К 100-летию Питера Пирса

Евгений Цодоков
Основатель проекта

22 июня 1910 года в английском городе Фарнеме (Суррей) родился тенор Питер Пирс, выдающийся интерпретатор творчества Бенджамина Бриттена. Учился Пирс в лондонском Королевском музыкальном колледже, который окончил в 1934 году. Еще в годы учебы дебютировал как камерный певец (1933). После окончания колледжа некоторое время работал органистом и руководителем хора. Затем пел в хоре Би-Би-си (1934-37) и в хоровом коллективе «Новые английские певцы» (1936-38). Выступал также в Глайндборнском хоре (1938).

В 1937 году судьба сводит его с Бенджамином Бриттеном. Это знакомство, затем переросшее в близкие отношения, продолжавшиеся до смерти великого композитора, стало для творческого пути молодого певца «путеводной звездой».

К счастью, в Англии уже настали другие времена, и этот союз не постигла судьба Оскара Уайльда, жившего еще в эпоху пуританских предрассудков.

В 1939 Пирс начинает выступать в концертах вместе с Бриттеном в качестве аккомпаниатора, исполняя преимущественно вокальные сочинения последнего. В том же году оба уезжают в США, где проводят три года. В 1942 друзья, рискуя жизнью (ведь война была в самом разгаре), на небольшом шведском торговом суденышке переплывают Атлантику и возвращаются на родину. Здесь в 1942 в лондонском Странд-театре состоялся сценический оперный дебют Пирса в «Сказках Гофмана» Оффенбаха (заглавная партия).

В 1943 Пирс становится солистом театра Сэдлерс Уэллс (впоследствии Английская национальная опера), в котором он проработал до 1946 года. Именно здесь состоялась историческая премьера первой оперы Бриттена «Питер Граймс» (1945), где Питер исполнил заглавную партию. Эта опера имела выдающееся значение для английской музыки в целом, прервавшей многолетнее пребывание английского оперного искусства на вторых ролях в мировом музыкальном процессе.

Летом 1946 года возобновилась деятельность известнейшего Глайндборнского фестиваля. Первой послевоенной постановкой форума стала мировая премьера бриттеновской оперы «Поругание Лукреции» (1946, дирижер Э.Ансерме, в заглавной роли К.Ферриер), где Пирс исполнил партию Мужского хора. В этой опере, исторической основой которой послужили сочинения Тацита и «История Рима» Тита Ливия, композитор воссоздал некоторые стилистические элементы античной трагедии, в т. ч. использовал в качестве комментатора действия мужской и женский голоса (наподобие античного хора). «Поругание Лукреции» стало первым сочинением Бриттена в ряду камерных опер для малого состава оркестра (12 музыкантов).

В 1947 Бриттен и Пирс совместно с Э.Крозье и Д. Пайпером создают «Английскую оперную группу» (просуществовала до 1980 года), призванную пропагандировать, прежде всего, сочинения нового английского гения. 20 июня 1947 года труппа представила на суд публики в Глайндборне новую оперу Бриттена «Альберт Херринг», где Пирсу была поручена заглавная роль. Осенью того же года коллектив с 8 по 18 октября гастролировал на сцене Ковент-Гардена. Были даны 7 представлений «Альберта Херринга» и 3 спектакля «Поругание Лукреции». Выступление в роли Херринга в рамках этих гастролей, стало дебютом Пирса в прославленном английском театре. Спустя год (в 1948) Пирс уже дебютирует в Ковент-Гардене самостоятельно в «Питере Граймсе».

Новым общественным начинанием Бриттена и Пирса стало учреждение в 1948 году ежегодного фестиваля в Олдборо, где они оба поселились.

В дальнейшем Пирс становится участником практически всех мировых премьер опер Бриттена. Перечислим их. В 1951 на сцене Ковент-Гардена он выступает в роли Капитана Вера в «Билли Бадде», в 1953 там же в т. н. «коронационной» исторической опере «Глориана» (в честь коронации Елизаветы II) в роли Эссекса, в 1954 на фестивале в Венеции в опере «Поворот винта» (партии Пролога и Питера Куинта). Среди других наиболее значимых премьер – участие артиста в первой постановке оперы «Сон в летнюю ночь» (1960, Олдборо), в которой он стал соавтором либретто, а также исполнил партию Флейты (или Свистка в русской премьере оперы, состоявшейся в Большом театре в 1965 году); в телевизионной опере «Оуэн Уингрейв» (1971, телетрансляция Би-Би-си, 1973, сценическая премьера в Ковент-Гардене). Наконец, в 1973 году Пирс исполняет на фестивале в Олдборо главную роль Ашенбаха в последней опере Бриттена «Смерть в Венеции» по знаменитой одноименной новелле Томаса Манна.

Если говорить о других жанрах творчества Бриттена, то нельзя не упомянуть участие Пирса в первых исполнениях кантаты «Авраам и Исаак» (1951, Ноттингем), написанной для Пирса и Ферриер; знаменитого «Военного реквиема» (1962, Ковентрийский собор). Это вершинное сочинение, посвященное теме всеобщего послевоенного примирения, предназначалось для Пирса, Д.Фишера-Дискау и нашей Г.Вишневской. Однако Вишневской советские власти (в лице министра культуры Екатерины Фурцевой) запретили участвовать в этой премьере. Нашей выдающейся певице удалось исполнить реквием только на следующий год в лондонском Альберт-Холле.

Исполнял артист и сочинения других авторов. Это были преимущественно ораториальные произведения (в т. ч. пассионы И.С.Баха), старинная музыка Пёрселла, Генделя, ряд опер Моцарта, а также опусы современных композиторов (среди них М.Типпетт, Л.Беркли, В.Лютославский, В.Хенце). Отметим, в частности, выступления певца в сезоне 1950/51 гг. в Ковент-Гардене в «Волшебной флейте» Моцарта (партия Тамино); в 1951 году в опере Стравинского «Царь Эдип» на кёльнском радио под управлением автора (заглавная партия); в 1958 году в Лидсе («Торжественная месса» Бетховена) и Олдборо («Иисус» Генделя); в 1959 году в Блитбургской церкви в «Идоменее» Моцарта (заглавная партия, с купированием знаменитой арии Fuor del mar); в 1963 году на Эдинбургском фестивале в «Опере нищего» И.К.Пепуша-Д.Гея в редакции Бриттена (он же дирижер этой постановки). Нельзя пройти мимо и участия Пирса в мировой премьере оперы «Троил и Крессида» У.Уолтона, состоявшейся в Ковент-Гардене в 1954 году (партия Пандара). В том же сезоне артист выступил здесь еще и в «Проданной невесте» Б.Сметаны (партия Вашека).

География оперных и концертных выступлений певца была довольно широкой. Он пел в миланском Ла Скала, Риме, Вене, Цюрихе, Мюнхене и др. В 1963-64 вместе с Бриттеном гастролировал в СССР. В 1974 состоялся его дебют в театре Метрополитен (Ашенбах). В 1978 он вновь появляется на главной американской сцене в роли Капитана Вера в «Билли Бадде».

С 1970 года Пирс являлся президентом Объединенного общества музыкантов. Совместно с Бриттеном вел серьезную музыковедческую работу по редактированию сочинений Пёрселла. В 1976 году он проводил в последний путь умершего на его руках друга и соратника.

В 1978 году за свои творческие достижения и общественную деятельность Пирс получил дворянский титул и был удостоен королевой Елизаветой звания пэра. В 1980 после апоплексического удара вынужден был прекратить активную музыкальную деятельность. Скончался певец 3 апреля 1986 года в своем родном Олдборо.

Среди оперных записей певца прежде всего следует отметить такие его студийные работы на фирме Decca, как «Питер Граймс», Поругание Лукреции», «Альберт Херринг», «Билли Бадд», «Поворот винта» и «Сон в летнюю ночь» (дирижер автор), «Смерть в Венеции» (дирижер С.Бедфорд), «Ацис и Галатея» Генделя (дирижер А.Боулт, с участием Д.Сазерленд). Он записал также оперу «Дидона и Эней» Пёрселла (BBC Legend, дирижер Б.Бриттен, с участием К.Уотсон). Существует также и другая (более поздняя) версия этой оперы (Decca, дирижер С.Бедфорд, с участием Д.Бейкер).

Творчество Пирса принадлежит к крупнейшим достижениям английской музыкальной культуры. Тончайшая нюансировка, редкостная одухотворенность отличают его мастерство. Впрочем, возможно не всем по нраву слегка суховатый тембр его голоса. Однако те или иные индивидуальные особенности его манеры звукоизвлечения удивительно подходят именно к сочинениям Бриттена, соединяющим в себе достаточную гармоническую терпкость с тончайшим лиризмом и удивительным, если так можно выразиться, «живописным» колоритом.

На фото:
Питер Пирс

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ