Оперную жизнь Америки продолжает штормить. Закрылись еще несколько провинциальных музыкальных театров. Последняя по счету – Опера Коннектикута. Те же театры, которым пока удается уцелеть, влачат жалкое существование: сокращают штаты (Опера Лос-Анджелеса упразднила 17 ставок), снижают зарплаты музыкантам и певцам (Городская опера Нью-Йорка), экономят на новых постановках («Метрополитен-опера» отказалась от четырех премьер в новом сезоне).
Обо всем этом с тоской пишут местные критики и журналисты, сетуя на недостаток средств и падение посещаемости. И только немногие задаются вопросом, а так ли уж в этом виноват финансовый кризис? Среди них – Барри Сингер, утверждающий на сайте Metoperafamily.org, что в основе оперного кризиса - «антиэстетизм новейших культурных тенденций» Америки: «Можно ли ожидать полные залы оперных театров в стране, которая пренебрегает музыкальным образованием подрастающих поколений…? Да, конечно, провинциальная опера представляет собой мощный инструмент образования и культурной ориентации. Но в сегодняшнем мире, где над всем доминирует пресловутая форма «спрос-предложение», у провинциальных театров немного шансов выжить».
В ходе опроса жителям Лос-Анджелеса предложили выбрать, с кем бы они хотели провести вечер за ужином. В списке кандидатов – известные в городе персоны, включая самого мэра. Две трети опрошенных выбрали бы знаменитого тенора и управляющего Оперой Лос-Анджелеса Пласидо Доминго. Новый сезон стартует 12 сентября оперой Доницетти «Любовный напиток».
Кстати, в упомянутом опросе последнее место с 6% занял мэр Лос-Анджелеса господин Виллараигоза.
Примерно 270 мест в верхних рядах театра будут временно недоступны зрителям, пока рабочие не закончат срочный ремонт, начатый в последних числах августа. Ремонт вызван обнаружением в отделке зала асбеста – материала, законодательно запрещенного в Италии к использованию при строительстве жилых и общественных зданий. Пресс-секретарь театра Карло Мария Селла заявил, что «небольшое количество асбеста обнаружено в одном месте сводчатого потолка». Он заверяет, что асбест будет удален и ремонт закончен к концу октября.
По традиции, новый сезон «Ла Скала» открывает 7 декабря. Но театр работает: полным ходом идут репетиции, с 5 сентября на афише - балет «Сон в летнюю ночь». Зрителям, раскупившим закрытые на время ремонта места, предлагаются другие, более удобные кресла. Как заметил Селла, асбест попал в здание задолго до того, как был принят закон о его запрете.
В одном из последних интервью польский тенор Петр Бечала так охарактеризовал партию Ленского в «Евгении Онегине», которую он часто и с неизменным успехом исполняет на различных оперных сценах: «Любой тенор способен справиться с вокальной стороной – в партии нет сверхвысоких нот. Самое сложное – вжиться в образ». Интервьюер, американская журналистка Луиза Гуинтер напомнила, что в последней постановке этой оперы в «Метрополитен» вся сцена дуэли проходила практически в темноте – зрители едва различали силуэты. «Я был удивлен еще на репетиции, - говорит Бечала, - первое, что подумал: проблема со светом. Но мне объяснили, что так задумал постановщик (Роберт Карсен). Тогда я решил перестроиться: раз лица не видно, акцент делаю на движение, на позу, на перемещение по сцене. Все эти вещи надо знать и ими владеть. Недостаточно иметь только голос».
В настоящее время польский тенор репетирует другую свою излюбленную партию - Фауста в одноименной опере Гуно для Чикагской оперы и одновременно впервые готовит роль Ромео в опере того же композитора.
Первым спектаклем нынешнего юбилейного сезона Новосибирского театра станет опера Ж. Бизе «Кармен». 12 сентября за дирижерский пульт встанет главный дирижер театра Теодор Курентзис, главные партии в опере исполнят Агунда Кулаева, Олег Видеман, Роман Бурденко, Вероника Джиоева и Андрей Триллер. В прошедшем сезоне главным событием стала премьера оперы Дж. Верди «Макбет» – совместная постановка с Парижской Национальной оперой, которая признана «Событием года» по версии Российской оперной премии Casta Diva – 2009.
Статуэтка оперной богини из позолоченной бронзы присуждается
компетентным жюри, в составе которого столичные критики.
Председатель жюри — Михаил Мугинштейн.
Согласно официальному пресс-релизу премии, «”Макбет” —
выразительный ход российской оперы, пример нового мышления
музыкального театра».
4 сентября в Пермском театре оперы и балета начался фестиваль Владимира Федосеева. Проводимый в рамках Всероссийских филармонических сезонов и при поддержке министерства культуры России, он «посвящен чествованию дирижерской профессии и того исключительного положения, которое он занимает в современной музыке и театре».
Союз художественного руководителя и бессменного дирижера Большого симфонического оркестра им. П.Чайковского и пермского театра уникален, считает Георгий Исаакян.
Фестиваль включает в себя четыре вечера. В течение двух из них Владимир Федосеев уже продирижировал пермским оркестром во время исполнения одноактных балетов Дж. Баланчина и еще выступит в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» 13 сентября.
В Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля готовится к постановке опера Дж. Пуччини "Мадам Баттерфляй". В последний раз эта опера была поставлена в театре Ниязом Даутовым в 1979 году, с тех пор в течение тридцати лет новых постановок «Мадам Баттерфляй» не было.
В качестве режиссера-постановщика премьеры приглашен Михаил Панджавидзе (Москва, Большой театр). Этот режиссер уже поставил в Казани оперы «Любовь поэта» Р. Ахияровой (2006) и «Риголетто» Дж. Верди (2009). Сценография спектакля доверена замечательному театральному художнику Игорю Гриневичу (Новосибирск) и художнику по костюмам Ольге Резниченко (Москва). Им предстоит непростая работа – разработать художественное решение спектакля, действие которого происходит в загадочной закрытой Японии конца XIX – начала XX века. Премьера спектакля состоится в двадцатых числах сентября 2009 г.
В Ашхабаде на 86-м году жизни скончалась туркменская оперная певица (сопрано), народная артистка СССР Аннагуль Аннакулиева. «Созданные талантливой артисткой и оперной певицей Аннагуль Аннакулиевой сценические образы, исполняемые арии и песни обогатили туркменскую национальную оперу, музыкальное искусство. Певица внесла свой достойный вклад в воспитание современного поколения, раскрыв ему посредством театрального искусства славное прошлое туркменского народа. Большое количество учеников Аннагуль Аннакулиевой, которым она помогла сделать свой выбор, стали известными в нашей стране артистами, певцами, мастерами сцены», - говорится в некрологе, подписанном президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым.
Почти полвека (с 1941 года) Аннакулиева была ведущей солисткой Туркменского театра оперы и балета им. Махтумкули. Главные ее сценические создания – это героини национальных туркменских опер, среди классического репертуара выделялись партии Татьяны («Евгений Онегин»), Лизы («Пиковая дама»), Наташи («Русалка»).
Подготовили Владимир Светозаров, Александр Матусевич