Скончался выдающийся итальянский бас Чезаре Сьепи

Евгений Цодоков
Основатель проекта

5 июля 2010 года в госпитале Атланты (Джорджия) скончался Чезаре Сьепи, один их крупнейших вокалистов 20 столетия. Сегодня мы посвящаем ему этот краткий некролог.

Чезаре Сьепи родился в Милане 10 февраля 1923 года. Поначалу не помышлял о пении, увлекался спортом. Однако его вокальный дар проявился довольно рано. Он некоторое время посещал Миланскую консерваторию, которую не окончил, так и оставшись в каком-то смысле талантливым самоучкой. С 14 лет пел в ансамбле миланских мадригалистов, исполнявших старинную музыку. В 1941 попробовал, и небезуспешно, свои силы в вокальном конкурсе во Флоренции, выиграв его. В том же году дебютировал на оперной сцене в маленьком местечке Скио близ Венеции в партии Спарафучиле в «Риголетто».

Война помешала его дальнейшей карьере. Будучи противником фашистского режима эмигрировал в 1943 в Швейцарию, где участвовал в Сопротивлении. Смог возобновить свою певческую карьеру только в 1945, когда вернулся в Италию. В том же году пел в Венеции вердиевские партии Де Сильвы в «Эрнани» и Захарии в «Набукко». А в 1946 успешно дебютировал в Ла Скала ролью Захарии. В 1947 здесь же участвовал в мировой премьере оперы «Золото» И.Пиццетти. в 1948 пел в гала-представлении под управлением Артуро Тосканини, посвященном 30-летию со дня смерти А.Бойто. Были исполнены пролог из «Мефистофеля», где Сьепи пел заглавную партию и 3-4 акты из «Нерона» (партия Симона Маго).

Карьера Сьепи на главной итальянской сцене продолжалась до 1978 года (последнее выступление состоялось в партии Фиеско в опере «Симон Бокканегра» Верди). Среди его работ в театре отметим партии Коллена в «Богеме» (1949), Отца-настоятеля в «Силе судьбы» Верди» (1957, в т. ч. на гастролях театра в Кёльне), Мефистофеля в одноименной опере Бойто (1958, дирижер А.Вотто). Пел он и в Реквиеме Верди под управлением Тосканини (1950).

Особо надо отметить участие Сьепи 30 декабря 1947 года в Барселоне в 1-й современной постановке оперы «Анна Болейн» Доницетти (партия Генриха VIII), которая не исполнялась много лет (дирижер Н.Анновацци, в заглавной партии Сара Скудери). Спектакль был приурочен к 100-летнему юбилею основания театра, первой оперной постановкой которого в 1847 году стал именно этот опус Доницетти.

В 1949 уже достаточно известный певец предпринимает гастрольную поездку с ведущими итальянскими артистами в Мехико, где в его репертуаре были партии Бальтазара в «Фаворитке» Доницетти, Дона Базилио в «Севильском цирюльнике», Лотарио в опере А.Тома «Миньон», и др. В том же году Сиепи участвует в постановке вагнеровского «Парсифаля» в Риме с участием Х.Байрера в заглавной роли и М.Каллас (Кундри).

Ключевым в творческом пути Сьепи стал 1950 год. Он исполняет партию Юлия Цезаря в одноименной опере Генделя в Помпеях близ Неаполя. Гастролирует с театром Ла Скала в Ковент-Гардене («Фальстаф», партия Пистоля). И, наконец, 6 ноября дебютирует в Метрополитен партией Филиппа II в «Дон Карлосе» Верди. Этому выступлению предшествовала политическая интрига, связанная с тем, что американские власти не пустили в США знаменитого болгарина Б.Христова, планировавшегося новым директором театра Рудольфом Бингом на эту роль. Дело в том, что вышел закон, запрещающий въезд в страну людей, связанных с тоталитарными режимами. Срочно была найдена замена в лице Сьепи. Выступление певца прошло весьма успешно, хотя и не без критических замечаний в ряде газет.

Отныне Сьепи стал постоянным солистом Мет, где выступал до 1973 года (491 раз!). В ряду партий, исполненных им на этой сцене, Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» (1950, указывается только год первого исполнения), Мефистофель в «Фаусте», Коллен, Фигаро Моцарта, Рамфис в «Аиде» (все в 1951), Отец-настоятель, Дон Жуан, Альвизе в «Джоконде» Понкьелли (все в 1952), Борис Годунов, Спарафучиле (1953), Оровезо в «Норме» (1954), Де Сильва (1956), Дон Фернандо в «Фиделио» Бетховена, Захария (1960), Фиеско (1961), Зарастро в «Волшебной флейте» (1963), Гурнеманц в «Парсифале» (1970). Последнее выступление состоялось в 1973 в партии Дона Базилио. Среди нью-йоркских постановок следует выделить партии Дона Базилио (одна из лучших в его карьере), и, особенно, Дон Жуана, которая стала «визитной карточкой» артиста. Впервые эту роль он исполнил с дирижером Ф.Райнером, в последствии исполнял с Л.Маазелем, К.Бёмом, Й.Крипсом и др. Особо надо отметить спектакль 1967 года под управлением Бёма, где партнерами певца были Д.Сазерленд, П.Лоренгар, Н.Гедда, Э.Фладжелло, Х.Диас и др.). Блестящим достижением стала постановка «Эрнани» 1956 года под руководством Митропулоса с феерическим составом солистов (М.Дель Монако, З.Миланова, Л.Уоррен).

Подлинная слава, если не сказать триумф, ожидала Сьепи в серии спектаклей на Зальцбургских фестивалях в 1953-54 и 1956 гг., когда он покорил публику своим Дон Жуаном, сначала под руководством В.Фуртвенглера (1953-54), а затем Д.Митропулоса (1956). Легендарные спектакли Фуртвенглера с участием Э.Грюммер (Донна Анна), О.Эдельмана (Лепорелло), Э.Шварцкопф (Донна Эльвира), А.Дермоты (Дон Оттавио), Э.Бергер (Церлина), В.Берри (Мазетто) вошли в золотой фонд мирового оперного наследия. В 1954 на основе этой постановки был создан фильм-спектакль лишь с одной заменой – вместо Шварцкопф пела Лиза делла Каза. Еще один раз певец пел в Зальцбурге в 1958 (Филипп II).

В числе других музыкальных театров мира следовало бы остановиться на нескольких. Плодотворное сотрудничество связывало Сьепи с оперой Сан-Франциско (1954-1982). Дебютировав здесь партией Отца-настоятеля, артист в последствии исполнил на этой сцене роли Фигаро Моцарта, Дон Жуана и Мефистофеля в опере Бойто (1955), в 1968 вновь пел Дон Жуана, в 1980 Фиеско и в 1982 Дона Базилио. Не менее успешными были выступления певца в Венской опере. Среди многочисленных спектаклей, в которых он здесь участвовал, партии Филиппа II (1958, дирижер Г.фон Караян), Коллена (1966), Отца-настоятеля (1974, дирижер Р.Мути), вновь Филиппа II (1968, дирижер Б.Клобучар, дебют в театре П.Доминго), Кардинала де Броньи в «Жидовке» Галеви (1981). Пел артист и на фестивалях «Флорентийский музыкальный май». В 1953 году он исполнил партию Отца-настоятеля под управлением Митропулоса (солисты Дель Монако, Р.Тебальди, А.Протти, Ф.Барбьери), в 1956 партию Филиппа II, в 1983 Лотарио.

География выступлений Сьепи велика. В 1959 он выступил на фестивале Арена ди Верона в роли Мефистофеля в «Фаусте». В 1962 певец дебютировал в Ковент-Гардене (как самостоятельный солист, а не в рамках гастролей Ла Скала) в партиях Дон-Жуана и Филиппа II. В 1964 он пел бойтовского Мефистофеля в Рио-де-Жанейро, в 1972 в Мачерате. В 1974 исполнил партии Моисея в «Моисее и Фараоне» Россини в венецианском Ла Фениче и Филиппа II в Риме, в 1976 Бальтазара в Генуе (в 1982 вновь повторил ее здесь же), в 1976 спел Филиппа II в Неаполе.

Восьмидесятые годы были столь же насыщенными. Кроме уже упомянутых выступлений в эти годы в Сан-Франциско, Флоренции и Вене, Сьепи поет в 1980 на фестивале Арена ди Верона Рамфиса, в Мачерате Дона Базилио (спектакль транслировался по телевидению), в 1981 Де Сильву в Гамбурге. В 1982 вновь следует «Анна Болейн» в Барселоне (с М.Кабалье), в 1984 Фиеско в Равенне и в 1986 в Неаполе, в 1988 Рамфис в Парме. Певец участвовал также в исполнении оперы «Иерусалим» Верди (2-я редакция «Ломбардцев в первом крестовом походе») в Парме (1985, партия Роже).

Последнее выступление на сцене состоялось в 1994 году в Австрийском центре в Вене в концертном исполнении «Нормы» под управлением А.Дзедды.

Среди необычных начинаний певца также попытки пробовать свои силы в бродвейских мюзиклах. Так, например, в 1962 он участвовал в мюзикле «Браво, Джованни», впрочем без особого успеха.

Говоря о вокальном искусстве Сьепи надо помнить, что певцы такого амплуа (basso cantante) всегда неизбежно будут «испытываться» на сравнение с великим Шаляпиным, тем более в аналогичном репертуаре. Записи из Метрополитен (Мефистофеля в «Фаусте» и «Бориса Годунова» на английском языке) показывают, что итальянский артист во многом отказывается от шаляпинских «штампов», ориентируясь в первую очередь не на господство декламационной интонации, в которой русский гений был непревзойденным мастером, а на вокализацию. Убедительность такой трактовки может быть кем-то и оспорена, но доказывает лишний раз, что Мусоргский, в частности, велик и тем, что его музыкальное письмо достаточно универсально, чтобы дать простор не только для т. н. русской интонационности (как некоей особой духовной субстанции), но и для универсальной вокализации в духе общей европейской традиции.

Творчество Сьепи сочетает в себе традиции, если хотите, итальянского бельканто (применительно, разумеется, к басовому репертуару) с ярким драматическим мастерством, основанным опять-таки, преимущественно, на звуковедении, а не внемузыкальных декламационных ухищрениях. К счастью, тембр голоса певца лишен присущего, подчас, басам, излишнего «утробного гудения». Отсюда возникает всегда вызывающее положительные эмоции ощущение «парения» низов (их красивой «опоры») и дифференцированности (прозрачности) верхов. Образцовой трактовкой в этом аспекте можно считать, к примеру, исполнение певцом романса Фиеско Il lacerato spirito из Пролога оперы «Симон Бокканегра».

Его Дон Жуан полон внутренней энергии, трактовка роли насыщена гибкой нюансировкой звука и динамическими оттенками (как на пиано, так и на форте). Изредка проявляющуяся недостаточность подвижности голоса в быстрых темпах (что для басов почти всегда является проблемой), артист умело компенсирует экспрессией и звуковой атакой. Среди лучших ролей (кроме упомянутых) также очень выразительный Дон Базилио, оба Мефистофеля, Филипп II, Де Сильва и др. В отношении моцартовского Фигаро у меня нет ощущения безусловности его трактовки. Слишком уж многие баритоны с более легкими голосами и «плутовской» подвижностью достигали в этом образе значительных высот, чтобы добиться господства на их «территории». Впрочем, это достаточно субъективное мнение.

К сожалению, в 80-х гг. потенциал певца стал уменьшаться, появились вокальные проблемы (в т. ч. и ставшее заметным вибрато). Все это, разумеется, не дает оснований принижать роль выдающегося баса в истории вокального искусства 20 столетия.

Наследие Сьепи в области звукозаписи велико. Записано «живьем» (live) большинство спектаклей Метрополитен, несколько версий «Дон Жуана» с Зальцбургских фестивалей. Сделано множество радийных записей («Сомнамбула» Беллини, «Хованщина» Мусоргского, «Богема» Пуччини, «Дон Карлос», «Эрнани»).

Среди студийных записей «Мефистофель» (Decca, дирижер Т.Серафин, солисты М.Дель Монако, Р.Тебальди), «Дон Жуан» (Decca, дирижер Й.Крипс, солисты С.Данко, Ф.Корена, Л.делла Каза, А.Дермота, Х.Гюден и др.), «Свадьба Фигаро» (Decca, дирижер Э.Клайбер), «Севильский цирюльник» (Urania, дирижер А.Эреде, солисты Э.Бастианини, Д.Симионато и др.), «Сила судьбы» (Decca, дирижер Ф.Молинари-Праделли, солисты М.дель Монако, Р.Тебальди, Э.Бастианини, Д.Симионато и др.), «Лючия ди Ламмермур» (Decca, дирижер Д.Притчард, в заглавной партии Д.Сазерленд).

На фото:
Чезаре Сьепи

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ