Настала середина августа – последнего летнего месяца: до сентября, месяца, традиционно открывающего оперный сезон в нашем Отечестве, осталось совсем чуть-чуть. Сегодня мы решили взглянуть на афиши столичных оперных театров и концертных организаций – чем-то они собираются порадовать московских операманов в ближайшем будущем?
Планирование — по-прежнему не самая успешная функция в российских оперных домах до сих пор: по этому показателю мы заметно отстаем от Европы и Америки. Поэтому, в том числе, так трудно встроить российские музыкальные театры в мировой оперный процесс, рассчитать визиты гастролеров, сформировать удачные составы, что с участием иностранных исполнителей, что российских, востребованных за рубежом, и т. п. И доказательство справедливой обрисовки ситуации – обнародованные планы московских театров на грядущий сезон. В лучшем случае афиша расписана до Нового года, а то и этого нет – у иных театров только невнятные декларации и примерные сроки выпуска тех или иных спектаклей.
Но в этом есть и определенная интрига: порой эти невнятные обещания оборачиваются неожиданными, а оттого еще более впечатляющими сюрпризами.
Главным ньюсмейкером нового сезона очевидно станет Большой театр, что и понятно – в октябре открывается его историческая сцена после шестилетней реконструкции: этого события, без преувеличения, ждут все. Но с открытием исторического здания, каким бы превосходным не был осуществленный ремонт, возникают и естественные проблемы: насколько уровень вокала и общая театральная культура соответствуют роскоши интерьеров и технологичности сценической части.
Начнется сезон в главном оперном театре страны все же в сентябре и на сцене филиала. С 6 по 10 сентября здесь пройдут гастроли мадридского театра «Реал» с оперой Курта Вайля «Возвышение и падение города Махагони», премьера которой в столице Испании состоялась в сентябре прошлого года. Визит мадридской труппы не случаен: столичный испанский театр возглавляет небезызвестный Жерар Мортье, чьи взгляды и методы репертуарной политики созвучны нынешнему оперному менеджменту Большого. За пультом гастрольных спектаклей будет стоять еще один любимец Мортье и нынешнего руководства Большого, музыкальный руководитель Пермской Оперы Теодор Курентзис.
17 и 18 сентября на Новой сцене Большого пройдут финал и гала-концерт победителей Международного конкурса певцов - исполнителей итальянской оперы "Competizione dell’opera", а с собственной продукцией оперная труппа впервые покажется 23 – 25 сентября: трижды будет дан «Золотой петушок» Римского-Корсакова в постановке К. Серебрянникова, премьера этого спектакля состоялась в июне, под самый занавес предыдущего сезона.
Открытие исторической сцены театра состоится 28 октября гала-концертом, постановщиком которого будет Дмитрий Черняков, а участниками — специально выписанные «оперные звезды первой величины». Правда, кто конкретно – до сих пор доподлинно никому не известно. Концерт будет транслироваться российским телевидением на весь мир, а также на большие мониторы, установленные перед Большим на Театральной площади.
Дмитрий Черняков — не только постановщик гала-концерта, но и первой оперной премьеры, которая состоится на исторической сцене 2 ноября – «Руслана и Людмилы» Глинки. Будет дано семь показов к ряду, за музыкальную часть проекта отвечает глайндборнский худрук Владимир Юровский. 12 ноября на исторической сцене прозвучит Реквием Верди в исполнении солистов, хора и оркестра театра «Ла Скала» под управлением Даниэля Баренбойма, после чего на полмесяца старая сцена будет отдана во власть балетной труппы. Оперная вернется на нее только в начале декабря, чтобы дать четыре спектакля возрожденного «Бориса Годунова» - знаменитой постановки Леонида Баратова 1948 года, отреставрированной в 2005 году перед самым закрытием театра на реконструкцию. Оставшуюся часть декабря вплоть до Нового года на исторической сцене вновь будет царить балет, а афиши на 2012 год, увы, обнаружить не удалось. Известно лишь, что 3 апреля должна состояться премьера «Кавалера розы» Р. Штрауса, а 26 июня – «Чародейки» Чайковского. Где-то на июнь же запланированы и гастроли оперной труппы театра «Ла Скала» - четвертые в истории сотрудничества миланской и московской оперных трупп.
К сожалению никакой информации о ключевом вопросе, а именно, кто будет петь в спектаклях Большого в будущем сезоне, включая премьерные работы, получить не удалось – и в этом перспективное творческое планирование главного театра страны по-прежнему разительно отличается от аналогичных по статусу сцен других государств. Продолжится концертная деятельность Большого на сцене филармонии. В ее оперной составляющей – сольный концерт Марины Поплавской 31 января и фрагменты оперы Моцарта «Так поступают все» со стажерами Молодежной программы театра 18 июня.
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, подобно Большому, начинает деятельность в сентябре, предоставляя свою сцену гастролерам. С 12 по 17 сентября здесь гостит Ростовский музыкальный театр, в оперной программе гастролей которого – «Князь Игорь» Бородина, уже показывавшийся в столице весной этого года в рамках «Золотой маски», а также «Царская невеста» Римского-Корсакова.
Свой собственный сезон станиславцы открывают 23 сентября традиционно «Евгением Онегиным», а 26 сентября будет показана последняя премьера оперной труппы – «Сказки Гофмана» Оффенбаха. Первая премьера нового сезона определенно интригует: 10 октября состоится мировая премьера оперы в четырех картинах композитора Кузьмы Бодрова с «непонятным» названием – «Х. М. Смешанная техника». Режиссер будущего спектакля Дмитрий Крымов так говорит о своем детище:
«Мне всегда хотелось понаблюдать за метаморфозами самых простых вещей и явлений, посмотреть, как из нормального вырастает что-то странное и необычное. В спектакле четыре таких объекта наблюдения. Первый из них – самая обыкновенная квартира одинокой женщины. Второй – речка с купающимися детьми. Третий – начало любовных отношений между мужчиной и женщиной, решенных как джазовый дуэт. И, наконец, четвертый – это бодрый и оптимистичный советский кинофильм "Цирк". В нашем спектакле мы не собирались что-то вскрывать и разоблачать. Скорее хотели убедиться в том, что реальность богаче и интереснее, чем хрестоматийное представление о ней. Она драматичнее, крупнее, шире. Мы постарались расширить поле нашего зрения, выйти за рамки очевидного и посмотреть, что находится рядом».
Что за перформанс получится в итоге – тайна покрытая мраком. За музыкальную часть нового произведения будет отвечать дирижер Алевтина Иоффе. Дальнейшие планы на сезон второй московской оперной компании туманны. Из ближайшего лишь известно, что 23 октября на сцене театра выступят оркестр и хор неаполитанского театра "Сан-Карло" под управлением прославленного маэстро Нелло Санти, которые исполняет произведения Дж. Верди, а 4 и 6 ноября местным «Севильским цирюльником» дважды продирижирует Альберто Дзедда.
Камерный музыкальный театр им. Покровского открывает свой юбилейный 40-й сезон, на который приходится еще одна важнейшая дата - в январе 2012 года исполняется 100 лет со дня рождения основателя театра, великого русского оперного режиссера Б. А. Покровского. Планы до Нового года у театра вполне определенные, а весь сезон обещает быть богатым на новые постановки, хотя относительно конкретных сроков и здесь – никакой ясности.
Сезон откроется премьерой комической оперы Альберта Лортцинга «Царь и плотник» (1837). Веселая история о похождениях Петра I в Голландии — до сих пор одна из самых популярных оперных партитур в Германии. В России она практически не известна, хотя ранее неоднократно ставилась в нашей стране (Опера Зимина, 1908; МАЛЕГОТ, 1957 и др.). Режиссер-постановщик — Ханс-Йоахим Фрей (Германия). Это первый опыт сотрудничества Камерного музыкального театра с зарубежным режиссером за последние 15 лет, с момента переезда в нынешнее здание на ул. Никольской. Премьерные спектакли пройдут 8, 9, 14 и 15 сентября.
Вторая премьера сентября — спектакль «Голос», объединивший две монооперы: «Записки сумасшедшего» московского композитора Юрия Буцко и «Человеческий голос» француза Франсиса Пуленка. Автор идеи и режиссер-постановщик Ольга Иванова, дирижер-постановщик Игорь Громов. Премьера — 20 сентября.
В октябре в афише театра появятся еще два камерных спектакля, оба — в постановке молодых режиссеров: «Русская тетрадь» по произведениям Валерия Гаврилина (режиссер Денис Азаров) и «Дневник Анны Франк» Григория Фрида (режиссер Екатерина Василева). Премьера состоится 9 октября.
Главным событием осени станет опера Моцарта «Идоменей» в редакции Рихарда Штрауса. Это сочинение увидело свет в 1931 году в Вене, ровно через 150 лет после премьеры оригинальной версии. Новый «Идоменей», рожденный талантом двух великих оперных композиторов, стал одной из самых уникальных и эффектных партитур в истории мирового оперного театра. Идея постановки этой оперы в Камерном музыкальном театре принадлежит другу и соратнику Покровского, выдающемуся дирижеру Геннадию Рождественскому, который выступит в качестве дирижера-постановщика. Режиссер — главный режиссер театра Михаил Кисляров, художник —Виктор Вольский. На российской сцене «Идоменей» в редакции Р. Штрауса ставится впервые. Премьерные спектакли состоятся 25, 27, 29 и 30 ноября.
23 января гала-концертом «Диалоги с Покровским» откроется юбилейный фестиваль «Год Покровского», посвященный 100-летию со дня рождения Мастера. В рамках фестиваля состоятся мировые премьеры опер «Холстомер» Владимира Кобекина и «Альтист Данилов» Александра Чайковского.
«Геликон-опера» вторую половину августа проведет за рубежом – сначала в Эстонии, потом во Франции, а свой московский сезон труппа начнет на сцене своего (уже сколько лет!) временного пристанища в высотке на Новом Арбате 3 сентября стародавней постановкой английской безделушки 18 века — «Пирамом и Фисбой» Дж. Лэмпа.
Афиша театра, обнародованная до Нового года содержит дежурные геликоновские блюда, но есть одно удивительное исключение: с 26 октября по 6 ноября серией из девяти спектаклей впервые в России будет представлена ранняя (вторая или третья – смотря как считать) опера Рихарда Вагнера «Запрет на любовь» по комедии Шекспира «Мера за меру». Юношеское, совершенно нехарактерное для мейнстримного Вагнера произведение не часто появляется на мировых сценах, но «Геликон», любящий ходить нетореными тропами, в очередной раз удивляет. Ставят спектакль худрук Дмитрий Бертман, музрук Владимир Понькин и австрийский художник Хартмут Шергхофер.
«Новая опера» свои планы на будущий сезон обнародовала еще в начале июля. Они хотя и во многом неопределенны, но сами по себе грандиозны. Театр распахнет свои двери для зрителей 16 сентября – в этот вечер будет показана последняя премьера минувшего сезона – «Князь Игорь» в постановке Ю. Александрова. А вот первая премьера нового сезона состоится совсем скоро: 7 и 8 октября театр представляет «Золушку» Россини в постановке В. Герасименко.
До «Крещенской недели» - уже завоевавшего авторитет традиционного фестивального марафона, который ежегодно устраивает «Новая опера» в память о своем основателе Евгении Колобове – будет несколько интересных событий. 2 октября Владислав Пьявко споет Канио в «Паяцах», тем самым отметив свое 70-летие. 26 ноября сольный концерт даст Аскар Абдразаков. Не забывает руководство театра и о «хлебе насущном»: 24 ноября в Кремлевском дворце съездов с «Новой оперой» выступит известный эстрадный певец и пианист по консерваторскому диплому Дмитрий Маликов, представив свое шоу «Пианомания», которое в декабре повезут показывать в столицу Казахстана Астану.
В «Крещенскую неделю» запланировано аж три оперы в концертном исполнении: «Таис» Массне, «Ломбардцы» Верди и «Хованщина» Мусоргского. Также будет исполнена кантата «Христос» Отторино Респиги, а в «Севильском цирюльнике» выступят знаменитые итальянские белькантисты – меццо-сопрано Даниэла Барчеллона, баритон Паоло Бордонья и дирижер Алессандро Витьелло.
В отношении дальнейших планов – вновь тишина. Сайт театра лишь стыдливо упоминает «возможные премьеры», даты которых будут озвучены в будущем – это «Трубадур» Верди и «Каприччио» Р. Штрауса.
Московская филармония открывает сезон третьим Большим фестивалем Российского национального оркестра, программа которого в этот раз особо насыщена. Хотя, в отличие от прошлых лет, на нем не прозвучит ни одна опера, вокальных программ будет немало. 9 сентября в Зале им. Чайковского выступит болгарское меццо Веселина Казарова с ариями Моцарта и Россини. 16 сентября там же будут петь американские мастера бельканто Сара Кобурн и Лоуренс Браунли – в программе арии из опер Россини, Беллини и Доницетти. А 18 сентября Реквием Верди прозвучит с участием Александрины Пендатчанской, Марианны Пенчевой, Стюарта Нила и Роберто Скандьюцци.
Оперные программы филармонии на предстоящий сезон богаты. Абонемент «Оперные шедевры» обещает «Деву озера» Россини (18 января), «Риголетто» Верди (16 марта) и «Друга Фрица» Масканьи (25 июня). Абонемент «Звезды мировой оперы в Москве» представляет российскому слушателю американцев Скотта Хендрикса (7 марта), Сару Кобурн (29 мая) и звезду «Мет» Сьюзан Грэм (8 июня) – у каждого вокалиста будет сольный концерт в Зале Чайковского. Симфоническая капелла России также продолжит свою «оперную одиссею»: подопечные Валерия Полянского предложат москвичам «Фальстафа» (27 декабря), «Риголетто» (25 января) и «Силу судьбы» (29 марта) Джузеппе Верди. В целом у филармонии планы определены на сезон более четко.
Оперно-вокальные программы Дома музыки в этом сезоне не столь богаты – по крайней мере, исходя из обнародованных планов. ММДМ представляет оперных звезд России: в абонементе «Звезды оперы 21 века» 20 ноября поют Анна Аглатова и Родион Погосов, 23 декабря – Дмитрий Корчак и Василий Ладюк, 9 февраля – Екатерина Лёхина, 22 марта – Марина Зятькова и Александр Виноградов. А начинается сезон 25 сентября – в сопровождении НФОР здесь будет петь знаменитая литовка Виолета Урмана.
Словом, в наступающем сезоне любителям оперы будет куда сходить и кого послушать. А недостатки планирования – наша объективная реальность, с которой мы все вынуждены мириться…