель и Гретель», «Электра», «Симон Бокканегра», «Турандот». Внушительный список. Не менее внушителен и план его будущих работ здесь: «Ариадна на Наксосе», «Риголетто», новая постановка «Манон» Массне, «Аида», «Фиделио».

Его основное место работы - главный дирижер Венского симфонического оркестра. Луизи также исполняет обязанности художественного руководителя музыкального фестиваля в Саппоро (Япония), а с 1912 году возглавит еще и оркестр в Опере Цюриха.

Метрополитен опера продала 2.2 миллиона билетов на трансляции в кинотеатрах

Это рекорд. В прошлом сезоне (2008-2009) было продано билетов почти на полмиллиона меньше.

В администрации театра сообщили, что последнюю по времени трансляцию оперы «Армида» с Рене Флеминг посмотрели 105 000 человек в Северной Америке и 84 000 – в странах Европы и Латинской Америки.

На следующий сезон запланировано транслировать 11 спектаклей, включая вагнеровское «Кольцо» полностью.

Итальянские профсоюзы закрыли оперные театры, протестуя против политики правительства

Забастовка охватила все музыкальные театры страны. Отменены спектакли, стоявшие в афише 2, 3 и 4 мая.

По заявлению профсоюзов, эта мера предпринята в ответ на решение правительства срезать вполовину бонусы, составляющие от 10 до 20 процентов дохода работников оперных театров, коих насчитывается в стране 5 500 человек. Правительственный указ был подписан накануне, в пятницу 30 апреля.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ