«Здесь ставка на искусство»

«Здесь ставка на искусство»
Оперный обозреватель

В Стокгольме впервые вручали престижную премию имени Биргит Нильсон. В этот раз ее получил Пласидо Доминго.

Когда в Стокгольме на торжественной церемонии шведский король вручает премию ценой в один миллион долларов, то невольно возникает сравнение с Нобелевской премией. Однако премия Биргит Нильсон не претендует заменить несуществующую Нобелевскую премию для музыкантов. «Нобелевская премия - это Нобелевская премия. У нас же - премия Биргит Нильсон», заявляет Рутберт Рейш, глава фонда Нильсон, живущий в Вене. Он же добавляет: «Нобелевская премия поощряет прежде всего изобретательность, а премия Биргит Нильсон достается исполнителям – это совсем другая сфера.

Премию получают артисты, которые, нередко под большим нервным напряжением, возвращают к жизни произведения великих композиторов.

Биргит Нильсон была событием века. Об этом свидетельствуют сегодня ее записи, хотя и они передают лишь отчасти то особенное, драматичное, объемное, что было в ее необыкновенном голосе. На пластинках сразу заметен некий металлический оттенок, который был явно присущ ее голосу. В живом исполнении добавлялось намного больше красок, которыми она великолепно владела. Ее Изольда (дир. Бём), или Брунгильда (дир. Бём или Георг Шолти), Саломея и Электра (дир. Шолти), Турандот (дир. Эрих Ляйнсдорф). Это все записи, которые стали великими и являются эталоном для многих. Биргит Нильсон была королевой в драматических операх Штрауса и Вагнера, звезда интернациональной оперной сцены, которую везде принимали «на ура». Однако певица, родившаяся в 1918 году в Швеции, никогда не теряла почву под ногами от успеха. «Она отдавала себе отчет, на каком уровне она находится», подтверждает Рутберт Рейш, много лет друживший с певицей. «Однако, слава ей ни разу не вскружила голову. Она не могла и не хотела почивать на лаврах, а продолжала всю жизнь постоянно работать над собой и своими ролями». Служение композитору и музыке было для нее превыше всего. Именно это и должно стать критерием для присвоения премии. Еще при жизни она создала свой фонд, куда пожертвовала деньги, и лишь спустя три года после ее смерти, (она умерла в 2005 году), было объявлено об этой премии, и вот она впервые была вручена. «Этой премией будут награждаться выдающие успехи в области оперы, оратории и концертов», объяснил Рутберт Рейш, «соответственно, в первую очередь, награда будет вручаться певцам и дирижерам. В качестве исключения премия может быть вручена целому спектаклю, если он не исказит дух композитора. Прежде всего, в круг кандидатов будут отбираться люди, не зацикленные на своей персоне, полностью подчиняющие себя воле композитора». Все это были добродетели, которые характеризовали Биргит Нильсон, и это все те качества, которыми безусловно обладает Пласидо Доминго. «Когда она назначила меня главой фонда в начале 1990-х годов, для меня это была невероятная честь, и уже тогда она мне назвала Пласидо Доминго, как первого человека, которого надо наградить этой премией». Тот факт, что премия впервые вручается лишь спустя 4 года после ее смерти, говорит лишь о скромности певицы. «Она не хотела, что бы осталось ощущение, что она это делает лишь ради себя, хотя премия носит имя Биргит Нильсон и финансируется только из тех денег, которые она заработала на сцене. Но, прежде всего, это шведская премия, напоминающая о том, как много знаменитых певцов было в этой стране: Дженни Линд, Кристина Нильсон, Керстин Торборг, Сет Сванхольм, Юсси Бьёрлинг ну и, конечно же, Николай Гедда». Премию планируется вручать каждые два-три года, кандидаты будут выбираться жюри, чей состав в ближайшие месяцы огласят.

Пласидо Доминго выбрала сама Нильсон. Доминго начал петь Вагнера уже тогда, когда Нильсон давно не выступала на сцене. «Поэтому они редко пели вместе», подтверждает Рутберт Рейш, «совместно выступали в Вероне в «Турандот», несколько раз в «Тоске», вместе записывали в студии звукозаписи «Оберона» Вебера. Биргит Нильсон и Пласидо Доминго уважали и ценили друг друга, и, насколько это позволял их график, старались посещать спектакли с участием друг друга».

В марте 2009 года стало впервые известно, что премию получит Доминго, а сама церемония вручения состоялась 13 октября 2009 в Королевской шведской опере в Стокгольме в присутствии короля Карла XVI Густава и королевы Сильвии. Церемония была полна блеска, заранее великолепно организована швейцарским агентством «Фармер Консалтинг Лимитед». На церемонии присутствовали гости из разных стран мира. Память Биргит Нильсон почтили видео-отрывком из «Турандот». Ханс-Петер Леман произнес речь. Бывший помощник Виланда Вагнера и многолетний интендант Государственного оперного театра в Ганновере, много общавшийся с Нильсон, в своей речи создал замечательный образ этой прекрасной певицы. Шведская певица, «наследница» Биргит Нильсон, Нина Штемме спела арию из «Тристана и Изольды». Речь о Доминго сказала Бригитта Свенден, художественный руководитель Королевской шведской оперы. После этого на сцену вышел сам лауреат, явно тронутый и растроганный происходящим, он отметил, что за свою жизнь получал много премий и наград, но это нечто особенное, так как эту премию ему присудила столь почитаемая им его коллега, а не жюри. Он рассказал о совместных выступлениях, о что он в восторге от голоса Нильсон, которая была способна «заглушить» оркестр своим грандиозным голосом во многочасовых операх Вагнера, и при этом также поразительно хорошо владела piano.

«Жизнь короткая, оперы Вагнера длинные, а «Кольцо нибелунга» невероятно длинное», так пошутил Доминго, взяв в тот же миг свои слова обратно и сказав, что мы должны быть благодарны Вагнеру за то, что он подарил нам «Кольцо». К его сожалению он никогда не пел вместе c Биргит Нильсон в операх Вагнера. Часть денежного приза он передаст в фонд международного конкурса «Опералия», а на оставшиеся средства сам учредит премию Биргит Нильсон для молодых исполнителей опер Вагнера. После того как король Карл XVI Густав официально вручил Доминго премию, королевский оперный оркестр под управлением Грегора Брюля сыграл вступление из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры», в доказательство того, что Биргит Нильсон делала «ставку на искусство, и почитала мастеров!».

Петер Блаха
«Сцена» («Buehne») – австрийский театральный журнал, ноябрь 2009 года

Перевод Эллы Пружанской

На фото:
Пласидо Доминго

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ