Из дневника меломана. Питерские заметки

Из дневника меломана. Питерские заметки
Оперный обозреватель

OperaNews.Ru возобновляет сотрудничество с известным петербургским критиком и журналистом Кириллом Веселаго, чьи статьи ранее не раз появлялись на страницах нашего журнала. Сегодня предлагаем вниманию читателя два его материала, повествующие о музыкальных событиях северной столицы. Статьи публикуются с некоторой задержкой, связанной с кратким летним перерывом в работе еженедельника.

В рамках вялотекущих летних фестивалей, наспех скроенных безо всякой идеи и хоть сколько-нибудь сформированной репертуарной политики, нынешним летом петербургский оперный мир захлестнула какая-то эпидемия концертных исполнений: после недавнего «Парсифаля» в концертном зале Мариинки и там же «Паяцев» Леонкавалло в Филармонии «ударили по французам», причём – по редким, неафишным названиям.

Лишь Михайловский театр возобновил классику: несколько вампучную, но необыкновенно красивую «Царскую невесту» в постановке С. Гаудасинского с декорациями В. Окунева.

В Большом зале Филармонии была дана опера Бизе «Искатели жемчуга»: Французский институт в Санкт-Петербурге не только оплатил участие в проекте оркестра государственного Эрмитажа и камерного хора Смольного собора, но и пригласил французских солистов и дирижёра. На афише было написано «впервые в России» – явно сгоряча, поскольку эта опера Бизе ставилась и до революции, и после (не так давно – в московской «Новой опере»)! Правда, оригинальная версия композитора и впрямь слегка отличается от общепринятой – но опера, написанная молодым Бизе (ему было двадцать четыре года) после первого представления в сентябре 1863 года выдержала в Париже всего 18 спектаклей, после чего исчезла из репертуара. После этого Жорж Бизе незначительно переработал партитуру – таким образом, посетители филармонии смогли лишний раз убедиться, что финальный вариант почти всегда лучше эскиза. Меломанам оставалось утешаться тем, что знаменитая теноровая ария «Je crois entendre encore» и дуэт для тенора и баритона «Au fond du temple saint» присутствовали и в «черновике».

Возможно, сей пафос объясняется тем обстоятельством, что дирижёр Гийом Турньер (лауреат нескольких французских премий) старается делать себе имя в связи с проектами, касающимися редко звучащих сочинений или их первоначальных авторских редакций. Он выступает в многочисленных концертах, среди которых премьера воссозданной музыки Прокофьева к фильму Эйзенштейна «Иван Грозный», премьера трех ранее неизданных произведений Артура Онеггера, и так далее. В «Искателях жемчуга» этот экстравагантный, беспрерывно приседающий и извивающийся дирижёр показал себя «дирижёром-певцом»: то есть, он беспрерывно поёт – с солистами, хором и даже с оркестром – и таким образом, кроме себя, любимого, никого больше на сцене и не слышит. Впрочем, эрмитажный оркестр даже и с К. Орбеляном (другим представителем «планеты глухих») порой умудряется играть прилично, потому явного «криминала» в оркестре вовсе не было.

Сопрано Валери Кондолучи – ещё одна обладательница французских национальных премий (правда, исключительно за исполнение камерной музыки). Нигде, кроме Парижа, Лиможа, Бордо и Монте-Карло, её имя не известно. Комнатный голос певицы, к сожалению, оказался совершенно недостаточен для хоть сколько-нибудь приличного озвучивания партии Лейлы.

Родившийся во Франции вьетнамец Филипп До пел, как говаривали в старину, «с аншлагом»: то есть, публике было объявлено, что тенор-де себя очень плохо чувствует, простыл, и так далее. Так или иначе, партию Надира Филипп До спел действительно неважно: не то что «до», даже его «соль» и «ля» были уже едва слышны в зале.

Бас Федерик Буро – тоже молодой солист, блистающий в родных провинциях: Монпелье, Тулузе, Авиньоне, Лилле, Лиможе и так далее. Его «совещательный голос» в России вряд ли назвали басом даже самые доброжелательные педагоги; чтение прогноза погоды на радио стало бы вершиной в его медийной карьере.

Лауреат многих международных конкурсов баритон Пьер Ив Прюво оказался в тот вечер самым, пожалуй, профессиональным певцом. Увы, его исполнение партии Зурги лишний раз доказало известную истину, что один в поле не воин.

Иная картина наблюдалась в том же Большом зале 19 июня: там «в одну телегу» впрягли двух сыновей, причём далеко не праведных: музыка балета Прокофьева и кантаты Дебюсси под названием «Блудный сын» (один из излюбленных сюжетов в произведениях искусства) были объединены в концерте Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Фабио Мастранджело.

Сергей Прокофьев приступил к работе над балетом «Блудный сын» в 1928 году в Париже по заказу Дягилева. Постановкой композитор остался недоволен, и впоследствии многие фрагменты этой музыки он (не писавший ни строчки «впустую») включил в свою Четвертую симфонию. Иначе вышло с молодым Клодом Дебюсси: в поисках денег в 1884 году он решил поучаствовать в конкурсе на получение Римской премии, выбрав сюжет о Блудном сыне для своего сочинения, ставшего неким «микстом» оперы и кантаты. Исполнение «Блудного сына» произвело фурор в Парижской консерватории.

Фабио Мастранджело один из немногих дирижёров, обладающих счастливым умением сочетать реальный профессионализм с подлинной музыкальностью. А в «Блудном сыне» Дебюсси, кроме оркестра, действительно блистали солисты: обладательница красивого сопрано Динара Алиева со времени своего выступления на конкурсе Е. Образцовой в Питере изрядно выросла в творческом плане, а голос её стал собраннее и плотнее. Признанный корифей оперной сцены и концертной эстрады Константин Плужников лишний раз доказал, что для настоящего мастера не существует ни тесситурных трудностей, ни трудностей в преодолении плотной массы оркестра. Лишь баритон Андрей Славный выбивался из этой компании – очень слабый, сугубо камерный голос не позволил певцу порадовать публику своей музыкальностью; вышло просто как у Маршака: «открывает щука рот, а не слышно, что поёт»…

Тем не менее, после череды оперных концертов и не радующих ни глаз, ни сердце так называемых «остросовременных» постановок очень захотелось «чего-то академического» – и тут как нельзя более кстати Михайловский театр возобновил «Царскую невесту» Римского-Корсакова в постановке С. Гаудасинского. Конечно, постановка несколько отдаёт нафталином и «Вампукой, принцессой Африканскою» – но уж больно хороши декорации В. Окунева! А постановку можно и другую сделать – но в этом же оформлении.

Станислав Гаудасинский щедро «украсил» увертюру и прочие «ненасыщенные действием» музыкальные фрагменты «оживляжем» в виде мимических сцен и балета, причём мизансцена перед вторым актом («Смотрины невест в покоях Иоанна Грозного») необыкновенно смахивает на сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в которой управдом Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский, оказавшись в XVI веке, трапезничают, переодевшись в «царские шмотки». Конечно, такие комические реминисценции мало гармонируют с русской драмой – впрочем, вся постановка (при довольно-таки сносной «разводке») грешит неточностями и режиссёрскими поделками в стиле матрёшек, деревянных ложек и бескозырок, что щедро предлагаются бессовестными ларёчниками наивным интуристам у «Авроры», возле Эрмитажа или на Исаакиевской площади.

Впрочем, музыкальная часть приятно удивила. Во-первых, вдруг весьма прилично заиграл оркестр под управлением Владислава Карклина – дирижёра, в Питере практически неизвестного. Когда-то он закончил Хоровое училище при Академической Капелле им. Глинки, а потом исчез где-то за границей. Спектакль он провёл прекрасно, с хорошим драйвом, с вниманием к солистам и очень опрятным звучанием оркестра. Юрий Мончак весьма и весьма достойно дебютировал в партии Собакина, а Дмитрий Головнин – в роли Лыкова. Г-н Головнин не очень озабочен «прикрытием» нот в переходном и верхнем регистрах, из-за чего его лирический тенор обретает этакое «а-ля рюс» звучание – однако Римский-Корсаков – не Верди или Пуччини, и в данной партии это было очень к месту. Весьма хороша была Наталья Миронова в роли Марфы, а вот Марина Пинчук (ещё один дебют) пока ещё, видимо, слишком молода для партии Любаши: не хватало сценической харизмы, не было масштаба личности этой «Макбет», да и в вокальном плане она далеко не везде справлялась со своими задачами. Тем не менее, г-жа Пинчук – певица, бесспорно, многообещающая (безо всяких кавычек).

Здорово, когда «не стареют душой ветераны» – но ещё более отрадно, когда они при этом ещё и демонстрируют потрясающее вокальное благополучие: замечательные Сергей Сафенин, Нина Романова, но главное – народный артист России Николай Копылов в роли Грязного. Звонкий наверху и необыкновенно плотный голос, легко «пробивающий» оркестр, прекрасная дикция – в общем, в активе у певца всё то, чего так не хватает нынешним выпускникам консерваторий и даже «молодым солистам».

И в заключение – о скорбном: Дмитрий Хворостовский не смог выступить перед питерской (а чуть позже – также и московской) публикой в связи с потерей голоса. Но если в Москве вышли из ситуации с достоинством, то Валерий Гергиев в последний момент попытался подсунуть меломанам некую «сборную солянку» из оперных арий в исполнении солистов Мариинки, оказавшихся поблизости. «Пипл», однако, не «схавал», и фокус не удался: люди, заплатившие немалые деньги за концерт «звезды», все попытки Гергиева объясниться с публикой встретили возмущёнными криками, свистом и улюлюканьем. Так что волей-неволей пришлось объявить о том, что деньги за несостоявшийся концерт будут возвращены.

Так что Дмитрию Хворостовскому надо пожелать скорейшего выздоровления, а Валерию Гергиеву – большего уважения к петербургским меломанам.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ