Исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося итальянского лирического тенора 19 века Джованни Маттео кавалера Ди Кандиа (сценический псевдоним Марио). Родился Марио 17 октября 1810 года в Кальяри (Сардиния) в аристократической семье. Согласно фамильной традиции готовил себя к военной карьере. После окончания военной Академии в Турине служил офицером в Пьемонтской армии. Здесь проникся идеями борьбы за единство Италии, которая в ту пору была раздробленной, был участником революционного движения «Молодая Италия». Во многом по этой причине он в течение многих лет вынужден был жить за рубежом. В 1936 году вместе со своей возлюбленной (балериной) покидает Италию и отправляется в Париж. Все эти обстоятельства ускорили разрыв молодого человека с семьей.
Еще в годы военной службы Марио увлекся пением, выступал как любитель. В Париже познакомился с Мейербером, который настоятельно советовал ему избрать певческую карьеру. В 1836 году Джованни поступает в Парижскую консерваторию, где обучается у Д.Бордоньи и Л.Поншара. В 1838 успешно дебютирует в Гранд-опера в «Роберте-Дьяволе» Мейербера (заглавная партия). Затем поет в парижском Театре Итальен. В 1839 дебютирует на английской сцене в Театре Его Величества в партии Дженнаро («Лукреция Борджиа» Доницетти). В этом спектакле его партнершей была великая Джулия Гризи, которая в 1844 становится его женой. Впрочем, брак этот не был официальным, так как Гризи не получила развода от своего первого мужа.
Вместе с Гризи участвует в исторической мировой премьере оперы Доницетти «Дон Паскуале», состоявшейся в Париже в 1843 году. Марио исполнял партию Эрнесто, Гризи — Норины. В этой постановке пели также выдающиеся певцы Луиджи Лаблаш (заглавная партия) и Антонио Тамбурини (партия Малатесты).*
До 1847 года Марио преимущественно пел в Париже. В 1847 участвовал здесь в премьере «Стабат Матер» Россини.
В 1847 он впервые дебютирует в Ковент-Гардене. Именно с этим театром связана основная творческая деятельность певца. Он выступал на главной английской сцене почти ежегодно до 1871 года, став кумиром английской публики. В своем первом сезоне Марио участвовал в операх «Анна Болейн» (Перси), «Севильский цирюльник» (Альмавива), «Дон Жуан» (Дон Оттавио), «Дева озера» Россини (Яков V), «Сорока-воровка» Россини (Джанетто), «Лукреция Борджиа», «Пуритане» (Артур), «Двое Фоскари» Верди (Якопо). В дальнейшем участвовал в английских премьерах «Пророка» Мейербера (1849, Иоанн Лейденский) вместе с Полиной Виардо; «Риголетто» (1853, Герцог) вместе с Анджолиной Бозио; «Марты» Флотова (1858, Лионель); «Ромео и Джульетты» Гуно (1867, Ромео) вместе с Аделиной Патти и др. операх. В своем последнем сезоне на сцене Ковент-Гардена выступал в «Севильском цирюльнике», «Фаворитке» (Фернандо), «Фаусте», «Гугенотах» Мейербера" (Рауль), «Трубадуре», «Риголетто» и «Марте».
Наряду с Лондоном, Марио участвовал во многих парижских премьерах, например, пел в Театре Итальен партии Альфреда (1856), Лионеля (1858), Манрико в «Трубадуре» (1861) и др.
Особое место в карьере Марио занимают его гастроли в Петербурге с Итальянской оперой. Впервые он выступил здесь с Гризи в 1849 году. Затем пел регулярно до 1953 года. Наибольшего успеха он достиг в партиях Артура и Рауля. В России у него было немало поклонников, но находились и критики, причем такие авторитетные, как, например, М.И.Глинка, который в одном из писем из Парижа (от 29 сентября 1844 года), отмечал, что Марио «крайне неблагороден». Выступления Марио в России прекратились внезапно после инцидента с супругой Николая I, императрицей Александрой Федоровной, предложившей Марио спеть в задуманном ею гала-представлении в Эрмитажном театре в древнеримском стиле. Одним из условий выступления Марио было требование императрицы, чтобы певец сбрил бороду, в соответствии с древнеримскими традициями. Однако Марио, будучи аристократом, ответил следующее: «Madame, я готов положить к Вашим ногам мою жизнь, но мою бороду никогда» (цит. по книге: К.Плужников «Николай Иванов», СПб, 2006).
Среди гастролей Марио следует также отметить его выступления в Мадриде (1859, 1864), турне по США (1872-73) вместе с Патти. В 1873 он оставил сцену. К тому времени Джулия Гризи уже скончалась (1869). В конце 70-х гг. Марио попал в затруднительное финансовое положение. В его пользу в Лондоне в 1880 году был организован концерт-бенефис.
К лучшим достижениям певца принадлежат партии Дона Оттавио, Дженнаро, Артура, Эдгара в «Лючии ди Ламмермур, Рауля, Паолино в «Тайном браке» Чимарозы, Неморино, Фернандо, Альфреда, Манрико и др. Певец обладал красивым чистым голосом нежнейшего тембра. Кроме того, среди его достоинств можно назвать и артистизм (он обучался в юности и драматическому искусству).
Единственным источником более или менее подробных сведений о певце являются мемуары его дочери Годфри Пирс (написанные совместно Ф.Хердом) «Роман о великом певце» (Лондон, 1910).
* Сведения о выступлении Марио в мировой премьере «Линды ди Шамуни» (1842, Вена, Кернтнертортеатр) в партии Карло, указанные в отечественной 6-ти томной Музыкальной энциклопедии, а также в 5-ти томной Театральной энциклопедии, не соответствуют действительности. Эту роль исполнял другой итальянский тенор Наполеоне Мариани (1806-1878).
На иллюстрации:
Джованни Марио в роли Дон Жуана
Портрет из коллекции СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова