«Франческа да Римини» в Большом Зале Консерватории

«Франческа да Римини» в Большом Зале Консерватории
Оперный обозреватель

Так уж сложилось в России, что оперные опусы Рахманинова имеют куда меньший интерес у публики, чем его инструментальные произведения. На фоне мизерного внимания к операм композитора, концерт Большого симфонического оркестра им. Чайковского, представивший московскому слушателю «Франческу да Римини», оказался довольно интересным событием. Вечер 31 декабря состоял из двух отделений: первое – одноименная симфоническая фантазия Чайковского, второе – опера Рахманинова.

Конечно же, этих двух композиторов объединяет не просто одна случайная тема трагической любви Франчески да Римини. Но именно эта тема позволяет понять, насколько сильным было влияние Чайковского на творчество Рахманинова.

Связь определяет не только структурная параллель, но и схожесть музыкальных штрихов, акцентов, эмоциональная насыщенность музыки. В операх композитора музыка почти всегда является равноправной участницей действия. Насыщенная, порывистая, многогранная сама по себе, музыка Сергея Рахманинова становится мощной звуковой декорацией, что особенно чувствуется в условиях концертного исполнения. Собственно, вследствие неудачного либретто «Франческу да Римини» постигла, если так можно выразиться, именно такая, концертная судьба.

Для Большого зала консерватории вместить симфонический оркестр, задуманный Рахманиновым, оказалось технически трудной задачей, а нахождение на сцене певцов оказалось весьма затруднительным. Исполнителям партий Данте и Тени Вергилия пришлось стоять в глубине сцены, что конечно внесло свои коррективы в звучание. Татьяне Моногаровой (Франческа), Всеволоду Гривнову (Паоло) и Дмитрию Белосельскому (Ланчотто) пришлось не слаще, ибо почти все вокальные номера сопровождались мощнейшим инструментальным аккомпанементом. Для некоторых из певцов проверка на прочность оказалась непосильной. В чем их вины, надо признать, мало. Для маэстро Федосеева работа с оперными произведениями оказывается не очень успешной по той простой причине, что дирижер, привыкший к крупному музыкальному штриху, отказывается подстраивать оркестр под вокальные возможности исполнителей. Таким образом, практически всем солистам в этот вечер пришлось исполнять свои партии на пределе голосовых возможностей.

Партия Франчески, звучащая почти всю оперу преимущественно в верхнем регистре, Моногаровой удавалась с трудом. Из-за высокой тесситуры и без того не блестящая дикция певицы пострадала еще сильнее. Голосовая нагрузка почти не давала ей нюансировать, по-настоящему управлять своим голосом. Певица оказалась несвободна в тех условиях, которые ей были навязаны инструментальным сопровождением. В одном эпизоде из «диалога с Ланчотто» у Моногаровой даже сорвался голос, что произвело довольно неблагоприятное впечатление и подпортило исполнение в целом.

Достаточно крепким для таких условий оказался бас Дмитрий Белосельский. Четкая дикция, зычный, объемный, сильный голос создал полный, драматичный образ героя. Этому персонажу в опере Рахманинова отведена достаточно большая вокальная роль. Так что на Белосельского была возложена ответственность намного большая, чем на остальных исполнителей. Певец звучал уверенно, грамотно фразируя и интонируя свою партию, наполнил ее по-настоящему эмоциональным звучанием. Его Ланчотто получился убедительным.

Что касается Всеволода Гривнова, то этот исполнитель в партии Паоло был неоднозначен. Сцена «чтения» исполнителю удалась. Гривнов продемонстрировал четкую дикцию, приятного тембра тенор, уверенное звучание. Но когда дело дошло до крайних верхних нот, певцу явно не хватало дыхания и силы голоса, чтобы покрыть оркестр. Ни одной ошибки не было совершено, но по исполнителю было видно, что справляется с программой максимум он на пределе своих возможностей.

И все же, несмотря на некоторые вокальные шероховатости, концерт в целом можно назвать удачным. Проблемой было лишь то, что солисты терпели не только физическое, пространственное, но и вокальное стеснение. Маэстро Федосееву переучиваться уже поздно, но поучиться более тонкому и гибкому аккомпанированию певцам, по крайней мере, не помешало бы!

На фото:
Большой зал Московской консерватории

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ