Одесский оперный театр — судьба и реальность

Одесский оперный театр — судьба и реальность
Оперный обозреватель

Опера в Одессе существует уже два века. Почти сразу после основания города в 1794 г. стали приезжать итальянские оперные труппы. Ещё А.С.Пушкин, находясь в ссылке в Одессе в 1823-24 годах, с восхищением писал об Одесской опере. Многие мировые оперные новинки, как правило, впервые в России звучали в Одессе. Самый свежий пример: на Десятом Пасхальном фестивале в Москве 25 апреля 2011 г. звучала опера Доницетти «Люция ди Ламмермур», написанная композитором в 1835 г., и нечасто идущая на наших сценах. В России она впервые прозвучала уже в 1838 г. именно в Одессе. В прошлом веке шутили, что для славы артистов нужно «пройти» апробацию в Одессе. В этом красивейшем городе пели Э.Карузо, М.Баттистини, Тетрацини, Ф.Шаляпин, Саломея Крушельницкая, Титто Руффо и др., начинали свою карьеру великая русская певица, уроженка Одессы А.Нежданова и выдающийся баритон И.Третьяков, многие другие певцы.

Первое здание оперного театра было построено в 1810 г. французским архитектором Тома де Томоном (автором многих зданий в С.-Петербурге), но оно сгорело в 1873 г. В 1887 г. в городе было построено новое здание оперы австрийскими архитекторами Ф.Фельнером и Г.Гельмером, спроектировавшими много театральных зданий в Европе. Одесский оперный театр - один из красивейших в мире. Шаляпин писал после гастролей в Одессе: «Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее». П.Чайковский в 1893 г. дирижировал в Одесской опере «Пиковой дамой» и восторгался зданием театра, подчёркивая также чудесную акустику. В этом здании выступали не только великие певцы, но и выдающиеся музыканты: С.Рахманинов, А.Скрябин, дирижёры А.Глазунов и А.Никиш, Ян Кубелик, Д.Шостакович, Д.Ойстрах, Э.Гилельс, С.Рихтер и многие другие. Акустические возможности театра великолепные, слышен даже шепот в отдалённых уголках зала. В начале двадцатого века в театре появился роскошный тёмнобордовый занавес, расшитый золотом. Он был сделан по оригинальному эскизу замечательного русского художника А.Головина. Занавес и поныне украшает театр. В конце прошлого века театр долго ремонтировали и укрепляли его фундамент, и он заново открылся в 2007 г. Автор статьи за последнее время посетил несколько спектаклей в Одесской опере.

Как отмечает местная пресса, последние годы коллектив сотрясают громкие скандалы и распри в коллективе. И это, конечно, отражается и в репертуаре и на качестве спектаклей. Знаменитая опера Доницетти «Лючия ди Ламмермур» идёт в театре более 30 лет. Из программки нельзя понять, кто и когда поставил этот спектакль. Декорации статичные, красивые, но явно обветшалые. Они постоянно колышутся, но, видимо, уже натянуть их больше нельзя.

Вёл спектакль молодой и энергичный дирижёр Игорь Чернецкий. Все исполнители молодые и пели звонко и достаточно прилично. Лючия - Надежда Сычук, обладает красивым голосом, у неё хорошее легато и артикуляция, неплохо владеет колоратурой, но иногда «везёт» звук. Генриха Эштона пел бывший солист театра (сейчас поёт в Белоруссии) Станислав Трифонов. У него сочный баритон, умеет держаться на сцене, артист пытался внести в пение и игру хоть какой-то драматизм. Эдгар - очень молодой тенор Владислав Горай. Поёт ровным и приятным голосом, и, как нам показалось, ещё бы ему немного позаниматься с хорошим педагогом и набраться сценического опыта и – в добрый путь!

Опера исполняется на итальянском языке с бегущей украинской строкой. В спектакле много сокращений, некоторые дуэты выброшены, а заключительная картина сокращена до минимума. Публики в театре было мало - ещё нет в городе отдыхающих. А это главный зрительский контингент!

Другой спектакль - «Иоланта» - идёт в театре очень давно. И уже никто не помнит, сколько лет спектаклю! Программок на этом спектакле нет, а только маленький листочек с актёрским составом. Публики было гораздо больше, чем на «Лючии».

Дирижировала выпускница Львовской консерватории Оксана Линив. Вела спектакль энергично, но без лишних эмоций и многие красоты партитуры вследствие этого пропали. Декорации хоть и старые, но явно с претензией на красоту. Как я выяснил, постановщик спектакля некто Зуенко. Но почему в Одесском театре не указывают НИКОГДА имени режиссёра!

Роль короля Ренэ пел замечательный бас Анатолий Бойко. Он, конечно, - украшение труппы: глубокий и сочный голос, владеет ролью, словно купается в ней. Замечательная подача звука и пение временами просто выше всяких похвал! Всё это – такая манера, такой артистизм - ведь давно ушло со сцены! Иоланту пела довольно зрелая певица Юлия Терещук. У неё крупный голос, более подходящий для Аиды и Леоноры, но никак не для лирической героини Чайковского. Но в своём роде пела неплохо, но ее внешний вид едва ли подходит для юной Иоланты. Роль Роберта исполнял Александр Стрюк, а Водемона - Николай Суббота, оба молодые, высокие и длинноволосые. И внешне и вокально оба соответствовали своим героям. Их недостаток – сценическая несвобода, неумение носить костюм. Роль врача Эбн-Хакиа пел очень молодой бас Владимир Муращенко, внешне почти мальчишка, обладатель красивого голоса, но на сцене держался очень скованно. Все исполнители небольших ролей - слуги, подруги Иоланты и др. были явно пенсионного возраста, как будто пришедшие из очень далекого прошлого. Постановка скучная донельзя: настоящая вампука!

Наконец, «Турандот» Пуччини.* Этот спектакль был поставлен в мае 2010 г. и вызвал грандиозный скандал в театре. Всё руководство переругалось друг с другом. Как я выяснил, постановщиком был приглашённый режиссёр из Германии Кристиан Гётц. Но программок КАТЕГОРИЧЕСКИ не было, и на все мои вопросы о режиссёре и художнике спектакля билетёры, кассир и администратор дружно отвечали: «Мы не знаем!». И все вели себя в эти минуты уж очень отчуждённо и даже враждебно. «Зачем Вам это нужно знать? Это ведь не имеет значения!» - это был самый любезный ответ. В конце концов, неохотно, но дали маленький листочек с составом певцов.

Дирижировал вновь Игорь Чернецкий. Оркестр под его руководством играет очень профессионально с пониманием стиля музыки. Струнные просто великолепны! Проблемы возникали только с духовиками.

Постановка очень современная, на сцене стоят огромные экраны - вдоль всех кулис и на заднике, куда с помощью фото проецируют виды Пекина и портреты самой Турандот в роскошных одеждах. Хор и массовка выглядят очень экзотично - они одеты в какие-то чёрные батнички и с яркими накрашенными пальцами. В спектакль режиссёром введена роль бабушки Турандот (ее исполняла балерина Алёна Ярчук), которую когда-то убили чужестранцы, и внучка мстит всем мужчинам - какой-то примитивный фрейдизм. Но выяснить фамилию балетмейстера спектакля не было возможности, но я думаю, что это главный балетмейстер театра Ю. Васюченко, когда-то танцевавший в Большом театре. Все танцы и движения актёров выглядят откровенно примитивно!

Роль Турандот пела Татьяна Захарчук, одна из ведущих певиц театра, заслуженная артистка Украины. У неё очень крупный голос, но уже временами тусклый, но выглядела она очень эффектно и даже вызывающе. Калафа пел Алексей Репчинский, у него в прошлом был, видимо, большой голос, а сейчас - стёртая середина, но берёт все высокие ноты и даже временами чувствуется какой-то «металл». Роль Лиу пела Наталья Шевченко, артистка явно пенсионного возраста, но к её чести она неплохо справилась с ролью: ей досталось больше всех оваций. Роли Пинга, Панга и Понга исполняли очень ярко молодые певцы в несколько экстравагантной манере - пели, плясали, прыгали, делали цирковые кульбиты и т.д.

В целом эта постановка решена в сугубо современной манере, и публика её не приемлет. И руководство театра уже давно жаждало от неё избавиться. И совсем недавно поставили другую «Турандот» в постановке питерского режиссёра Станислава Гаудасинского. Она пока прошла один раз. Вот такие многолетние интриги и страсти кипят в Одесской опере! Зал и фойе знаменитого театра необыкновенно хороши, и всё здание кажется каким-то чудом, божественным подарком, а на сцене подчас скука и какая-то мертвечина. И весь город уже давно привык к этим затянувшимся «играм» руководителей театра. А когда начнётся настоящее искусство?

Одесса — Москва

Примечание:
*Об этой постановке в интервью нашему журналу в прошлом году говорила и исполнительница партии Турандот в Одессе, солистка Киевской оперы, народная артистка Украины Татьяна Анисимова.

На фото:
Одесский оперный театр

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Одесский театр оперы и балета

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ