Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

XXIII Собиновский музыкальный фестиваль открывается в Саратове

В этом году он посвящен 65-летию Великой Победы.

В день открытия фестиваля, 25 мая, прозвучат «Иоанн Дамаскин» С.Танеева, «Александр Невский» С.Прокофьева, «Уцелевший из Варшавы» А. Шенберга.

26 мая – премьера Саратовского оперного театра. «Садко»

27 мая – театрализованный концерт «Бери шинель, пошли домой…» с участием актеров Театра на Таганке

28 мая – концерт Леонида Сметанникова

29 мая – «Князь Игорь» в концертном исполнении с участием Тараса Штонды в заглавной партии, солистов московских театров

30 мая – «Золотые трубы Победы», концерт Брандт Брасс Ансамбля

31 мая – И. Дунаевский «В стиле ретро»

1 июня – «Лебединое озеро» с участием солистов балета Большого театра Е. Андриенко и В. Лантратова

2 июня – опера «Пиковая дама», солисты Большого: М. Лапина (Лиза) и Р. Муравицкий (Герман).
Также в афише конкурс вокалистов. А завершится фестиваль 7 июня гала-концертом.

Опера под фортепиано? Почему бы и нет!

В последнее время в США наблюдается заметный рост интереса к концертному исполнению оперных произведений. Во многих городах созданы и активно работают специализированные организации. К ним относится и Washington Concert Opera. 9 мая она представила на суд зрителей оперу Россини «Золушка». На сцене зала Lisner Auditorium разместились оркестр, хор, солисты. При этом постановщик Кристин МакИнтайр постаралась, чтобы солисты не стояли как вкопанные, но двигались, жестикулировали, другими словами, - играли, хотя и без костюмов, без декораций. Даже размещенный за оркестром хор реагировал на происходящее не одними только голосами, но и мимикой. Как пишут местные газеты, хорошо подобранный состав американских и европейских солистов, отличная игра оркестра под управлением Энтони Уокера доставили массу удовольствия зрителям, до отказа заполнивших зал.

В городе Балтиморе сразу две компании занимаются организацией оперных концертов – Baltimore Concert Opera, Chesapeake Concert Opera. Первая из них на днях дала большой гала-концерт с ариями и сценами из опер Верди. Вторая предложила оперу «Севильский цирюльник». Оба представления шли без оркестра, под аккомпанемент фортепиано. При этом с аншлагом.

В чем причины популярности концертного исполнения опер? Первая и, возможно, главная – экономическая. В условиях финансового кризиса многие традиционные оперные труппы в Америке оказались на краю банкротства. Перенос опер в концертные залы помогает выживать. Но нельзя забывать, что для немалого числа любителей этого вида искусства концертное исполнение предпочтительнее полноформатного спектакля, поскольку дает возможность полностью погрузиться в музыку, не отвлекаясь на режиссерские трюки и выкрутасы, столь модные в последнее время. Кстати, и у нас в России концертное исполнение оперных произведений в последние годы приобретает все большую популярность.

Опера Австралии смотрит в 2050 год

Впервые за последние шесть лет Опера Австралии свела бюджет с дефицитом в 1 млн. долларов. Такой провал объясняют финансовым кризисом, который не обошел страну. Билеты в оперу стали менее доступными для австралийцев. Отсюда – полупустые залы на многих спектаклях. Исключение – опера на тему современной жизни в Австралии «Блисс» («Блаженство»), о сенсационном успехе которой мы уже писали некоторое время назад. Невероятная популярность произведения, повествующего о непростой судьбе мужчины среднего возраста и из среднего класса, обострила дискуссию о дальнейших путях развития национальной оперы. Одни считают, что надо отбросить или подвергнуть радикальной модернизации классические традиции оперы, упор делать на современные произведения. Их оппоненты возражают, отмечая сохраняющийся достаточно высокий спрос на классику. Художественный руководитель государственной компании «Опера Австралии» Линдон Террачини далек от крайностей – он считает необходимым приблизить оперный жанр к стандартам Бродвея: сохранить классический репертуар, но сделать его более привлекательным и доступным для широкой публики. Он открыто говорит о необходимости глубоких инноваций: «Мы должны найти для оперы такую театральную форму, которую по своей революционности можно было бы сопоставить с появлением широкоэкранного кино и цветного телевидения» (crikey.com.au).

Террачини пытается заглянуть в далекое будущее, считая необходимым для выбора пути развития отечественной оперы учитывать демографические изменения, которое претерпит этно-культурная структура населения страны к середине столетия. С этой целью он собирается опереться на исследования демографов и ученых смежных специальностей.

Grand Park Opera: ставка на молодую аудиторию

Британская оперная труппа Grand Park Opera возникла сравнительно недавно, в 1997 году. Но проводимые ею ежегодные фестивали в Хэмпшире (Южная Англия) могут составить серьезную конкуренцию знаменитому Глайндборну. В этом году летний фестиваль в Хэмпшире открывается в начале июня операми «Тоска», «Каприччио» Р.Штрауса и «Любовь к трем апельсинам».

Компанию Grand Park Opera основала весьма энергичная особа – Васфи Кани. Получив приличное музыкальное образование в Оксфорде, она целых десять лет проработала в городской администрации Лондона, приобретя менеджерский опыт и полезные связи. Еще в конце 80-годов она создала передвижную труппу Pimlico Opera, которая прославилась своими постановками….в английских тюрьмах. Причем в спектаклях за решеткой участвуют как профессиональные певцы, так и любители пения из числа арестантов. Кани рассуждает на эту тему философски: «Если бы моя судьба не сложилась столь удачно, кто знает, я тоже могла бы оказаться в тюрьме, среди заключенных».

Что же касается летних фестивалей в Хэмпшире, то главную ставку она делает на привлечение молодежи в возрасте 20-30 лет, исходя из того, что подавляющему большинству из них недоступны билеты в традиционные театры стоимостью в 100 фунтов стерлингов. Она планирует встречаться со зрителями, чтобы выяснить, сколько они могут и хотят платить за посещение оперного спектакля.

Лондон: возвращение Роландо Виллазона

Впервые после длительного перерыва мексиканский тенор Роландо Виллазон выступил перед лондонской публикой в Королевском фестивальном зале с сольным концертом.

Почитатели его таланта, возможно, ждали большего, пишет газета «Гардиан». Хотя его радостно, с энтузиазмом приветствовали, «концерт показал, что ему еще предстоит многое сделать для восстановления вокальной техники и качества звука, чтобы продолжать оперную карьеру на прежнем высочайшем уровне».

Впрочем, объективно оценить вокальную форму по этому концерту сложно из-за выбранного им, в основном, генделевского репертуара. Композитор, как известно, щадил голоса, требуя от теноров хорошой техники, красивого звука и не заставляя их взбираться на головокружительные вершины. Было заметно, что певец остерегается высоких нот вплоть до снижения тональности некоторых арий и сцен. Но нижний регистр – не его конек. В нем голос певца нередко заглушался звуками небольшого оркестра Gabrieli Players под управлением Пауля МакКриша. Партнершей Виллазона в концерте была сопрано Люси Кроу, заслужившая бурные аплодисменты исполнением сольных арий из оперы «Юлий Цезарь».

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Роландо Виллазон

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ