Калигула запел в АНО

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Опера «Калигула» (музыка Детлева Гланерта, либретто Ханса-Ульриха Трайхеля), основанная на одноимённой пьесе Альбера Камю и написанная им в предвоенные годы как жесткое предупреждение об опасности тоталитаризма, сегодня выглядит продуктом устаревшим, хотя мировая премьера ее состоялась всего шесть лет назад во Франкфурте.

И не потому, что перевелись диктаторы. Просто постановке Бенедикта Эндрюса – а «Калигула» впервые представлен английскому зрителю именно в его интерпретации – не дано произвести политический резонанс. И даже наличие охраны в полевой униформе и «бряцанье» золотого оружия (видимо, намек на Каддафи) ничего ровным счетом не меняет.

Калигула на сцене Английской национальной оперы – скорее всего одна из мрачных персон, «диктаторов» современного шоу/спорт-бизнеса. И то, что фрагмент стадиона, заполненного до самого верха сиденьями, служит единственными декорациями, а козырек входа, отгороженный перилами, - импровизированной трибуной (сценограф Ральф Майерс), - скорее подтверждает, чем отрицает эту идею. Ассоциации с известными печальными событиями 1973 года на стадионе в чилийской столице, куда Пиночет согнал всех противников режима, мне кажутся притянутыми за уши.

Британский баритон Питер Колмен-Райт в партии Калигулы – еще раз подтвердил то, что уже все знают: абсолютная власть – развращает абсолютно. Его истеричный, разнузданный в своих капризах, многоликий безумец Калигула, увы, статичен, его характер не развивается, не углубляется на протяжении всего спектакля. Я вряд ли соглашусь с мнением режиссёра Эндрюса о том, что Калигула - «психопат, который идет наперекор всему, но в тоже время он необыкновенно забавен и даже обаятелен». Может быть, так было задумано режиссером, но этому не суждено было осуществиться. Мы, зрители, увидели только одну сторону медали.

Музыка современного немецкого композитора Детлева Гланерта не знаю, как в России, но в Великобритании – малоизвестна*. О ней крайне редко вспоминают даже на Proms – это своего рода музыкальный променад, ежегодный летний музыкальный фестиваль, где в течение двух месяцев лучшие оркестры и музыкальные коллективы со всего мира играют лучшие образцы мировой классики.

Это достаточно современная музыка, она была создана в 2006 году, всего шесть лет назад, но несет в себе следы авангардизма второй половины двадцатого века. Она звучит – большей частью – жестко, резко, и лишь иногда прослеживается лиризм, слабый намек на нежность.

Дирижер Райан Уиглсворт и его оркестр, пожалуй, и есть главные герои того вечера. Потому что оркестр и музыка, которую они сыграли, это и был Калигула. Все, что происходило в душе тирана, все это мы услышали в музыке.

Южноафриканский белый контратенор Кристофер Айнсли (раб Калигулы) удачно дебютировал в АНО в этом спектакле, убедительна в этом спектакле жена тирана Цезония меццо-сопрано Ивонна Говард .

Опера начинается с крика Калигулы (его реакция на смерть сестры и любовницы Друзиллы) и заканчивается его же криком, но уже предсмертным… А между ними – пиры, танцы, убийства, оральный секс – мир тирана, которому, рано или поздно, суждено быть разрушенным.

Примечание редактора:

* О личности и музыке Д. Гланнерта можно почитать в интервью дирижёра Семёна Бычкова нашему журналу.

Автор фото — Johan Persson

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ