Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

США: кризис оперы – финансовый или нравственный?

Оперную жизнь Америки продолжает штормить. Закрылись еще несколько провинциальных музыкальных театров. Последняя по счету – Опера Коннектикута. Те же театры, которым пока удается уцелеть, влачат жалкое существование: сокращают штаты (Опера Лос-Анджелеса упразднила 17 ставок), снижают зарплаты музыкантам и певцам (Городская опера Нью-Йорка), экономят на новых постановках («Метрополитен-опера» отказалась от четырех премьер в новом сезоне).

Обо всем этом с тоской пишут местные критики и журналисты, сетуя на недостаток средств и падение посещаемости. И только немногие задаются вопросом, а так ли уж в этом виноват финансовый кризис? Среди них – Барри Сингер, утверждающий на сайте Metoperafamily.org, что в основе оперного кризиса - «антиэстетизм новейших культурных тенденций» Америки: «Можно ли ожидать полные залы оперных театров в стране, которая пренебрегает музыкальным образованием подрастающих поколений…? Да, конечно, провинциальная опера представляет собой мощный инструмент образования и культурной ориентации. Но в сегодняшнем мире, где над всем доминирует пресловутая форма «спрос-предложение», у провинциальных театров немного шансов выжить».

Жители Лос-Анджелеса предпочли бы поужинать с Пласидо Доминго

В ходе опроса жителям Лос-Анджелеса предложили выбрать, с кем бы они хотели провести вечер за ужином. В списке кандидатов – известные в городе персоны, включая самого мэра. Две трети опрошенных выбрали бы знаменитого тенора и управляющего Оперой Лос-Анджелеса Пласидо Доминго. Новый сезон стартует 12 сентября оперой Доницетти «Любовный напиток».

Кстати, в упомянутом опросе последнее место с 6% занял мэр Лос-Анджелеса господин Виллараигоза.

Театр «Ла Скала»: балкон закрыли на ремонт

Примерно 270 мест в верхних рядах театра будут временно недоступны зрителям, пока рабочие не закончат срочный ремонт, начатый в последних числах августа. Ремонт вызван обнаружением в отделке зала асбеста – материала, законодательно запрещенного в Италии к использованию при строительстве жилых и общественных зданий. Пресс-секретарь театра Карло Мария Селла заявил, что «небольшое количество асбеста обнаружено в одном месте сводчатого потолка». Он заверяет, что асбест будет удален и ремонт закончен к концу октября.

По традиции, новый сезон «Ла Скала» открывает 7 декабря. Но театр работает: полным ходом идут репетиции, с 5 сентября на афише - балет «Сон в летнюю ночь». Зрителям, раскупившим закрытые на время ремонта места, предлагаются другие, более удобные кресла. Как заметил Селла, асбест попал в здание задолго до того, как был принят закон о его запрете.

Петр Бечала: «Партия Ленского требует скорее драматических, нежели вокальных данных»

В одном из последних интервью польский тенор Петр Бечала так охарактеризовал партию Ленского в «Евгении Онегине», которую он часто и с неизменным успехом исполняет на различных оперных сценах: «Любой тенор способен справиться с вокальной стороной – в партии нет сверхвысоких нот. Самое сложное – вжиться в образ». Интервьюер, американская журналистка Луиза Гуинтер напомнила, что в последней постановке этой оперы в «Метрополитен» вся сцена дуэли проходила практически в темноте – зрители едва различали силуэты. «Я был удивлен еще на репетиции, - говорит Бечала, - первое, что подумал: проблема со светом. Но мне объяснили, что так задумал постановщик (Роберт Карсен). Тогда я решил перестроиться: раз лица не видно, акцент делаю на движение, на позу, на перемещение по сцене. Все эти вещи надо знать и ими владеть. Недостаточно иметь только голос».

В настоящее время польский тенор репетирует другую свою излюбленную партию - Фауста в одноименной опере Гуно для Чикагской оперы и одновременно впервые готовит роль Ромео в опере того же композитора.

Оперная Россия «просыпается»

Первым спектаклем нынешнего юбилейного сезона Новосибирского театра станет опера Ж. Бизе «Кармен». 12 сентября за дирижерский пульт встанет главный дирижер театра Теодор Курентзис, главные партии в опере исполнят Агунда Кулаева, Олег Видеман, Роман Бурденко, Вероника Джиоева и Андрей Триллер. В прошедшем сезоне главным событием стала премьера оперы Дж. Верди «Макбет» – совместная постановка с Парижской Национальной оперой, которая признана «Событием года» по версии Российской оперной премии Casta Diva – 2009.

Статуэтка оперной богини из позолоченной бронзы присуждается компетентным жюри, в составе которого столичные критики. Председатель жюри — Михаил Мугинштейн.
Согласно официальному пресс-релизу премии, «”Макбет” — выразительный ход российской оперы, пример нового мышления музыкального театра».

4 сентября в Пермском театре оперы и балета начался фестиваль Владимира Федосеева. Проводимый в рамках Всероссийских филармонических сезонов и при поддержке министерства культуры России, он «посвящен чествованию дирижерской профессии и того исключительного положения, которое он занимает в современной музыке и театре».

Союз художественного руководителя и бессменного дирижера Большого симфонического оркестра им. П.Чайковского и пермского театра уникален, считает Георгий Исаакян.

Фестиваль включает в себя четыре вечера. В течение двух из них Владимир Федосеев уже продирижировал пермским оркестром во время исполнения одноактных балетов Дж. Баланчина и еще выступит в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» 13 сентября.

В Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля готовится к постановке опера Дж. Пуччини "Мадам Баттерфляй". В последний раз эта опера была поставлена в театре Ниязом Даутовым в 1979 году, с тех пор в течение тридцати лет новых постановок «Мадам Баттерфляй» не было.

В качестве режиссера-постановщика премьеры приглашен Михаил Панджавидзе (Москва, Большой театр). Этот режиссер уже поставил в Казани оперы «Любовь поэта» Р. Ахияровой (2006) и «Риголетто» Дж. Верди (2009). Сценография спектакля доверена замечательному театральному художнику Игорю Гриневичу (Новосибирск) и художнику по костюмам Ольге Резниченко (Москва). Им предстоит непростая работа – разработать художественное решение спектакля, действие которого происходит в загадочной закрытой Японии конца XIX – начала XX века. Премьера спектакля состоится в двадцатых числах сентября 2009 г.

Умерла Аннагуль Аннакулиева

В Ашхабаде на 86-м году жизни скончалась туркменская оперная певица (сопрано), народная артистка СССР Аннагуль Аннакулиева. «Созданные талантливой артисткой и оперной певицей Аннагуль Аннакулиевой сценические образы, исполняемые арии и песни обогатили туркменскую национальную оперу, музыкальное искусство. Певица внесла свой достойный вклад в воспитание современного поколения, раскрыв ему посредством театрального искусства славное прошлое туркменского народа. Большое количество учеников Аннагуль Аннакулиевой, которым она помогла сделать свой выбор, стали известными в нашей стране артистами, певцами, мастерами сцены», - говорится в некрологе, подписанном президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым.

Почти полвека (с 1941 года) Аннакулиева была ведущей солисткой Туркменского театра оперы и балета им. Махтумкули. Главные ее сценические создания – это героини национальных туркменских опер, среди классического репертуара выделялись партии Татьяны («Евгений Онегин»), Лизы («Пиковая дама»), Наташи («Русалка»).

Подготовили Владимир Светозаров, Александр Матусевич

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ