Женский голос, как ветер несется...

Юбилей Галины Вишневской

Женский голос, как ветер, несется
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету не коснется,
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит...
Анна Ахматова "Слушая пение". 1961 г.

На полях автографа этого стихотворения Ахматова записала: "Вишневская пела бразильскую бахиану" (сочинение Э.Вилла-Лобоса - прим. ред.).

Поэты всегда чувствительны к музыке, а выдающиеся поэты в особенности. Этих строк гениальной Ахматовой достаточно, чтобы понять масштаб дарования замечательной русской певицы Галины Павловны Вишневской, которой 25 октября исполнилось 75 лет. Этот небольшой панегирик мы посвящаем ей, несравненной и непревзойденной.

Когда после многих лет изгнания, у нас, россиян, появилась возможность вновь увидеть Вишневскую, прочитать ее книгу "Галина", это стало для всех любителей вокального искусства подлинным праздником и счастьем. Думаю, нет человека, интересующегося пением, кто не прочел бы этих воспоминаний. Поэтому не будем очень подробно останавливаться на творческом пути артистки, обозначим лишь самое главное. Начатый в военном 1944 году в оперетте, он засиял звездным светом в 1952, когда она стала солисткой Большого театра (дебют в партии Татьяны).

В 1982 году Галина Павловна попрощалась с оперной сценой, исполнив в парижской Гранд-Опера ту же харизматическую русскую роль. И это весьма символично! А между этими событиями пролегла полная различных свершений и треволнений (в том числе и политических) сценическая жизнь. Среди лучших достижений нашей примадонны также партии Марфы ("Царская невеста"), Лизы, Купавы, Катерины Измайловой, Наташи Ростовой, Аиды, Тоски, Чио-Чио-сан, Леоноры ("Фиделио") и многие другие. К важным вехам ее карьеры относятся дебюты в "Метрополитен-опера" (1961, Аида), "Ковент-Гардене" (1962, Аида), "Ла Скала" (1964, Лиу в "Турандот"). Вишневская - 1-я исполнительница на русской сцене сольной партии в моноопере Ф.Пуленка "Человеческий голос" (1965)*, партии Полины в "Игроке" С.Прокофьева (1974)**.

Несравненной Вишневской посвящали свои произведения Д.Шостакович и Б.Бриттен. Так в 1962 певица участвовала в мировой премьере "Военного реквиема" Бриттена, а в 1969 в 14-й симфонии Шостаковича.

Совершеннейшим потрясением стала ее трактовка шедевра Пуленка. Казалось бы, что можно добавить к музыкальному образу, созданному замечательной Дениз Дюваль? Однако Вишневская смогла вложить в образ несчастной и покинутой женщины боль и темперамент русской души, органично соединив их со стилем музыки французского мастера.

Далеко не все звезды вокала владеют драматическим мастерством. Но Вишневская в полной мере обладала и этим качеством. Потомки смогут судить об этом по ее блестящей работе в Фильме "Катерина Измайлова" (1966, реж. М.Шапиро). Вишневская уделяла много внимания и звукозаписям. Среди них лучшими стали "Евгений Онегин" (1955, дир. Б.Хайкин, партия Татьяны), "Борис Годунов" (1970, дир. Г.фон Караян, партия Марины).

Многие годы спутником жизни певицы является выдающийся виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович. На долю супружеской пары выпало много испытаний, когда в 1974 году из-за их дружеских связей с А.Солженициным, которому они помогали выстоять в борьбе с советским режимом, артистов изгоняют с родины, лишив гражданства. Лишь в 1990 году справедливость была восстановлена, и оба смогли вновь ступить на российскую землю. Однако незаживающая рана осталась. Тем не менее, преодолев естественные обиды, Вишневская начинает активную общественную деятельность на родине. Достаточно краткого перечня добрых дел, в которых она принимает участие: детская школа "Галина Вишневская" в Москве, в которой юные музыканты овладевают секретами вокала и оперы; создание Высшей школы оперного искусства на Остоженке; ярмарка оперных певцов в Екатеринбурге; благотворительная помощь Центральной районной больнице в одном из глубинных районов Нижегородской области - список можно продолжать - чтобы ощутить масштабы общественной активности Вишневской.

Некоторые отмечают непростой и бескомпромиссный характер Галины Павловны. Возможно. Но именно он помог выдающейся артистке с гордо поднятой головой вершить свою собственную судьбу, и стать той Вишневской, которую все мы любим и ценим!

Редакция

* Впервые опера прозвучала в СССР в том же 1965 году в концертном исполнении (солистка - Надежда Юренева).
** Впервые в СССР произведение было исполнено по радио в 1963 году, на театральной сцене в 1970 году в Тарту (Эстония).

На фото:
Г.Вишневская в опере "Человеческий голос" Пуленка.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ