Весенние музыкальные встречи в Британии

Весенние музыкальные встречи в Британии
Оперный обозреватель

Наш автор Ян Коваленский в марте этого года побывал в Англии. Его поездка оказалась полна музыкальными впечатлениями. Часть из них уже была опубликована в нашем журнале (например, материалы об Эрнесте Блохе и Франческо Мели). Теперь мы знакомим читателей с рядом других его оперных впечатлений с берегов Темзы. Несмотря на то, что март давно миновал, характер материалов таков, что их информативная актуальность вполне сохраняется.

Королевский оперный театр в Лондоне «Covent Garden», конечно, один из лучших в мире. Посетить его хотя бы один раз – удача. Автор статьи смог побывать там пять раз, и это большая радость. Почти каждая постановка в этом театре – событие в музыкальном мире.

В феврале-марте с. г. на сцене «Covent Garden» шла опера Вагнера «Летучий голландец» в постановке известного английского режиссёра Тима Олбери. Дирижировал оперой Вагнера Марк Альбрехт, являющийся главным дирижёром филармонического оркестра г. Страсбурга. Опера была прекрасно поставлена и оформлена: на сцене берег моря и пришвартовавшийся корабль. Всё производило впечатление подлинного: вода прямо плещется у края сцены, и моряки, выходящие на берег – все в резиновых сапогах. Натурализм этой сцены просто ошеломляет. Но главное в этой постановке – участие в ней выдающегося английского (точнее, уэльского) певца – Брина Терфеля. Его пение и игра были просто бесподобны: глубокий, насыщенный баритон, потрясающая артикуляция, умение петь piano и замечательный красоты тембр голоса. Его голос звучит то как набат, подобно переливчатому колоколу, а, когда нужно, как шёпот во время морского штиля. И без каких-либо внешних усилий он заполняет весь зал. Каждое выступление Терфеля превращается в музыкальное событие. Это огромный человек, могучего телосложения, и, в то же время, он удивительно гибок и изящен. Его герой – страдающий человек, жаждущий любви и верности, но по велению судьбы, так и не нашедший счастья и успокоения. Терфель – ведущий певец партий баса и баритона, он поёт во многих оперных столицах мира, и, послушав его в Королевской опере, понимаешь, что равному ему в наши дни, практически, нет. Терфель имеет несколько английских наград за свои достижения, последняя из них в 2006 г. – королевская медаль, вручённая лично королевой Елизаветой Второй. Главную женскую партию Сенты исполняла немецкое сопрано Анья Кампе. Она обучалась в Дрездене и в Турине, и уже пела ранее эту партию во многих европейских оперных театрах. У неё большой и ровный голос, и её дуэт с Терфелем просто заворожил зал. Почти все остальные небольшие, но важные, партии пели немецкие певцы. Вокальная сторона постановки весьма высокого уровня. А знаменитый оркестр театра был просто на недосягаемой высоте. Если ставить оценку спектаклю по нашей обычной пятибальной шкале, то следует оценить его в шесть баллов! Это спектакль высочайшего класса!

Другим хитом сезона в Королевской опере была постановка оперы Беллини «Капулетти и Монтекки» с участием А. Нетребко и Э. Гаранчи. Билеты давно исчезли, их не было даже у перекупщиков. Но, к сожалению, А. Нетребко отказалась выступить в спектакле из-за неважного самочувствия после родов. Её заменила молодая японская певица Эри Накамура. Она училась в Японии, а затем в Нидерландской оперной студии, где выступала в небольших партиях. Певица с сентября 2008 г. участвует в постановках Королевской оперы. Спектакль Беллини «Капулетти и Монтекки» идёт в театре с 1984 г. 9режиссёр П. Л. Пицци, премьерой дирижировал Мути, а пели А. Бальца и Э. Груберова). Постановка была возобновлёна в 1992 г. под руководством Д. Гатти с участием А. фон Оттер и Аманды Рукрофт. Сама постановка не очень яркая, довольно статичнаЯ и несколько мрачноватая. Все достоинства в певцах. В марте 2009 г. обе основные исполнительницы были очень хороши. Э. Гаранча уже давно поёт партию Ромео (композитор написал эту роль для меццо-сопрано), и записала её на диск совместно с Нетребко. Гаранча пела на сцене великолепно, звук был объёмным, густым, он обволакивал весь зал. Голос Накамуры очень ясный и звонкий, хорошего тембра. Она маленького роста и, конечно, полностью соответствовала образу юной Джульетты. Её дуэты с Гаранча были прекрасно исполнены. После такого неожиданного и удачного дебюта молодую певицу ожидает большое будущее. Дирижировал оперой опытный английский дирижёр Марк Элдер, долгие годы руководивший Английской национальной оперой, а сейчас возглавляющий Халле-оркестр. Главное достоинство оперных постановок Covent Garden – это его незабываемый оркестр. Сам по себе он – национальное достояние Великобритании. Среди оперных шедевров, идущих на сцене театра, хочется отметить концертное исполнение «Реквиема» Верди под управлением главного дирижёра театра Антонио Паппано, с участием хора и оркестра театра. А солистами были звёзды наших дней: итальянское сопрано Микаела Карози, польский тенор Пётр Бесчала и российские певцы: Ольга Бородина – меццо-сопрано и Ильдар Абдразаков – бас. Такой сильный состав «Реквиема» бывает не так уж часто! Исполнение было грандиозным: мощное звучание хора, несравненные солисты, изумительный оркестр и маэстро Паппано – все слились в едином порыве для передачи этого трагического сочинения. Даже среди этого великолепия выделялась Ольга Бородина своим глубоким и эмоциональным голосом и точной фразировкой. Она такая редкая гостья в Москве и услышать её в Лондоне – большая удача.

Другой оперный театр Лондона, Английская национальная опера, проводит иную политику: в основе репертуара редкие оперы и экспериментальные постановки классического репертуара. Все спектакли идут на английском языке. В марте 2009 г. была показана опера Леоша Яначека «Енуфа». Выдающееся произведение великого чешского композитора было написано в 1904 г. и долгие годы было мало известно широким музыкальным кругам. Но, начиная с 50-х годов прошлого века, опера триумфально идёт по всему миру. Это очень яркое сценическое произведение, насыщенное психологическими страстями и яркими вокальными партиями. Нынешняя постановка была осуществлена в 2006 г. и получила самую высокую английскую премию «Оливье». Своему успеху она обязана замечательной английской певице Аманде Рукрофт, которая поёт главную партию ярко, динамично, страстно. Спектакль поставлен как копродукция с Хьюстонской оперой и Вашингтонской национальной оперой, и недавно был показан в Нью-Йорке на сцене театра Метрополитен-опера. Отзывы американской публики и критики были восторженными. Музыка и пение глубоко проникают в душу, и спектакль производит неизгладимое впечатление. Бессменным его дирижёром в течение всех лет является норвежский музыкант и дирижёр Эйвинд Гуллберг Иенсен. Строгие английские критики, часто всем недовольные, поставили высшие баллы этой постановке: газеты «Times», «Gardian», «Evening Standart» были единодушны. Это довольно редкий случай! В важнейшей роли Костельнички в опере выступила превосходная американская певица Микаэла Мартенс (меццо-сопрано). Дуэт Рукрофт и Мартенс, очень сложный по музыкальному языку, а их пение обеспечивает спектаклю устойчивый успех, где бы ни шла опера. Человек и окружающий его враждебный мир – вот тема этой постановки, носящей универсальный общечеловеческий характер, английского режиссёра Дэвида Элдена и сценографа Чарльза Эдвардса. И это привлекает публику.

Но ещё об одном событии нужно рассказать особо. В ста метрах от английского Парламента и недалеко от резиденции Премьер-министра, напротив здания, где проходит смена караула Букингемского дворца, находится королевский дворец " Banqueting house” («Дом банкетов»). Это здание стоит на улице Whitehall и его называют Дворец Whitehall. Оно построено в 1622 г. по заказу английского короля Джеймса I выдающимся английским архитектором Иниго Джонсом, создавшим множество роскошных зданий в Лондоне и Гринвиче. Этот дворец был предназначен для государственных встреч, дипломатических приёмов, а также для увеселений и маскарадов королевского двора. Архитектура здания с его изумительными пропорциями по стилю напоминает классические дворцы, созданные великим итальянским зодчим Андреа Палладио. Потолок Дома банкетов был расписан П. Рубенсом, и за эту работу король пожаловал ему тяжёлую золотую цепь и 3 000 фунтов стерлингов, что соответствует сегодняшним 250 тысячам фунтов. Акустика во дворце превосходная. Одной из первых постановок во дворце была пьеса Шекспира «Двенадцатая ночь». В настоящее время в этом дворце проходят королевские приёмы и музыкальные вечера. 18 марта в рамках Английского баховского фестиваля была показана опера Г. Пёрселла «Дидона и Эней».

Генри Пёрселл (1659-1695), один из основателей английской национальной оперы, сочинил свой шедевр в 1688-89 г.г., опера впервые была поставлена в этом дворце 320 лет тому назад. Эта барочная опера, и хотя в 17 — 18 веках было написано немало барочных сочинений, в том числе и Пёрселлом: «Диоклезиан», «Король Артур», «Королева Фей», но именно «Дидона и Эней» — выдающееся трагическое сочинение, очень популярное и в наши дни, и этот шедевр часто появляется на оперных подмостках. Древнеримский миф о царице Дидоне описан Вергилием в четвёртой книге «Энеиды». Дидона влюбилась в принца Энея, вернувшегося с Троянской войны, и после его отъезда в Италию по приказу бога Меркурия, не выдержав разлуки, покончила с собой. Этот сюжет использовали многие композиторы: Кавалли, А. Скарлатти, Порпора, Гендель, Керубини и др., но опера Пёрселла затмила их всех.

«Дидона и Эней» была поставлена в замечательных апартаментах, а декорациями служил сам зал с его колоннами, дивными окнами и роскошным потолком. Костюмы персонажей были сделаны по старым эскизам и образцам, которые хранятся в музеях Лондона. Оркестр был, как и во времена Пёрселла, небольшой — шесть человек: две скрипки, альт, виолончель, лютня и клавесин. Музыканты играли на старинных инструментах, как это распространено сейчас при исполнении барочной музыки. Дирижировал крупнейший французский дирижёр Жан-Клод Мальгуар. Он окончил Парижскую консерваторию и в 1969 г. на конкурсе в Женеве занял 1-е место как гобоист. Мальгуар — крупнейший исследователь и исполнитель старинной музыки, у него более 140 записей опер, кантат и инструментальных сочинений. Мальгуар сотрудничает с Английским баховским фестивалем с 1974 г., а в 1975 г. он уже выступал в Королевском банкетном доме, а с 1977 г. постоянно дирижирует операми на фестивале.

Маленький оркестр под управлением Мальгуара звучал просто волшебно. Постановщик спектакля Том Хаукс — известный английский режиссёр, прославившийся постановками опер в театрах Англии, Италии, Ирландии, Испании и др. стран. В опере Пёрселла есть замечательная танцевальная музыка, и хореограф Сара Кремер поставила танцы очень стильно, а четыре танцовщика, одетые в красивые старинные одежды, исполнили их изысканно и гармонично.

Главную партию Дидоны пела выдающаяся английская певица, обладательница роскошного и глубокого колоратурного меццо-сопрано Делла Джонс. О её пении писать очень сложно, её надо просто слушать! Её прощальное ария-плач «Lamento» перед смертью звучала как крик души. Голос и мастерство были бесподобны! Изумительное легато и филигранное голосоведение. В конце спектакля были слышны сдавленные рыдания и видны слёзы у зрителей. И это в сдержанной Англии!

Другие партии пели английские певцы Мэрилин Хилл Смит (Белинда) и единственный мужчина в опере Рассел Смит (Эней). Певец обладает баритоном прекрасного тембра, в его репертуаре много оперных партий, в том числе Евгения Онегина в одноименной опере Чайковского. А постановка спектакля "Дидона и Эней" среди шедевров архитектуры и живописи оставила незабываемое впечатление. Это радость на всю жизнь!

И под занавес своего путешествия в Англию я смог услышать в концертном исполнении редкую оперу чешского композитора Богуслава Мартину (1890-1959 г.г.) «Жюльетта». Это ркое сюрреалистическое сочинение, написанное композитором в 1938 г., исполнял оркестр BBC во главе с дирижёром Иржи Белоглавеком, а главную роль пела выдающаяся чешская певица Магдалена Кожена, обладательница красивейшего меццо-сопрано. Опера интересно оркестрована, музыка полна импрессионистических звучаний и необыкновенных нюансов. Кроме Кожены в опере выступали английские певцы, в частности известное сопрано Розалинд Плоурайт, которая, несмотря на долгий творческий путь, сохраняет хорошую форму. Главную мужскую партию пел Уильям Барден. Музыка оперы с одной стороны очень сложная, но с другой – очаровательная и очень доступная для слушателей.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ