Конкурс-юбилей Елены Образцовой

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Не так давно, почти под занавес прошедшего театрального сезона, в городе на Неве на сцене Михайловского театра состоялся юбилейный вечер Елены Образцовой, выдающейся российской певицы, вписавшей свое имя в мировую историю оперного искусства XX века. А совсем недавно Большой зал Санкт-Петербургской филармонии стал свидетелем Седьмого Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой, который прошел с 18 по 28 августа 2009 года. И вот уже отзвенели его финальные аккорды, а публика смогла, наконец, узнать имена новых молодых лауреатов.

За время своего существования это состязание с его неповторимо уютной атмосферой и особым азартом мирной вдохновенной борьбы каждый раз становилось весьма значимым событием музыкальной жизни.

Конкурс успел «приучить» своих участников и слушателей к тому, что в составе его жюри, неизменно возглавляемого Еленой Образцовой, – сплошь имена легендарные, гордость и слава мировой оперной сцены XX века, друзья и коллеги российской примадонны по международному оперному цеху. Пожалуй, из отечественных вокальных конкурсов последнего времени этот – единственный, кто в большей степени, чем другие, может похвастать подобным изобилием знаменитых артистических персоналий. Свои теплые приветствия в адрес нынешнего состязания прислали Рената Скотто, Пласидо Доминго, Мирелла Френи и Карло Бергонци. В состав конкурсного жюри в этом году вошли Бруно Пратико (Италия), Тереза Берганса (Испания), Тадаёши Гунди (Япония), Илеана Котрубас (Румыния), Калоджеро Витторио Терранова (Италия) и Паоло Эспер (Испания – Бразилия). Последняя персоналия в этом списке хорошо известна в музыкальном мире по части оперного продюсирования и менеджмента.

Но на этом список звездных имен, в этом году приехавших в Санкт-Петербург, не заканчивается. Несмотря на то, что официальным конкурсным финишем стал заключительный концерт лауреатов, его торжественным апофеозом, по всем законам классического жанра, явился концерт-поздравление именитой юбилярши, формально отношения к конкурсу не имевший, но органично дополнивший его факультативную программу. Специально для участия в гала-концерте, состоявшемся 30 августа на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии, в город на Неве прибыла целая «делегация» зарубежных певцов. В ее составе – одна из ведущих представительниц итальянской вокальной школы, Фьоренца Чедолинс, а также такие маститые имена ХХ века как Эва Мартон, Катя Риччарелли и Петер Дворски. Таким образом, вместе с некоторыми членами жюри – Бруно Пратико, Тадаёши Гунди и Терезой Баргансой – вокальная компания подобралась весьма интересная.

Чедолинс в двух спетых ею ариях (Мадам Баттерфляй и Адриенны Лекуврёр из одноименных опер Пуччини и Чилеа) была как всегда ослепительно хороша, драматически выразительна и интонационно точна, а невероятно большой – в буквальном и переносном смысле! – лицедей-интерпретатор Бруно Пратико однозначно «положил зал на обе лопатки» каватиной Дона Маньифико из россиниевской «Золушки». Из мастеров старшего поколения, уже практически сошедшего со сцены, лишь Эва Мартон с двумя «кровавыми веристскими ариями» (Маддалены из «Андре Шенье» и Джоконды из одноименной оперы Понкьелли) и Тадаёши Гунди с ариозо Мориса из «Адриенны Лекуврер» заставили пережить незабываемые моменты их былого величия, поразив свежестью и скрупулезной выстроенностью вокально-артистических интерпретаций. Увы, остальные члены названной «большой семерки» оказались в весьма отчаянном положении – безжалостное время решительно отказалось пощадить их некогда замечательные голоса даже в такой знаменательный вечер! В концерте-поздравлении с большим успехом выступили и два лауреата прошлых конкурсов – благородно-рафинированный лирический тенор Эндрю Гудвин и блистательно-темпераментная Динара Алиева, обладательница роскошного лирико-драматического сопрано.

За дирижерским пультом концерта-поздравления стоял итальянский… тенор Джузеппе Саббатини. Ошибки здесь никакой нет. Мои личные воспоминания в отношении этого имени относятся к 2003 году и ассоциируются с премьерой французской редакции «Фаворитки» Доницетти в Венской государственной опере (партия Фернана) и постановкой «Травиаты» на фестивале «Sferisterio» в Мачерате (партия Альфреда). По-видимому, мы имеем здесь дело с тенденцией «из теноров – в дирижеры»: Доминго, Кура, Саббатини… Кто следующий? Но как бы то ни было, под управлением итальянского маэстро Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии звучал потрясающе изящно и сбалансировано легко! Браво, Саббатини! И всё же его теноровая душа не замедлила вырваться наружу: управляя оркестровым аккомпанементом неаполитанской песни в исполнении Пратико, одну фразу из нее он эффектно пропел, повернувшись лицом к изумленной публике! Но главный сюрприз ждал впереди, когда оркестр уже покинул сцену, а на ее средину был вывезен рояль, под аккомпанемент которого самой Еленой Образцовой, Динарой Алиевой и Бруно Пратико темпераментно зажигательно было исполнено трио («Урок музыки») из оперы Доницетти «Дочь полка».

Необходимо отметить, что помимо концерта-поздравления собственно состязательная часть конкурса на этот раз была дополнена и рядом других тематических вечеров, в которых, и это совершенно очевидно, свою музыкальную магию правили два числа – 7 и 10. Открывала конкурс программа «Десять лет спустя» – гала-концерт лауреатов Первого Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. Смысл подобной задумки становится понятным, если вспомнить, что первый и нынешний, седьмой по счету, конкурс разделяет промежуток в десятилетие. Между прослушиваниями первого и второго туров состоялся концерт под названием «Оперные раритеты», изюминкой которого стало участие в нем известного нам уже Бруно Пратико и выдающегося французского контратенора Робера Экспера, по мнению Елены Образцовой, несомненного лидера среди голосов подобной специализации. Наконец, в промежутке между вторым и третьим туром прошел еще один необычный вечер «Семь победителей». В этом гала-концерте приняли участие лауреаты семи международных вокальных конкурсов, проходивших в Италии в 2007 – 2009 годах. Это событие, несомненно, еще более расширило конкурсные горизонты и стало прекрасным подарком санкт-петербургской публике.

Программа Седьмого конкурса Елены Образцовой, по сравнению с предыдущими годами, претерпела существенные изменения, главным из которых стало то, что на третьем туре исполнялся дуэт из оперы (при этом каждому участнику предоставлялся необходимый партнер). Для третьего тура конкурсанты должны были заявить по два дуэта, а какой из них исполнять, решало жюри по результатам второго тура. Точно также по результатам первого тура жюри определяло, какие две из пяти заявленных участниками арий будут исполняться на втором туре. Наконец, на первом туре исполнялись две арии по выбору конкурсанта – ария барокко из оперы, оратории или кантаты XVII – XVIII веков и ария из оперы XIX века. Третий тур прошел под аккомпанемент Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, а за его пультом стоял известный итальянский дирижер Джулиано Карелла.

Подводя итоги конкурса, Елена Образцова подчеркнула, что неоспоримо ярких индивидуальностей, таких как, к примеру, Юлия Лежнева на прошлом конкурсе, нынешнее состязание не выявило, поэтому Гран-при в этот раз решено было не присуждать. По мнению примадонны, сейчас в мире складывается такая ситуация, что вокальная техника молодых певцов шагнула весьма далеко, подменив «пение музыки» добросовестным «пением нот». И это совершенно неприемлемо, так как в первую очередь певец должен нести со сцены свою творческую индивидуальность, дарить слушателю эмоциональный посыл радости от самого процесса пения, быть настоящим артистом, доносящим сокровенный смысл исполняемой музыки. В финал обсуждаемого конкурса вышли 13 претендентов, из них звания лауреата удостоились 7. Первые премии получили баритон Роман Бурденко (Россия) и сопрано Елена Гусева (Россия), вторые премии – две певицы-сопрано Наталья Петрожицкая (Россия) и Вера Чеканова (Россия). Обладателями третьих премий стали сразу три баритона Коджи Терада (Япония), Алексей Лавров (Россия) и Андрей Жилиховский (Молдова).

Победа Романа Бурденко, ранее уже завоевавшего первые премии на конкурсе Галины Вишневской и конкурсе имени Павла Лисициана, кажется, была предопределена с самого начала. Несомненно, у этого опытного профессионала все под контролем: и техника, и «пение нот», – но пока они все же превалируют над «пением музыки», неизбежно снижая планку истинно художественного восприятия. Зато совершенной противоположностью ему – хотя все они такие разные! – выступила интернациональная тройка баритонов. Коджи Терада оказался необычайно фактурен с точки зрения драматической выразительности. Алексей Лавров, хотя, и пел еще отчасти «по-ученически», уже сумел проявить такое благородство кантилены, такое «по-взрослому» интонационное чутье, что даже заставил признать наличие в арсенале его выразительных средств нечто похожее на темпераментное итальянское brio. По сравнению с этим певцом, продемонстрированные вокальные достижения Андрея Жилиховского выглядели несколько более скромными, хотя в целом заявка на мастерство им была сделана вполне достойная.

В отношении трех лауреатов-сопрано ощущение «пения музыки» лично для меня не возникло ни разу: его заменила голая техника и вокальная эквилибристика. Легкое недоумение вызывает присуждение первой премии Елене Гусевой, хотя формально очень трудно подыскать контраргументы по отношению к решению жюри. Лично мне очень досадно, что осталась в тени украинское сопрано Анастасия Черноволос, по результатам третьего тура так и не получившая лауреатского звания: вот где было «пение музыки», вот где была эмоциональная самоотдача, вот где было настоящее творчество! Но если исходить из трех женских лауреатских имен, то пальму первенства я бы отдал всё же супертехничной Наталье Петрожицкой, несмотря на то, что ее стальное, лишенное обертонов сопрано звучало совершенно безэмоционально и отстраненно холодно. Что касается лирического сопрано Веры Чекановой, то, на мой взгляд, это «твердая» третья премия, а вот баритону Алексею Лаврову я вполне присудил бы второе место. Но спешу склонить свою голову перед решением жюри, чья авторитетность и профессионализм не вызывают у меня ни малейшего сомнения. Мои же личные оценки и рассуждения следует рассматривать, выражаясь юридическим языком, в качестве «особого частного мнения», не совпадающего с официальным протоколом.

На третий тур прошло всего одно меццо-сопрано и один тенор, а басов на нем не было и вовсе. И это говорит не только об извечном дефиците теноров, но, как ни странно, и басов тоже. В частности, этим грустным «открытием» Елена Образцова поделилась с журналистами. И не секрет также, что на любом вокальном конкурсе количество меццо-сопрано всегда гораздо меньше, чем сопрано. Однако уже анонсированы временные рамки осуществления новой оригинальной инициативы Культурного центра Елены Образцовой – Международного конкурса меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери. Он пройдет в Санкт-Петербурге с 20 по 26 ноября 2010 года. Сама же примадонна, в плане подготовки этого события, намерена осуществить поездку по российским оперным театрам, чтобы прослушать голоса и в случае удачных результатов пригласить их на свой конкурс. Это благое дело, безусловно, заслуживает всяческого уважения и вселяет надежду на то, что через год мы вполне можем стать свидетелями новых вокальных открытий.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ