Адамс (Adams) Джон Кулидж (р. 1947)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

В дополнение к сегодняшней рецензии нашего лондонского корреспондента Л. Яблоковой о постановке оперы Дж. Адамса «Смерть Клингхоффера» на сцене АНО мы публикуем словарную статью Е. Цодокова о композиторе.

Американский композитор и дирижер. Родился в Вустере (штат Массачусетс). В детстве играл на кларнете, позднее изучал искусство дирижирования в колледже. Учился в Гарвардском университете, который окончил в 1971 году. В 1972-82 гг. – преподаватель консерватории в Сан-Франциско. Работал сначала в жанре «электронной» музыки, затем обратился к минимализму. В целом творческая манера композитора принадлежит к умеренному крылу этого модного направления.

Адамс — автор различных произведений (симфонических, камерных, вокальных), в т. ч. и нескольких опер, ряд из которых он написал в сотрудничестве с либреттистом Эллис Гудмен. Первая из них, «Никсон в Китае» (1987, Хьюстон, постановка Селларса1, хореография М.Морриса) получила весьма большую известность, ставится на многих сценах Америки и Европы. Она посвящена историческому визиту в Китай в 1972 году американского президента Ричарда Никсона и его встрече с Председателем Мао. Среди действующих лиц также жены Мао Цзэдуна и Никсона, премьер Госсовета Чжоу Эньлай, Генри Киссинджер. Музыкальный эпизод «Танцы Председателя» из этой оперы часто исполняется в симфонических концертах. Черты минимализма здесь в значительной степени обогащены тематизмом и довольно эффектными оркестровыми звучаниями.

Вместе с той же творческой группой создана и следующая опера Адамса – «Смерть Клингхоффера» (1991, Брюссель, театр Ла Монне), в которой речь идет о захвате палестинскими террористами итальянского круизного лайнера. В опере много массовых эпизодов и даже хор палестинских террористов. Как и предыдущая, она включает в себя хореографические сцены. Опус вызвал весьма противоречивые отклики, автора упрекали в «музыкальных симпатиях» к экстремистам, довольно долго не было возможности поставить ее в Америке.

В опере «Я смотрел в потолок и вдруг увидел небо» (1995, Беркли, либретто Д.Джордан), композитор обратился к событиям землетрясения 1994 года Лос-Анджелесе. Его по-прежнему волнуют актуальные исторические события, будь то политические или природные. В своем творчестве он стремиться найти контакт с широкой аудиторией.

После значительного перерыва композитор продолжил свои творческие усилия в области оперного жанра. Опера «Атомный доктор» (2005, Сан-Франциско, либретто П.Селларса) также написана на весьма интригующий историко-политический сюжет. Речь в ней идет об истории создания атомной бомбы сквозь призму деятельности одного из ее «отцов» - выдающегося физика Роберта Оппенгеймера. В сезоне 2008/09 премьера этой оперы прошла в Метрополитен.

В 2006 в Вене состоялась премьера еще одной оперы Адамса – «Цветущее дерево» (либретто композитора и П.Селларса). На этот раз композитор представил публике сказку, в основе которой индийский фольклор. Сочинение посвящено 250-летнему юбилею Моцарта, его сюжетные мотивы перекликаются с моцартовской Волшебной флейтой.

К произведениям для музыкального театра принадлежит также сценическая оратория Адамса «Младенец Христос» (2000).

Дж. Адамс – лауреат Пулитцеровской премии (2003).

На фото (Deborah O'Grady): Джон Адамс

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Джон Адамс

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ