Гранфорте (Granforte) Аполло (1886-1975)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Итальянский певец (баритон). В юном возрасте обнаружил у себя способности к пению и самонадеянно, без обучения, решил начать карьеру певца. Он выступил в своем родном городе Леньяно в 1905 в Лючии ди Ламмермур в теноровой партии Артура. Его постигло разочарование, он бросил это занятие и эмигрировал в Аргентину, где вынужден был начать работать сапожником в Росарио. Наконец, Г. удалось поступить учиться в Консерваторию в Буэнос-Айресе, благодаря материальной помощи одного из местных меценатов, сумевшего разглядеть в нем подающего надежды баритона. Здесь он учился у Гвидо Кароччи. В марте 1914 в Росарио состоялся его профессиональный дебют на оперной сцене в партии Жермона. Далее последовали партии Скарпиа, Марселя в Богеме, Амонасро и Фигаро. Успех был огромным.

Он сразу получает приглашения в многочисленные театры Южной Америки (Буэнос-Айрес, Монтевидео, Рио-Гранде, Порту-Аллегре). Его репертуар сильно расширяется (Сильвио в Паяцах, Альфио в Сельской чести, Валентин в Фаусте, Энрико в Лючии ди Ламмермур и др.). В 1916 певец возвращается в Европу, где некоторое время служит в армии, затем начинает выступать на Мальте. В 1917 его приглашают в Цюрих (партии Энрико и Сильвио). После цюрихского успеха ему предлагают ангажемент в римский театр «Костанци» (Граф ди Луна). Его первое выступление в Милане в 1918 в театре Даль Верме проходило в рамках престижного гала-концерта, посвященного послевоенному перемирию. В концерте под управлением Серафина пели такие звезды оперной сцены, как Далла Рицца, Руффо, Де Анджелис, Бонинсенья, Пертиле и др. Мероприятие очень высоко подняло престиж певца. В начале 1919 Г. дебютировал как Амонасро в неаполитанском театре Сан-Карло. Затем последовало участие в Пуританах Беллини и Бале-маскараде, где он исполнил партии Ричарда и Ренато. Он также пел Неаполе в ряде опер Масканьи («Изабо», «Лодолетта», Друг Фриц), которыми дирижировал сам автор.

В 1922 певец дебютирует в Ла Скала в партии Амфортаса в Парсифале. Вагнеровские партии в дальнейшем занимают существенное место в его репертуаре. В том же году он исполняет эту партию в парижском Театре на Елисейских Полях. В 1923 в театре Даль Верме певец поет в «Тоске», в Мантуе Бориса Годунова и Барнабу в Джоконде Понкьелли. В том же году предпринимает большое турне по Чили. В 1924 дебютирует в Парме в Силе судьбы Верди (Дон Карлос), затем отправляется в турне по Австралии. Середина 20-х гг. и начало 30-х гг. проходит, преимущественно в гастрольных поездках по Южной Америке (1925-26, 1929), организованных знаменитым импресарио В.Мокки, и Австралии, где певец побывал еще два раза (1928, 1932). Среди важнейших выступлений в Европе партии Риголетто в Ницце (1927), Жерара в Андре Шенье в Неаполе (1928), Яго в Сан-Ремо (1931). В 1934 в театре Верди в Триесте он дебютировал в Тристане и Изольде. В 1935 Г. участвовал в Ла Скала в мировой премьере оперы «Нерон» Масканьи. В том же году певец участвует в Барселоне в юбилейном спектакле «Пуритан», посвященном 100-летию оперы и смерти композитора. Этот исторический спектакль, в котором пели также Капсир и Ласаро, имел беспрецедентный успех. В 1938 в Риме он участвует в первой полной постановке Кольца нибелунга на итальянском языке, осуществленной маэстро Серафином (партия Странника). В 1940 открывает сезон в Пьяченце (Скарпиа), затем поет в Неаполе в «Лорелее» Каталани. Участвует в гастрольных представлениях по всей Италии Сельской чести, под управлением автора, приуроченных к 50-летию оперы. В 1941 он вновь поет Скарпиа в Турине. В 1943 певец завершает в Триесте свою сценическую карьеру оперой «Федра» Пиццетти. По окончании войны он становится директором Консерватории в Анкаре. Среди его учеников Генчер, Рафаэль Арие. Короткое время руководил Пражской национальной оперой. Позднее вел педагогическую деятельность в Милане, где и прожил последние годы жизни.

Карьера Г., да и сама эта фигура в истории оперы являют собой уникальное явление. Певец никогда не стремился к центральным сценам мира (Метрополитен, Ковент-Гарден, Венская опера и др.). Большая часть его жизни прошла в гастролях. Огромное количество выступлений и чересчур разнообразный репертуар (от Пуччини до Вагнера) – все эти факторы, казалось бы, должны были сыграть негативную роль в его достижениях. Однако этого не случилось. До конца своей довольно долгой карьеры певец сохранял прекрасную форму и восхищал публику своей манерой исполнения, которую можно считать совершенно образцовой. Звонкость и чистота его тембра, красивая эмиссия, благородная экспрессия и неповторимое чувство стиля – вот неполный перечень его музыкальных достоинств. В гастрольных поездках ему приходилось выступать с именитейшими партнерами, такими как Руффо, Пертиле, Далла Рицца, Пазеро, Борджоли, Пинца, Флета, Кепура, Сайяо, Тиль и др. Достаточное представление о его выдающемся искусстве дают ранние образцы студийных записей опер, осуществленных К.Сабайно, среди них «Тоска» (1929, Arkadia), «Трубадур» (1930, Arkadia), «Отелло» (1931, Opera d’Oro). Можно отыскать при желании и сольники с его записями (Preiser, Apollo Granforte -1, 89048 и Apollo Granforte-II, 89105).

Знатоков, понимающих и ценящих искусство Г. сравнительно немного. Его имя, в силу вышеизложенных обстоятельств жизни, не входит в «джентльменский» набор первостатейных вокальных знаменитостей. Более того, например, в авторитетной, весьма объемной и богатой информацией книге Юргена Кестинга «Великие певцы 20 столетия» Г. упоминается лишь однажды, да и то в списке певцов, певших в его время. Тем важнее, как нам представляется, вспомнить сегодня об этом блестящем артисте.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ