Ван Дам (van Dam) Жозе (р. 1940)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Бельгийский певец (бас-баритон). Настоящее имя Жозеф Ван Дамм. Родился в Брюсселе. Учился в Брюссельской консерватории, которую окончил в 1958 году, был победителем ряда международных конкурсов. Дебютировал в 1960 в Льеже (партия Дона Базилио1). В 1961-65 пел в Гранд-Опера (дебют – Вагнер в Фаусте). Исполнял на этой сцене также партию Эскамильо, участвовал в постановке Троянцев Берлиоза. В 1965-67 выступал в Женеве, где в 1966 пел в мировой премьере оперы «Преступная мать» Мийо. С 1967 Д. – частый гость в берлинской Немецкой опере (Паоло в опере Симон Бокканегра Верди, Лепорелло, Дон Альфонсо в Так поступают все и др.). В том же году состоялся его американский дебют в Санта-Фе (Эскамильо). В 1970 певец дебютирует в Сан-Франциско (та же роль). Эта партия стала дебютной также в Ла Скала (1972) и Ковент-Гардене (1973).

В 1973 исполняет партию Каспара в Вольном стрелке на сцене венецианского театра Ла Фениче.

В 1968 певец впервые появился на Зальцбургском фестивале в духовной опере-оратории «Представление о душе и теле» Э. де Кавальери. А с 1972 он уже регулярно выступает на этом форуме. Среди партий Фигаро в Свадьбе Фигаро Моцарта (1972-76, 1979-80), Оратор в Волшебной флейте (1974, 1980-81), Иоканаан в Саломее (1977-78), Четыре демона в Сказках Гофмана Оффенбаха (1980-82), Дон Альфонсо (1982), Эскамильо (1985-86), Фальстаф (1993).

В 1972 дебютировал в Венской опере (Фигаро Моцарта). Далее последовали партии Коллена в Богеме (1977), Лепорелло (1977), заглавные роли в Дон Жуане (1978) и Летучем Голландце (1986), партии Ганса Сакса в Нюрнбергских мейстерзингерах (1990), Иоканаана (1886), Голо в Пеллеасе и Мелизанде Дебюсси (1991).

В 1975 начинается большая карьера певца в Метрополитен (дебют в коронной партии Эскамильо). Затем он поет здесь Голо и Коллена (1977), Голландца (1979), Воццека в одноименной опере Берга (1980), Фигаро Моцарта (1986), Четырех демонов (1989).

В 1979 ван Дам участвует в создании фильма-оперы «Дон Жуан» режиссера Д.Лоузи (партия Лепорелло). В 1981 впервые исполняет роль Филиппа II (Брюссель). В 1983 он участвует в мировой премьере оперы «Святой Франциск Ассизский» Мессиана на сцене Гранд-Опера (в 1992 спектакль был повторен на Зальцбургском фестивале). В 1986 поет в Брюсселе Бориса Годунова. В 1987 выступает в Ла Скала в юбилейном спектакле «Дон Жуана», посвященном 200-летию со дня создания великой оперы (заглавная партия). Очередной успех ожидает певца в 1989, когда в Гранд-Опера он поет заглавную партию в Вильгельме Телле. На фестивале в Оранже (1990) блистает в «Фаусте» (партия Мефистофеля), в Женеве исполняет Вильгельма Телля. В 1992 вновь поет в «Сказках Гофмана» (Опера Бастиль). В 1993 ван Дам участвует в Лионе в мировой премьере неоконченной оперы Дебюсси «Родриго и Химена» (реконструкция Р.Смита, оркестровка Денисова), в 1995 еще раз поет в Ла Скала (Мефистофель в Осуждении Фауста Берлиоза), в 1996 исполняет партию Филиппа II в парижском театре Шатле и Ковент-Гардене. В сезоне 1996/97 певец участвует в концертном исполнении «Осуждения Фауста» Берлиоза в Карнеги-холле. В 1998 поет Бориса Годунова в Тулузе, в 1999 Эскамильо в Монте-Карло. В 2000 после 11-летнего перерыва ван Дам возвращается в Метрополитен для участия в «Пеллеасе и Мелизанде» (Голо). В 2002 артист приезжает в Москву, чтобы выступить в Большом театре под управлением Ведерникова в «Осуждении Фауста». В 2004 еще раз поет Голо в Париже, а в 2005 в Метрополитен.

Начиная с 1970 года певец большое внимание уделяет также ораториальной музыке. В частности, в концертных программах Зальцбурга он поет в 8-й симфонии Малера (1975), 9-й симфонии Бетховена (1976), «Илии» Мендельсона (1984), Высокой мессе Баха (1985), «Немецком реквиеме» Брамса (1993) и др.

Среди выступлений последних лет Жермон и Борис Годунов (редакция 1869 года) в Брюсселе (2006), Отец в Луизе Шарпантье в Опера Бастиль (2006), Мефистофель в «Осуждении Фауста» в Люцерне и Лондоне (2007), Фра Мелитоне в Силе судьбы (2008, Брюссель), Оратор (2008, Париж), заглавная партия в Дон Кихоте Массне (2010, Брюссель), Синяя Борода в опере «Ариана и Синяя Борода» Дюка (2011, Барселона).

Ван Дам – один из крупнейших певцов конца 20 века в своем амплуа. Его искусству свойственна высокая культура пения, стилистическое изящество, подчас, столь необходимое низкому голосу, а также ясная артикуляция.

Среди многочисленных записей Мефистофель в «Осуждении Фауста» (Decca, дирижер Шолти), Эскамильо (DG, дирижер Караян), Отец в «Луизе» (EMI, дирижер Рудель), Голо (DG, дирижер Аббадо), Нилаканта в Лакме (EMI, дирижер Плассон) и др.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Жозе ван Дам

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ