Очень английская опера

«Питер Граймс» в Royal Opera House

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Постановка оперы Бенджамина Бриттена «Питер Граймс» 2004 года, вновь вернулась в «Ковент-Гарден» вместе с режиссером Джоном Макфарлейном.

К этой опере до сих пор относятся неоднозначно музыканты, критики и зрители. Одни превозносят ее как лучшую английскую оперу. Ее чудесные оркестровые интерлюдии и прелюдии часто исполняются в концертных программах. Другие - весьма осторожны в оценках.

Мастерски написанное произведение, однако, вряд ли способно покорить сердце слушателя. Одной из причин этого может быть ее очень мрачный, трагический сюжет, вдвойне страшный, потому что жертвами становятся дети.

1/3

Другая — трудный, почти мучительный для слушателя язык либретто, написанный по мотивам поэмы Джорджа Крэбба «”Borough” – aдминистративный округ». Это рассказ о конфликте между порочным, отталкивающим и своей внешностью, и поведением капитаном Граймсом и лицемерными, мрачными викторианцами (события происходят в эпоху правления королевы Виктории), чьи жесткие христианские догмы не менее страшны, чем вызывающее, разнузданное поведение Питера, которого они хотят изгнать из своей общины.

Неспокойна, волнующа, грозна, тревожна музыка Бриттена, воссоздающая штормовую морскую стихию, что, однако, абсолютно совпадает с концепцией Макфарлейна, выстроившего спектакль в угловатых пространственных конструкциях, таких же серых, как английское небо в ненастье, как одежды жителей, серые и приглушенные, как и сами персонажи, размытые и неразличимые, кроме разве тети, хозяйки местного отельчика Кэтрин Вайн-Роджерс и ее двух взбалмошных, вызывающе одетых племянниц. Возможных претенденток на новую травлю?

Опера начинается с расследования гибели ребенка, нанятого Граймсом в помощники. Судья выносит вердикт: "случайная смерть", и другой мальчик из детского приюта заменяет умершего, чтобы помогать Питеру в его рыболовецком бизнесе, но... и его постигает та же участь.

Канадский тенор Бен Хеппнер выступает в роли Питера Граймса, и он великолепен, особенно в заключительной сцене, после гибели второго мальчика, когда он балансирует на грани отчаяния , а может быть и сумасшествия. Питер поет о море, погубившем двух его помощников, погубившем и его жизнь! Он один в своем горе, и выход для него может быть только один – гибель в бушующем море.

Аманда Рукрофт в роли учительницы местной школы Эллен Орфорд также впечатляет. Она - единственная, кто пытается увидеть хорошее начало в Граймсе, помочь ему, поддержать этого мужлана, не умеющего любить, не умеющего быть любезным с любящей его женщиной, не умеющего обращаться с детьми, но в душе, как и все, стремящегося к обыкновенному человеческому благополучию и счастью: скопить денег, жениться на Эллен, нарожать детишек.

Оркестр «Ковент-Гардена» показал свою обычную, отличную, слаженную работу. Дирижировал Эндрю Дэвис. В интермедии прекрасная музыка Бриттена действительно задевала за живое. Финал оперы – спокойное море! Спокойна и жизнь округа. До нового шторма? Когда обнаружится новая кандидатура для травли?

«Шостакович! Это Шостакович!», - одна и та же мысль билась в моей голове, как только отзвучали последние аккорды. Конечно, искушенные читатели нашего журнала прекрасно знают, что Бенджамин Бриттен несколько раз бывал в Советском Союзе, гостил на даче Шостаковича в поселке Жуковка, что он посвятил Шостаковичу своего «Блудного сына», и что влияние музыки Шостаковича на творчество Бриттена - огромное. Бриттена связывала также тесная дружба с Ростроповичем и Вишневской – близкими друзьями Шостаковича.

Но, несмотря на это, оперы Бриттена вряд ли станут в России популярными. Как и то, что вряд ли их будут транслировать в прямом эфире на экраны Трафальгарской площади, как это произойдет в следующий понедельник с оперой Пуччини «Мадам Баттерфляй», главную роль в которой – опять-таки совершенно неожиданно для себя и для зрителей, потому что замена произошла в последний момент – исполняет латышская певица Кристина Ополайс (Kristina Opolais). Подобно украинке Людмиле Монастырской Ополайс вытащила свой счастливый билет в шлягере Пуччини – постсоветские дивы штурмуют успешно Лондон! Что до «Питера Граймса»… это все-таки очень английская опера.

На фото (Clive Barda):
сцены из спектакля

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Питер Граймс

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ