Рождество на Яузе

Рождество на Яузе
Оперный обозреватель

Театр «Русская опера», молодой московский коллектив, существующий чуть более года, представил на сцене Дворца на Яузе (бывший ДК МЭЛЗ) уже третью в этом календарном году премьеру. После «Свадьбы Фигаро» и «Сорочинской ярмарки», под самое Рождество (правда, католическое) была показана опера Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель». Основанная на сказке братьев Гримм, эта опера после мировой премьеры (Веймар, 1893 год) завоевала на рубеже веков огромную популярность. В России она была также вскоре поставлена в Частной русской опере Саввы Мамонтова, и вплоть до революции неоднократно появлялась на сценах отечественных театров, в том числе и ведущих, где ее протагонистами становились ведущие певцы того времени.

1/2

Однако после 1917 года ввиду религиозно-сентиментального содержания рождественская музыкальная сказка Хумпердинка была вычеркнута из репертуара советских театров и ее возвращение отечественному слушателю происходит только в наши дни: в Москве этим занялась «Русская опера», а в Екатеринбурге днем позже состоялась премьера на сцене местного театра оперы и балета.

Хумпердинк был учеником и соратником Рихарда Вагнера (в частности, его ассистентом в Байройте, участвовал в подготовке мировой премьеры «Парсифаля») и во многом его творческий метод – это развитие идей вагнериантства, апологетика самого знаменитого немецкого композитора. В то же время основная сфера творчества Хумпердинка – это сочинения для детей, главным образом, сказочные оперы, причем сказочные в самом первоначальном смысле этого слова: в них нет социального подтекста, злой сатиры или гротеска, как, например, в операх-сказках Римского-Корсакова. Вследствие этого в самом знаменитом произведении Хумпердинка, каковым является «Гензель и Гретель», совершенно явственно ощущается серьезное противоречие между содержанием и музыкальным воплощением: мощная оркестровка, плотная, густая музыкальная ткань, тяжеловесный в целом язык, призваны воплотить легкие сказочные образы, нехитрые детские поступки и мотивации, передавать атмосферу простых чувств и прямолинейной, почти дидактической морали. Иной раз композитору это удается, прежде всего, в обрисовке некоторых сказочных персонажей, например, Сна (Дрёмы) или Росы. Но чаще всего опера Хумпердинка воспринимается как постромантическая музыкальная драма, большая немецкая опера, нарочито рядящаяся в детские платья, которые ей явно не по размеру.

Несмотря на некоторую вторичность, музыка «Гензель и Гретель» мелодична, приятна на слух и не сложна для восприятия, огромный почти вагнеровский оркестр живописует ярко, композитор пользуется им мастерски, создавая атмосферу ирреального, волшебного. При умелой постановке эта опера все же могла бы удержать внимание маленьких зрителей, приобщить их к сложному и высокому искусству. Опера для детей – явление редкое на отечественной сцене, поэтому возрождение произведения Хумпердинка – весьма своевременный шаг московской труппы. К сожалению, по причинам ли недостаточной рекламы или слишком высокой степени раритетности («Гензеля и Гретель» за прошедшие десятилетия хорошенько подзабыли в России, и фактически ее необходимо сегодня открывать для слушателей заново), но даже на первом премьерном спектакли аншлага не наблюдалось. Будем надеяться, что со временем публика распробует все прелести поздеромантической партитуры.

В третий раз театр «Русская опера» сотрудничает с известным московским режиссером Михаилом Кисляровым, чей творческий почерк отличается умением найти новое в традиционном, бережным отношением к первоисточнику. Правда в нынешней постановке чуть смещены акценты, в частности, тема голода маленьких героев почти совсем смикширована, не прозвучала, но все остальные линии оставлены без изменений, в первозданном виде. Кисляров совместно с художником Олегом Скударем создает на сцене атмосферу «сказочного реализма»: и дом бедного вязальщика метелок, и мрачный лес, в котором делами заправляет страшная ведьма, сделаны подробно и в то же время изящно. Сцены с играющими в снежки детьми не выглядят доморощенно, будто с недорогого школьного утренника. Разумеется, не обошлось и без балетных персонажей (для балетмейстера по образованию Кислярова это выглядит вполне естественно) – свита злой колдуньи, а также лесные зверьки (лисица и ворона) обильно наводняют спектакль своими то зловещими, то игривыми па.

Традиционно в спектаклях Кислярова много актерских удач, что говорит в пользу его метода: артистам есть возможность раскрываться в своих талантах. В первую очередь это ярко гротескный образ ведьмы в исполнении баритона Сергея Москалькова (партия злодейки в данной постановке отдана мужскому голосу) – колдунья получилась не слишком страшной, скорее вульгарной и эпатажной. Пара центральных героев (меццо Алина Шакирова и сопрано Надежда Нивинская) подкупают искренностью и непосредственностью, им весьма удаются образы юных созданий. В вокальном же плане наиболее убедительна была Шакирова, порадовав густым, звучным саундом, а также Юрий Баранов в партии отца маленьких непосед. Очень хороши исполнительницы двух небольших партий – Екатерина Калагина (Дрёма) и Ксения Молоткова (Роса) – их легкие, но мастерски сделанные сопрано ласкают слух.

К сожалению, несовершенство акустики новоявленного Дворца на Яузе не дает вокалистам реализоваться в полной мере. Как и в предыдущих работах театра «Русская опера» использовалась подзвучка, однако в этот раз она была сделана наименее удачно: отдельные голоса то вдруг вылезали, то, наоборот, проваливались, оркестровые группы частенько звучали несбалансированно. Насыщенный оркестр Хумпердинка, конечно, труднее привести в равновесие с певцами, и хотя талантливый молодой дирижер Александр Жиленков прилагал здесь максимум усилий, далеко не все они увенчались успехом. Кроме того, не всегда хватало и ансамбля внутри оркестровых групп, в частности, инфернальные по замыслу высказывания скрипок звучали несколько расхлябанно.

Самое ценное в спектакле, что удалось воссоздать его творцам, это обстановка рождественского предвечерья, сочельника, сказки и ожидания чуда. Летающий рождественский пирог и скользящий по сцене пряничный домик, падающий снег, который теперь можно видеть разве что в некоторых классически поставленных балетах, и пылающая необыкновенным «северным сиянием» печка, в которой в итоге дети изжарили злую ведьму, доставляют море радости маленьким зрителям. А, значит, цель достигнута!

Иллюстрации:
Дворец на Яузе
Энгельберт Хумпердинк

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ