Звёзды оперы: Рикарда Мербет

Звёзды оперы: Рикарда Мербет
Оперный обозреватель

Из Вены пленила она оперный мир. И вновь возвращается в Вену

Когда-то в интервью ее спросили, какое у нее хобби. «Мой муж и Библия», – ответила она смеясь. И добавила: «Библия – невероятно увлекательная книга».

Снова слышать эту певицу в Венской государственной опере в партии Саломеи в одноименной опере Рихарда Штрауса тоже увлекательная история.

Конечно, Оскар Уайльд, на одноактной пьесе которого основано сочинение, значительно переиначил библейский оригинал: евангелисты Матфей и Марк говорят о том, что дочь Иродиады только по настоянию матери потребовала у своего приемного отца Ирода голову Иоанна Крестителя в качестве награды за танец перед ним. Однако у Уайльда и Штрауса она делает это по собственной воле. Она влюбляется в Иоанна, которого Тетрарх Ирод держит в яме. Но непорочный пророк прогоняет ее прочь. Когда немного позже Ирод просит Саломею танцевать для него, она соглашается, но требует голову Иоанна – чтобы наконец поцеловать его губы.

Не вопрос веры. Мари Виттих, Саломея дрезденской премьеры 1905 года, сначала не соглашалась на эту роль на том основании, что она приличная женщина. Но немного времени спустя эта партия стала предметом мечтаний для каждой юной обладательницы драматическая сопрано. Моральных сомнений у певиц давно уж нет. Нет их и у Рикарды Мербет, как она сказала в интервью на следующий день после ее успешного дебюта в Парижской опере, где она блистала как Мариетта в «Мертвом городе» Корнгольда. «Саломея, как и любая другая партия, которую я как певица интерпретирую, ничего не может сделать ни со мной, ни с моей верой». Мариетта тоже на самом деле не близкий ей характер, но она любит этот образ, такой демонический. И Саломею? – «Что же, когда голова Иоанна будет отрублена, я буду и это любить», говорит она и смеется.

Рикарда Мербет впервые пела Саломею в концертном исполнении на гастролях Венской оперы в Сарагосе в апреле 2007 года. Ожидавшийся с нетерпением сценический дебют состоялся в Доме на Ринге 4 ноября прошлого года в обычном репертуарном спектакле, всего с одной репетиционной неделей, что для певицы не представляет никакой проблемы. «Мне помогало то, что я уже делала Саломею в концертном варианте. Господин Холендер, директор Венской оперы, потребовал тогда, чтобы я пела партию наизусть. Учить это было настоящим испытанием для меня, но к счастью я его преодолела». Даже танец она прорабатывала уже за два года. «Я могла рассчитывать на то, что эта роль и в сценическом варианте мне предстоит. И тогда я как раз имела немного свободного времени. Танец нужно чувствовать телом, что совсем не так просто. И я занималась этим почти каждый день. Но теперь я чувствую себя очень уверенно, для этого у меня есть и хорошее расположение духа, смелость, и позитивная энергия». То, что этот танец продолжительностью почти в девять минут в психологическом отношении требует кое-чего от певицы, Рикарда Мербет ни в коем случае не оспаривает, но прохождение специального тренинга для того, чтобы не задыхаться в вокально сложной заключительной сцене, она считает избыточным. «Я надеюсь, что моя техника дыхания достаточно хороша, чтобы держать его под контролем. Над ней я работаю постоянно, потому что это очень важно при пении».

Большая сцена. Рикарда Марбет родилась в Хемнице (бывший Карл-Маркс-Штадт в ГДР), ее мать, регент хора, придавала большое значение музыкальному образованию своих одаренных детей. С пяти лет Рикарда начала заниматься на фортепиано, с одиннадцати стала получать наставления в пении. «О театре долгое время я не имела никакого понятия», – рассказывает она. «Первый спектакль, который я увидела в Карл-Маркс-Штадте, был “Цыганский барон”. О нем я помню, что все время ела шоколад и ломала голову над тем, как же сцена выглядит сзади. Сегодня я больше не могла бы быть без театра». Подмостки, которые обозначают для нее целый мир, Рикарда Мербет целеустремленно покорила. Сначала в течение двух лет она училась в Магдебурге в филиале Лейпцигской консерватории хорового пения и музыкальной педагогики, с 1984 – сольному пению у Аннемоны Рау в Лейпциге. Через пять лет она была приглашена как лирическое сопрано в городской театр Магдебурга, где уже смогла освоить многие роли своего амплуа. «Я пела Татьяну, Фьордилиджи, Графиню, Марцелину, Антонию, Агату и даже Еву в “Мейстерзингерах” и Елизавету в “Тангейзере”. Я все еще счастлива тому, как смогла там развиться». В 1997 она заменила сопрано в труппе Немецкого национального театра в Веймаре, откуда приехала на прослушивание в Вену и тогда в первый раз вышла на по-настоящему большую сцену. «Этот момент я не забуду никогда. В Магдебурге через два года после моего дебюта театр сгорел, запасным помещением служили цирк и кинотеатр. И в Веймаре театр как раз перестраивался, когда я была приглашена туда. Спектакли шли в зале для танцев. Я же теперь стояла на сцене Венской Штаатсопер, куда стремились многие великолепные певцы. Это можно было почувствовать, потому что дух их великих голосов не исчезает».

Теперь дух и аура ее божественного голоса тоже вошли в атмосферу этого театра. Рикарда Мербет дебютировала в Венской опере в 1999 г., до 2005-го была в ее труппе, с тех пор она регулярно возвращается в театр с гастролями. «Вена была важным временем для меня. Под воздействием Холендера я в эти годы интенсивно перестраивалась. Я тот человек, который всегда находится в поиске, который постоянно хочет себя развивать. Холендер одарил меня многими прекрасными партиями, и всегда в нужный момент, именно тогда, когда мой голос к этому созревал. За это я всегда ему благодарна». Рикарда Мербет блистала в Вене во многих партиях, наибольший же триумф принесла ей главная роль в штраусовской «Дафне». «Идеальным попаданием» была премьера этой оперы в июне 2004 года по мнению авторитетнейшей «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «совершенным исполнением центральной партии» по мнению «Standard». Теплый тембр ее сопрано, блестящие верхние ноты, независимость, с которой она использует краски своего голоса для создания рисунка роли, огромная музыкальность – всё это сделало эту Дафну событием, и не только её. Как Енуфа и Эльза, как Хрисофемида и Маршальша, как Графиня в «Свадьбе Фигаро» и Донна Анна запечатлелась она в новейшей истории Венской госоперы.

С радостью к делу. Естественно, чтобы достичь успеха Рикарда Мербет напряженно работает. Тот, кто близок к ней, знает, что она очень дисциплинирована и работоспособна, что для нее ничего не значат светская жизнь и гламур, но полно значения служение музыке. Исключительно добросовестно готовится она к исполнению каждой партии: «Когда я разучиваю новую партию, я погружаюсь в нее всегда с очень большой радостью, уже потому, что это для меня одновременно является единственной возможностью заниматься на фортепиано. Разучивание партии всегда начинается для меня с того, чтобы запечатлеть на фортепиано звуки и гармонии. Только потом я нахожу концертмейстера, потому что, я считаю, было бы ужасно, если бы он должен был разучивать со мной ноты. С концертмейстером я работаю только над музыкальной стороной партии, над выразительностью и фразировкой». В этом отношении она преклоняется перед концертмейстерами Венской оперы: «Все они великолепны, так как не только прекрасно играют на фортепиано, но и являются чудесными учителями пения, у которых можно очень многому научиться». С другой стороны, именитые дирижеры мечтают о ней и ее искусстве, как например Марис Янсонс, с которым она в декабре 2010 года в зале «Musikverein» будет исполнять 2-ю симфонию Малера, или Кристиан Тилеман, под руководством которого в Байройте она уже поет Елизавету в «Тангейзере».

Моцарт, Вагнер и Штраус – три композитора, которых сейчас стремится исполнять Рикарда Мербет – в Немецкой опере в Берлине, также как в Дрездене, в Тулузе и Вене, а в последнее время и в Париже. После «Мертвого города» осенью она вернется в Париж как Зиглинда в новой версии «Кольца», там же запланированы выступления в партии Ариадны. «Если бы мне кто-нибудь предложил итальянскую партию, я бы конечно не ответила “нет”, так как это хорошо для тела и для голоса», – признается она, но итальянских партий, к сожалению, до сих пор нет в календаре ее выступлений. Зато предстоит Реция в «Обероне» Вебера в будущем году в Тулузе. А что нового последует в Вене? На этот вопрос Рикарда Мербет пока может ответить только то, что ее агентура ведет переговоры с кандидатом на должность дирижера Домиником Мейером и она в июне 2011 года скорее всего выступит в партии Зиглинды в двух спектаклях «Валькирии». Во всяком случае, в качестве места жительства певица выбрала Вену. «После трехкратных переездов мой муж и я наконец нашли здесь себе дом, в котором мы чувствуем себя по-настоящему уютно». Рикарда Мербет многого достигла как певица. Пусть она при этом останется скромной и прежде всего не отказывает себе в одном: в радости от музыки и от пения. Эта радость передается публике всегда, когда прекрасная артистка стоит на сцене. Может быть, именно это и есть тайна ее успеха…

Петер Блаха («Die Buehne»)

Перевод с немецкого Олеси Бобрик

На фото:
Рикарда Мербет

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ