Татьяне Любатович — 150 лет

Татьяне Любатович — 150 лет
Оперный обозреватель

13 января 2009 года исполняется 150 лет со дня рождения Татьяны Любатович – известной русской певицы рубежа 19 – 20 веков, одной из наиболее ярких звёзд Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова. Кроме знатоков-меломанов сегодня мало кто помнит об артистах того далекого времени, тем более, что Любатович не оставила записей, поэтому о ее искусстве мы можем судить только по воспоминаниям современников. Пользуясь юбилейным поводом, мы решили сегодня кратко напомнить нынешнему поколению любителей оперы о ней, взяв за основу статью из словаря А. М. Пружанского «Отечественные певцы».

Татьяна Спиридоновна Любатович родилась 1-го (по новому стилю 13-го) января 1859 года в Саранском уезде Пензенской губернии в семье инженера. С детских лет жила в Москве, где получила образование, поступив в 11 лет в Московскую консерваторию. Там она обучалась сначала фортепианному искусству в классе Л. Лангер, а в 1878—83 годах пению в классе Марии Милорадович, определившей голос будущей певицы как меццо-сопрано с хорошим, полноценным нижним регистром, что позволило впоследствии Любатович быть убедительной и в партиях контральто. Сценическое мастерство изучала под руководством И. Самарина.

В 1883 дебютировала в партии Зибеля («Фауст» Ш. Гуно) на оперной сцене в Харькове (антреприза Михаила Медведева). Постоянно совершенствовала вокальное мастерство в Италии у таких педагогов как Делла-Валле (1886), М. Петца и Галетти (1887 – 1888), Бертрами (1889), позже в Париже у знаменитой Дезире Арто, под руководством которой подготовила партию Далилы.

Впоследствии свыше 20 лет выступала в частных оперных антрепризах: в Одессе (1884—85, 1887, 1890, 1893—94, 1896—97, 1901—02), Киеве (1888, 1892—93, 1900, 1903), Тифлисе (1889, 1890—91, 1899; Итальянская опера, 1902), Петербурге (Итальянская опера, сезон 1889/90; Театр консерватории, 1894—95; Панаевский театр, 1897—98), Харькове (1886 и лето 1887), Варшаве, Екатеринбурге (октябрь 1894), Нижнем Новгороде (летом 1895, 1896, 1899), в Крыму (летом 1898, с Антоном Секар-Рожанским, Федором Шаляпиным, аккомпанировал Сергей Рахманинов).

Забела и Любатович в опере Хумпердинка 'Гензель и Гретель'   М. Врубель. Забела и Любатович в опере 'Гензель и Гретель'

Особенно длительно и плодотворно было сотрудничество Любатович с Московской частной русской оперой Саввы Мамонтова, где она выступала почти каждый сезон в период 1885 – 1901 годов. В это время певица готовила партии под руководством известного антрепренера, неизменной участницей всех оперных начинаний которого она была, что неудивительно, поскольку ее и мецената связывали продолжительные романтические отношения, стоившие Савве Ивановичу семейного благополучия. Кроме того, сестра Любатович Клавдия Винтер являлась официальной руководительницей Московской частной русской оперы в 1896 – 1899 годах. После разрыва с Мамонтовым в 1905—06 годах организовала собственную оперную труппу, с которой гастролировала в Орле, Тамбове, Курске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Риге, Пскове, Смоленске, Витебске.

С большим успехом выступала и за границей: в Лондоне (летний сезон 1886, весенний сезон 1889, 1892/93, Итальянская Королевская опера, театр «Ковент-Гарден»), Флоренции (театр «Пальяно», 1888—89), в Испании (Валенсия, театр «Принчипале», 1891/92; Бильбао, театр им. Гайярре, 1895); в Италии (г. Комо, 1895—96), в Париже (осень 1894, в «Жизни за царя» М. Глинки на французском языке).

К. Коровин. Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович

По воспоминаниям современников обладала звонким голосом с чистыми грудными нотами. Исполнение отличалось задушевностью, искренностью и драматическим темпераментом. К лучшим партиям певицы относились Миньон («Миньон» А. Тома), Амнерис и Азучена («Аида» и «Трубадур» Дж. Верди), Ортруда («Лоэнгрин» Р. Вагнера). Выступала и в других ролях: Ваня и Ратмир («Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. Глинки), Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского), Груня и Рогнеда («Вражья сила» и «Рогнеда» А. Серова), Ганна («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова), Хозяйка корчмы («Борис Годунов» М. Мусоргского), Любовь («Мазепа» П. Чайковского); Королева («Гамлет» А. Тома), Паж Урбан («Гугеноты» Дж. Мейербера).

Татьяна Любатович стала первой исполнительницей ряда оперных партий на русских сценах. В частности в Москве — партий Леля («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Лауры («Каменный гость» А. Даргомыжского), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Лауры («Джоконда» А. Понкьели), Далилы («Самсон и Далила» К. Сен-Санса); в Нижнем Новгороде — Миньон («Миньон»), Далилы («Самсон и Далила»); в Одессе — Ольги («Евгений Онегин» П. Чайковского). Впервые на русской сцене исполнила партии Гензель в опере «Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка (партию Гретель пела Надежда Забела-Врубель) и Малики в «Лакме» Л. Делиба. Участница мировой премьеры второй редакции оперы Н. С. Кроткова «Алая роза» (партия Искры).

В разные годы выступала со многими знаменитыми иностранными певцами, в частности ее партнерами по сцене были всемирно известный испанский тенор Хулиан Гайарре, знаменитый французский бас Жюль Девойод, а также русские исполнители Н. Забела-Врубель, П. Оленин, И. Тартаков, А. Секар-Рожанский, Н. Салина, великий Шаляпин. Любатович пела под управлением Э. Бевиньяни, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, И. Труффи и других.

В 1898—99 совершила концертное турне по Уралу и Западной Сибири. В 1906—07 концертировала в Риге, Пскове, Митаве, Либаве. В имении певицы Путятино во Владимирской губернии бывали М. Врубель, К. Коровин, С. Мамонтов, С. Рахманинов, В. Серов, Ф. Шаляпин; здесь летом 1898 готовилась к постановке опера «Борис Годунов» (при участии С. Рахманинова). Именно здесь Любатович познакомила Н. Забелу и М. Врубеля, а в дальнейшем способствовала браку двух талантливейших людей. Именно в маленькой церкви имения певицы Шаляпин обвенчался со своей первой женой итальянской балериной Иолой Торнаги.

Оставив оперную сцену в 1910, занималась педагогической деятельностью. После 1917 преподавала в музыкальной секции Дома им. В. Поленова (Москва). Скончалась певица 19 августа (по другим данным 11 мая) 1932 года в Москве.

Материал подготовлен А. Матусевичем

Иллюстрации:
М. Врубель. Татьяна Любатович в роли Кармен.
Н. И. Забела и Т. С. Любатович в опере Хумпердинка "Гензель и Гретель".
М. Врубель. Забела и Любатович в опере "Гензель и Гретель".
К. Коровин. Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ