Презентация театра «Русская опера» в Москве

Презентация театра «Русская опера» в Москве
Оперный обозреватель

После нескольких лет плодотворного сотрудничества группы московских оперных певцов с Благотворительным Фондом Святителя Николая Чудотворца, многочисленных поездок по стране с концертными программами, стало ясно, что классическое оперное искусство очень востребовано простым зрителем. Ведь и 100 лет назад арии из опер Верди распевал на улицах народ, а не короли и министры. Было принято решение о создании театра, который бы давал возможность приобщаться к классическому искусству не только жителям тех городов, где есть оперные театры, но и зрителям, живущим в регионах, где музыкальных театров по объективным причинам нет. Руководители Фонда, Андрей Юрьевич Быков и Михаил Иванович Чепель поддержали нашу идею, сочтя ее интересной и своевременной, поставив условием высокое качество постановок и беззаветное преданность делу.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии, солист Большого театра России Александр Филиппович Ведерников согласился осуществлять художественное руководство театром.

К большому сожалению, современный европейский оперный театр имеет тенденцию быть театром для избранных, для музыкальных гурманов. Конечно, настоящему любителю (которых не так много на самом деле), наизусть знающему большинство самых популярных опер, может быть интересно посмотреть «Бориса Годунова», действие которого происходит в Нью-Йорке 30-х годов или «Евгения Онегина», где Ленский гибнет от случайного выстрела в пьяной драке. Но что делать тем, кто первый раз пришел в театр, а таких всегда было большинство. Тенденция менять замысел авторов произведения под свои режиссерские амбиции, к счастью, еще не возобладала в России как во многих западных странах, но с каждым годом набирает силу. Наш театр ставит перед собой задачу противостоять этому, создавая спектакли в реалистической, традиционной манере, чтобы зритель понимал, что происходит на сцене.

Наш первый спектакль «Свадьба Фигаро» Моцарта преследовал именно эти задачи и, судя по реакции зрителя в самых разных городах страны, мы достигли своей цели. Чтобы распутать сюжетные клубки пьесы Бомарше и сделать их понятными зрителям с полуслова, спектакль решено было исполнять на русском языке. Ведь «Свадьба Фигаро» – это комедия, и комедия с очень непростым, даже запутанным сюжетом, с массой переодеваний, смешных ситуаций, требующих понимания и мгновенной реакции зрительного зала. Опыт, талант и горячее желание артистов труппы репетировать под руководством одного из самых востребованных современных российских режиссеров, режиссера-постановщика Большого театра России Михаила Кислярова, помогли преодолеть все трудности и представить на суд зрителей замечательную музыкальную комедию Моцарта – Бомарше.

В Москве спектакли пройдут 7 и 9 марта 2009 года во Дворце на Яузе. В спектаклях заняты – Сергей Москальков, Мария Лобашева, Надежда Нивинская, Герман Юкавский, Алина Шакирова, Сергей Васильченко, Людмила Воробьева, Игорь Сироткин, Юрий Баранов, Елена Коровина, симфонический оркестр Российского государственного музыкального центра, хор Высшей школы экономики, дирижер – Александр Жиленков, режиссер – Михаил Кисляров.

Накануне презентации театра «Русская опера» в Москве мы побеседовали с одним из инициаторов создания коллектива баритоном Сергеем Москальковым, известным москвичам по спектаклям Геликон-оперы и Большого театра.

В Москве как минимум шесть оперных театров и три студии (в консерватории, Гнесинке, у Вишневской) – в Нью-Йорке, Лондоне или Париже нет такого. Вы предлагаете еще один. Оправданно ли это? Не боитесь конкуренции?

Мы – московский театр только наполовину. Просто живем и репетируем здесь. Приоритетом нашей деятельности является вся остальная Россия, провинция, особенно города, где нет оперных театров.

До презентации театра в Москве что уже было сделано? Были ли постановки где-то в глубинке?

Да, театр существует с августа 2008 года, когда в небольшом курортном городке Ейске состоялась премьера «Свадьбы Фигаро». Это был уникальный проект. На сцене тамошнего дворца культуры, за две недели до премьеры, были выставлены полные декорации, был специально куплен свет, реконструирована яма. Таким образом, ейчане, до этого никогда с оперой не сталкивавшиеся, увидели во всех отношениях полноценный спектакль, а не, так распространенную нынче, антрепризу с тремя стульями. Затем спектакль проехал по югу России: был показан в Нальчике, Кисловодске, Ессентуках, Майкопе и Краснодаре. Несмотря, на мертвый сезон (август) и неизвестное никому имя театра, собирались почти полные залы. В конце сентября с большим успехом тот же спектакль был сыгран в Иваново.

Как удалось привлечь спонсоров? У нас они охотнее идут в спорт или в шоу-бизнес, опера – явно не мейн-стрим. Чем удалось их заинтересовать?

Наших спонсоров лучше назвать меценатами, они таковыми и являются в полном смысле слова. Театр и был создан по их инициативе. Это два прекрасных человека – Михаил Иванович Чепель и Андрей Юрьевич Быков, руководители благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца. Этому Фонду уже более восьми лет, и, кроме огромного числа проектов, связанных со строительством храмов, памятников, поддержкой детских учреждений, возникла идея создания театра. Появилась она не вдруг. Фонд несколько лет сотрудничал с группой московских оперных певцов, проходило много концертов в самых разных местах нашей Родины от Краснодара до поселка Рыбачий на Камчатке. И стало ясно, что потребность в классической музыке в самых широких слоях населения очень велика! Что существует, даже, определенный голод у нашей, закормленной петросянами, белками и стрелками, публики. Возник резонный вопрос – а чем хуже люди в огромном количестве российских городов, подчас даже региональных центров, что они не могут, как москвичи, питерцы или казанцы, видеть и слышать лучшие образцы мировой классики в хорошем исполнении? Так и возник наш театр, в первую очередь – для этих людей. Ну, а в Москве, конечно, нужно играть, чтобы спектакли просто жили, ведь нужна определенная регулярность, а гастролей пока не так много. Да и мам с папами надо же куда-то приглашать, не повезешь же их на Камчатку!

«Русская опера» - но начинаете с оперы иностранной. Парадокс?

Да первая опера иностранная, но… на русском языке! Согласитесь, по нынешним временам это не характерно! А на одном только русском репертуаре, к сожалению, не выехать, он не настолько богат. Тем более, большинство русских кассовых опер (а о кассе мы, к сожалению, не можем забывать, пока нас никто не знает) очень монументальны! Даже «Сорочинская ярмарка», над которой мы сейчас работаем, требует как минимум 25 человек хора и почти 40 человек оркестра. То есть, концепция театра многогранна, это и, безусловно, русский репертуар. Следом за «Сорочинской» мы планируем «Рождественское действо» митрополита Димитрия Ростовского. А также будет и западный репертуар, но на русском языке, особенно это касается комедий, особенно таких как «Свадьба Фигаро», где зритель должен все понимать молниеносно! А в идеале, в будущем, надеюсь не очень далеком, это утверждение бренда «Русская Опера», чтобы стал он не менее популярным и узнаваемым, чем «Русский балет»!

«Русская опера» - будет ли в действительности приоритет русской музыке, русской опере? Ведь, по сути, она сегодня в загоне – забыта и непопулярна. В репертуаре театров – джентльменский набор, что-то редкое почти не ставится. Что думаете об этом?

Как я уже говорил, мы сейчас работаем над «Сорочинской ярмаркой» Мусоргского, где прекрасно репетирует наш великий русский бас Александр Ведерников. Несмотря на свой почтенный возраст, восемьдесят один год, он в прекрасной форме! Премьера спектакля пройдет в Твери 20 марта сего года, и будет приурочена к 170 летнему юбилею Мусоргского, который, как известно, родом из Торопца Тверской губернии. Далее спектакль поедет во Владимир в начале апреля, а потом в Омск на международный оперный фестиваль в начале июня. Это ближайшие планы. На следующий сезон мы хотим сделать «Рождественское действо» Димитрия Ростовского, над остальными названиями сейчас думаем, должно быть еще, как минимум два. Очень хочется, конечно, поставить кого-то из новых композиторов, необходим, также детский спектакль. В общем, планов громадьё. Лишь бы кризис их не спутал!

Беседовал Александр Матусевич

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ