Шалва Мукерия: импорт бельканто на Большую Дмитровку

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

«Лючия ди Ламмермур» через два года после премьеры

Это не рецензия – это «реплика о бельканто». Реплика по случаю, так как премьера постановки оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур» на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась ровно два года назад, а Шалва Мукерия оказался первым певцом-гастролером, выступившим в этом спектакле двухлетней давности. Если для Москвы имя этого грузинского тенора, пожалуй, можно назвать относительно новым, то меломанам оно, конечно же, было номинально знакомо. Именно по этой причине «гастроль» названного исполнителя какого-то тотального ажиотажа не вызвала, но истинные меломаны, конечно же, пропустить такое событие никак не могли. Из краткой биографии, почерпнутой с сайта театра, взявшего на себя роль принимающей стороны, можно было узнать, что Шалва Мукерия родился в Тбилиси в семье музыкантов. Сначала он обучался игре на кларнете в Тбилисской консерватории, а затем – вокалу в Одесской консерватории, которую закончил в 1996 году.

Дорога на мировые оперные сцены открылась певцу после побед на международных вокальных конкурсах в Праге и Тбилиси. В качестве солиста Одесского театра оперы и балета Шалва Мукерия исполнил партии Неморино в «Любовном напитке» и Эдгара в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Альфреда в «Травиате» и Герцога в «Риголетто» Верди, Рудольфа в «Богеме» Пуччини, Вертера в одноименной опере Массне, а также партии тенора в «Реквиеме» Верди и «Stabat Mater» Россини. Поворотным пунктом в карьере певца стала партия Артура в «Пуританах» Беллини, спетая Шалвой Мукерией в спектакле Венской государственной оперы. Его партнершей была примадонна assoluta Эдита Груберова, дирижером спектакля – известный «белькантист» Фридрих Хайдер. Успех певца положил начало его регулярным выступлениям на этой прославленной сцене, где он спел также и партию Итальянского певца в «Кавалере розы» Рихарда Штрауса. При последующих возобновлениях «Пуритан» на сцене Венской оперы вновь каждый раз звучал дуэт Груберовой и Мукерии. Грузинский тенор пел также вместе с Натали Дессей в новой постановке оперы «Травиата» в Санта-Фе, ставшей его американским дебютом. В 1998 году состоялся его дебют во Франции (партия Рудольфа в «Богеме» Пуччини на сцене Безансонской оперы). В 1999-м он принял участие в гала-концерте теноров в Пармском королевском театре.

В послужном списке Шалвы Мукерии – выступления с Барбарой Фриттоли, Мариэллой Девиа, Хуаном Диего Флоресом, Хосе Бросом, Лючией Алиберти, Карлосом Альваресом, Паатой Бурчуладзе, Ренато Брузоном, Саймоном Эстесом и многими другими известными мастерами современного оперного театра. В миланском театре «Ла Скала» Шалва Мукерия исполнил партию Тонио в «Дочери полка» Доницетти. Он пел Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини во Флоренции и Генуе, Герцога – в «Риголетто» в Салерно и во Флоренции, Эдгара – в «Лючии ди Ламмермур» в Йези, Тревизо и Анконе, Рудольфа – в Хельсинки, Эльвино – в Павии, Комо, Кремоне и Лейпциге. Певец выступал в театрах «Ла Моннэ» в Брюсселе, «Массимо» в Палермо, «Лисеу» в Барселоне, Датской королевской опере в Копенгагене, Опере Монпелье (Корасмин в «Заире» Беллини) и в других театрах Италии, Франции и Германии, а также – в Японии. В уже достаточно обширном репертуаре певца – Фернан в «Фаворитке» Доницетти, Тебальд в «Капулети и Монтекки» Беллини, Ромео в «Ромео и Джульетте» Гуно, а также Идоменей в одноименной опере Моцарта.

Голос Шалвы Мукерии удивителен по своей фактуре: он звонкий и хрустальный, но одновременно теплый и чувственный, он тембрально легок, но и в меру «драматичен». Всё это заставляет говорить о том, что его звучание занимает некое промежуточное положение между tenore di grazia и tenore lirico spinto. Этот голос необычайно пластичен и обладает подвижностью и кантиленой, необходимыми для исполнения репертуара бельканто, в верхнем же регистре он звучит легко и полетно. Партия Эдгара в исполнении Шалвы Мукерии, безусловно, идеальное попадание в десятку и стиля, и образа. Жаль только, что в редакции театра от большого развернутого дуэта Эдгара и Генриха, открывающего третий акт, фактически осталась одна «речитативная сцена» без красот и «премудростей» белькантового пения. Но уже с дуэта с Лючией в первом действии стало понятно, что такого роскошного в вокальном отношении Эдгара эта постановка Лючии на Большой Дмитровке просто еще не знала! На премьере главную партию исполнил Алексей Долгов – и о его Эдгаре следует сказать много хороших слов, однако здесь мы имеем дело с четким разграничением: есть бельканто российское, а есть бельканто европейское. А это совсем не одно и то же!

Под определение бельканто российское подпадает и примадонна здешних подмостков, любимица московской публики Хибла Герзмава, но именно на обсуждаемом спектакле случилось маленькое чудо. Если первый акт певица провела в своей «фирменной» холодной и вокально отстраненной манере, то в сцене сумасшествия, будем объективны, впервые я нашел в пении Хиблы Герзмавы нечто такое, что заставило меня сопереживать ее героине, наслаждаться красками ее голоса и достаточно умелой, явно возросшей по сравнению с премьерой, технической оснащенностью этой весьма непростой белькантовой партии. Но как я ни старался, отнести партии Генриха и Раймонда в исполнении соответственно Дмитрия Зуева и Романа Улыбина даже к определению бельканто российское я так и не смог. К тому же оркестр Вольфа Горелика по-прежнему, как и на премьере, вместо того, чтобы ткать прозрачный узор бельканто, выдавал на гора лишь стальной поток сокрушающих децибелов. Но возвращаясь к Шалве Мукерии, скажу что за такой поистине божественный теноровый финал этой оперы можно поистине «всё отдать»! И знаменитая ария Эдгара, один из популярнейших шлягеров бельканто, и интеллектуально изысканный «финал-концертанте» показали высочайший класс исполнительства, продемонстрировав всю палитру тончайших нюансов и вокальных звучностей, свойственных подобного романтическому репертуару… И подумалось: импорт бельканто на Большую Дмитровку – это как раз то, чего так недоставало этом театру, как раз то, что хотя бы в отношении главных персонажей вдохнуло новую жизнь в эту неновую уже постановку.

На фото: Шалва Мукерия

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ