После Паваротти

Новые тенора и маневры звукозаписывающих компаний

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Любопытная заметка появилась недавно в итальянском журнале «Panorama». В статье Л. Арруги речь идет о тенорах, точнее о современном состоянии вокала на примере самого волнующего из голосов. Многое в этом материале подмечено правильно, с чем-то хотелось бы поспорить. Так, например, карьера Каррераса лишь формально близка к завершению, на самом деле как певец он «кончился» давно, по большому счету так полностью и не восстановившись в вокальном плане после своей драматической болезни, как ни жестоко это звучит. Но артисты сами провоцируют своих слушателей и критиков на такого рода жестокости, ибо в большинстве своем не умеют уйти во-время и с достоинством, продолжая цепляться за сцену (а, вернее, за гонорары).

Переоценивает, на мой взгляд, наш автор и достижения Виллазона (или Вийясона, что правильнее). Его приятный голос, ворвавшись, словно комета, на певческий «олимп», довольно быстро обнаружил как признаки износа, так и недостаточность подлинной музыкальной культуры. Ведь, когда певец в одинаковой и чрезмерно гламурной манере исполняет веристские и белькантовые партии, это настораживает! А уж характеристика голоса Бочелли, как «волнующего», вообще выходит за рамки здравого смысла. Впрочем, предоставим возможность читателю самому разобраться и оценить мысли журналиста.

Для нас существеннее другое. Вопросы поставлены верные, проблема обозначена актуальная. Самое важное достинство статьи в том, что автор абсолютно правильно связывает все професиональные проблемы вокала с общим состоянием куьтуры и общества. Поэтому у нас в редакции возникла идея обсудить данный материал и предложить нашим авторам подискутировать на эту тему. Тем более, что есть еще ряд имен, которые не упомянуты в материале критика, но о которых было бы уместно вспомнить. Возможно, к этой дискуссии присоединятся и наши читатели. Мы с удовольствием обнародуем их мнения, если таковые появятся.

Евгений Цодоков

Кто примет скипетр из рук Большого Лучано? В первом ряду Марсело Альварес. Что касается Роландо Виллазона и Хуана Диего Флореса, то они уже дали очень много. Может быть, любителей оперы удивят два итальянских тенора…

Когда Паваротти покинул этот мир, боль была всеобщей и искренней. Боль для оперного мира, звукозаписывающих фирм. Для последних смерть великого тенора – еще и огромная проблема. Речь не идет о поисках наследника: настоящие артисты неповторимы. Речь идет о том, как заполнить пустоту, образовавшуюся в результате смерти Big Luciano: найти певца, способного увлечь публику, наделенного яркой индивидуальностью. Словом, такого, что, когда наступает момент выхода на сцену, в зале чувствуется особое возбуждение, и когда звучат первые фразы,- наступает момент безумия…

Близки к полному окончанию деятельности двое других великих: Пласидо Доминго и Хосе Каррерас. На оперных сценах мира подвизаются вполне убедительные Радамес, Каварадосси, Манрико. Публика аплодирует им, восседая в удобных креслах, без очищающего волнения и без ощущения абсурдного счастья.

Так становится ясно, почему все внимательно следят за теми, кто мог бы взять на себя эту роль, столь соблазнительную для любителей оперы и столь решающую для международного оперного рынка. Все знают, какое внимание уделили средства массовой информации наследству Паваротти: внимание, граничащее с неприличием; вспомним, что Большой Лучано был человеком свободным и щедрым. Размеры его заработков кого-то удивили, но если подумать о размахе экономической деятельности звукозаписывающих фирм, о миллионах DVD, радиотрансляциях, концертах и связанной со всем этим рекламой, принять во внимание то обстоятельство, что все это носит международный характер, легко прийти к выводу, что артист подобного калибра зарабатывает много, но дает заработать и многим другим. Так становится понятно, почему театральные агенты и продюсеры неустанно гоняются за новыми голосами.

Сегодняшняя история теноров капризна и фатальна. Чтобы достичь высокого уровня и продолжать держать марку, требуются многие качества: смесь природных данных, техники, гибкости, удачливости. Отбор очень жесткий и порой несправедливый. Даже достойным профессионалом стать очень трудно. Для этого необходимо качество хорошо обработанного голоса, который гарантирует звонкость верхних нот, выровненность регистров, и в равной степени пылкость и нежность mezza voce.

Так что прежде всего певцу необходим педагог, способный понять естественные качества голоса, найти технические приемы, наибольшим образом ему соответствующие, педагог, который не растеряется перед трудностями и не будет излишне радоваться первым результатам. Таких педагогов очень мало.

Более того, тенора должны хорошо знать музыку и иметь общую культуру, гарантирующую координацию идей и интерес к тому, что происходит в мире, а также любовь к прекрасному. Что касается актерского искусства, то совершенно непонятно, где тенор может ему научиться: теоретические программы консерваторий и те, кто преподает в них, порой заставляют опустить голову от стыда.

Все дают советы бедному тенору: директора театров, многие из которых не знают музыки, предлагают ему роли в операх, которые в данный момент стоят на афише, и которые могут навредить его голосу, агенты часто стремятся использовать момент, когда певец, молодой и неизвестный, может быть представлен публике в качестве “блестящей надежды”, место которой спустя несколько лет займет другая “блестящая надежда”.

Еcли тенор обладает интересной внешностью, звукозаписывающие фирмы предлагают ему рекламу на телевидении и фотосьемки, делая акцент на “современности” этих методов. Тенор же должен иметь крепкие нервы, хорошо знать самого себя, а также уметь говорить “нет”.

Если у него есть талант и мастерство, и он завоюет успех, вокруг него возникает круг поклонников, зачастую более широкий, чем можно было ожидать. На одном блоге, посвященном опере, "Theatrum Psichotcnicum", появилось интервью с одним обладателем звонкого голоса, а также честным и увлеченным человеком – Джузеппе Джакомини: тысячи и тысячи людей прочитали интервью, и их комментарии могут служить уроком, помогающим понять, почему люди так любят тенора и искренне привязываются к нему…

Но для того, чтобы тенор увел нас в волшебный мир, заворожил неповторимостью своей личности и красотой своего пения, ему необходимо обладать чем-то единственным, исключительным. Но и тогда никто не гарантирует, что операции по созданию имиджа и маркетинг приведут тенора к грандиозному успеху, который сопровождал Паваротти. Когда четыре года назад умер великий тенор Франко Корелли, которому в течение многих лет аплодировал весь мир, выпуски новостей не сообщили об этом событии…

В настоящее время имеют привилегии исполнители, часто мелькающие на экранах телевизоров, но гораздо менее значительные для истории оперы: так, на открытие Праздника Кино в Риме был приглашен Андреа Бочелли. Его считают незаменимым, хотя в последнее время его волнующий голос обнаруживает серьезные проблемы. Но, в любом случае, без харизмы и подлинной страсти, тенор никогда не достигнет “зоны мифа”.

Есть ли в настоящее время счастливчики, предназначенные стать “звездами” в современном мире, таком хрупком? Найти их нелегко. Среди них артисты, от которых ждали чудес, типа Хосе Куры: ясный голос и прекрасный актер, гибкий музыкант (выступает в качестве оркестрового дирижера). Ныне очевидно, что его пение лишено мягкости и теплоты, а его карьера приостановилась.

Роландо Виллазон, 35 лет, завораживающе симпатичный мексиканец, наделенный голосом типа Доминго, поет слишком много. Он официально заявил о своем намерении прервать выступления на пять месяцев. Хуан Диего Флорес, тенор из Перу, которого особенно горячо любят в Испании,- подлинный феномен, когда речь идет о виртуозном бельканто, и очевидно уязвимый и неточный в ином репертуаре. Кроме того, он имеет тенденцию к самоповторению. Похожая ситуация с Роберто Аланьей: способный горячо увлечь публику в "Травиате" и "Богеме" несколько лет назад, он обнаружил большие трудности в ролях, требующих драматического накала. И потом, годы не проходят даром. Для всех.

На сегодняшний день более всех восхищает и приводит в безумие публику аргентинский тенор Марсело Альварес. У него есть все: он способен спеть последнюю арию Каварадосси "E lucevan le stelle" на пиано, как написал Джакомо Пуччини, и заставить внимать ему 15 тысяч зрителей, заполняющих Арена ди Верона, он способен сделать живым такой несколько бледный персонаж, как Родольфо из "Луизы Миллер" Джузеппе Верди, и публика театра Реджо в Парме слушает его, затаив дыхание, с начала до конца. Он произносит слово с верными драматическими акцентами, а его фразировка отмечена страстностью.

Может быть, кто-нибудь появился на горизонте? С большой осторожностью можно назвать имена трех очень молодых: русского Дмитрия Корчака и двух итальянцев, певца из Сардинии Франческо Демуро и генуэзца Франческо Мели.

Конечно, ныне жребий тенора – вещь нелегкая, опасная и непредсказуемая. Но нужно принять во внимание то, чему учит один из их персонажей, Рудольф из "Богемы", когда вспоминает, как он спрятал ключ от комнаты Мими, чтобы задержать ручку девушки в своей руке: “Aiutavo il destino” – “Я помогал судьбе”.

Лоренцо Арруга, журнал Panorama

Перевод с итальянского Ирины Сорокиной

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ